ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 декабря 2019 года город Вологда Дело № А13-21289/2019
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Комягиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление - 35» об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области от 29.10.2019 № 261-д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от общества – ФИО1 по доверенности от 02.12.2019, от департамента – ФИО2 по доверенности от 21.01.2019,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление - 35» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области (далее – департамент) от 29.10.2019 № 261-д по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Общество в заявлении указало, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Указывает, что общество в установленные сроки ответило на предписание департамента от 03.10.2019 № 78-Д, в ответе сообщило, что заявитель 18.10.2019 разместил обновленный проект договора долевого участия.
Департамент в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности. Полагает, что основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части изменения административного наказания.
Как следует из материалов дела, должностным лицом департамента на основании распоряжения от 10.09.2019 № 107 проведена внеплановая документарная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 03.10.2019 № 351-АД и выдано предписание от 03.10.2019 № 78-д.
В ходе проверки установлено, что общество на основании разрешения на строительство от 18.11.2015 № RU 35-35508315-39-2015 осуществляет строительство 33-х квартирного 3-х этажного жилого дома № 9 по ГП в деревне Маурино Подлесного сельского поселения Вологодского района с привлечением денежных средств граждан.
Административным органом установлено, что застройщиком не размещен проект договора долевого участия, отвечающим требованиям действующего законодательства, чем нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).
По данному факту консультантом отдела надзора в сфере долевого строительства управления государственного строительного надзора департамента ФИО2 18.10.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 279-д.
И.о. начальника управления государственного строительного надзора, заместителя начальника департамента ФИО3., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении, принял постановление по делу об административном правонарушении от 29.10.2019 № 261-д. Данным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 205 000 рублей.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено должностными лицами департамента в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.56, пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, у застройщика возникла обязанность предоставлять участникам долевого строительства информацию, предусмотренную статьей 3.1 Закона № 214-ФЗ, в объеме, предусмотренном действующим законодательством, путем раскрытия (размещения) ее на официальном сайте застройщика.
Частью 4 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ установлено, что изменения, внесенные в сведения и документы, подлежащие раскрытию в соответствии с настоящим федеральным законом, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений.
С 25.12.2018 до 01.07.2019 застройщик был вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства при условии исполнения обязанности по уплате отчислений взносов в компенсационный фонд до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве.
С 01.07.2019 застройщики вправе осуществлять строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств участников долевого строительства при соблюдении одного из условий: исполнения обязанности по уплате отчислений взносов в компенсационный фонд до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве при наличии у застройщика заключения о готовности проекта строительства, выдаваемого Департаментом строительства области; размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Закона № 214-ФЗ.
Обществом 26.09.2019 внесены изменения в проектную декларацию по строительству жилого дома в пункт 19.1.1, касающийся способа обеспечения прав граждан – счета эскроу (в предыдущих изменениях в проектную декларацию от 29.07.2019 в графе 19.1.1 способ обеспечения прав граждан значился – страхование).
С учетом части 4 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик в срок до 02.10.2019 обязан разместить в ЕИСЖС проект договора долевого участия с внесенными в него изменениями, вместе с тем данное требование исполнено обществом только 18.10.2019.
На основании пункта 6 статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ застройщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию.
Общество является застройщиком многоквартирного дома, имеет разрешение на строительство и привлекает для его осуществления денежные средства участников долевого строительства, в связи с этим несет обязанность по соблюдению требований статьи 3.1 Закона № 214-ФЗ. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением, другими материалами дела об административном правонарушении.
Общество просит признать правонарушение малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Правоотношения в сфере долевого строительства находятся под особой охраной государства, что подтверждается наличием специального Закона № 214-ФЗ, контролирующего органа в данной сфере, установлением для застройщиков публично-правовых обязанностей, а также строгих санкций за неисполнение указанных обязанностей.
Указанное административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Государственный контроль в указанной сфере направлен на защиту прав потребителей. Арбитражный суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение создает препятствия в осуществлении государственного контроля в области соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае не имеется.
Вместе с тем санкция части 2 статьи 14.28 КоАП РФ предусматривает наказание в виде назначения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Обществу оспариваемым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 205 000 рублей с учетом повторности.
Конституционным Судом Российской Федерации 25.02.2014 принято Постановление № 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ внесены изменения в Кодекс и статья 4.1 КоАП РФ дополнена частью 3.2, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, учитывая устранение выявленного нарушения, арбитражный суд полагает, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 205 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренныхчастью 1 статьи 3.1КоАП РФ в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей.
С учетомПостановленияКонституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, установив наличие оснований для применения иной меры ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об изменении постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Следовательно, постановление департамента от 29.10.2019 № 261-д подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 205 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление Департамента строительства Вологодской области от 29.10.2019 № 261-д о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35», расположенного по адресу: <...>, офис (квартира) 4, зарегистрированного 15.09.2011 за основным государственным регистрационным номером 1113525013007, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 205 000 рублей.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление-35», расположенному по адресу: <...>, офис (квартира) 4, зарегистрированному 15.09.2011 за основным государственным регистрационным номером 1113525013007, ИНН <***>, административное наказание по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья О.П. Логинова