ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-2257/15 от 30.03.2015 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


30 марта 2015 года город Вологда Дело № А13-2257/2015

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поляковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Румянцевой Натальи Валерьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от Управления – Сокольникова Е.А. по доверенности от 27.08.2013, предпринимателя Румянцевой Н.В.,

у с т а н о в и л:

   Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН, управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Румянцевой Натальи Валерьевны (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

       В заявлении указано, что предпринимателем допущено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией № АСС-35-684 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Ранее предприниматель привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.06.2014 по делу № А13-5923/2014 за нарушение условий, предусмотренных лицензией (подпункты «г», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280), решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.12.2014 по делу № А13-16080/2014 предприниматель привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель Румянцева Н.В. отзыв на заявление не представила, в судебном заседании пояснила, что практически все нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены, о чем сообщено в Управление.

  Заслушав объяснения представителя Управления и предпринимателя, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. 
   Предприниматель Румянцева Н.В. 29.06.2011 зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 311352518000052 и на основании лицензии № АСС-35-684 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
   Как следует из материалов дела, Управлением в период с 18.02.2015 по 19.02.2015 на основании приказа от 30.12.2014 № 289 проводилась плановая выездная проверка в целях проверки соблюдения требований законодательства в сфере автомобильного транспорта, в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, размещенном на официальном сайте прокуратуры Вологодской области. По результатам проверки Управлением составлен акт от 19.02.2015 № 27.

   В ходе проверки Управлением установлено, что предприниматель Румянцева Н.В. не анализирует и не устраняет причины дорожно-транспортны- происшествий (далее – ДТП) и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ей транспортных средств; не сверяет с управлением (отделом) органа внутренних дел по городу сведения о ДТП с участием принадлежащих ей транспортных средств. Документы, подтверждающие ежемесячную сверку с ГИБДД, отсутствуют.

         Предприниматель Румянцева Н.В. допускает водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, что запрещается.

         При проверке журналов проведения инструктажей по безопасности перевозок с водителями Управлением установлено, что у предпринимателя не были проведены сезонные инструктажи при переходе на осенне-зимний период и специальные инструктажи со всеми водителями, проведение которых необходимо в связи с вступлением в силу 01.01.2015 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 № 877.

При проверке журнала проведения инструктажей по безопасности перевозок с водителями Управлением выявлено, что предприниматель Румянцева Н.В. не осуществляет документальный учет сведений о лицах, проходивших и проводивших инструктаж (отсутствует имя и отчество), а также виде инструктажа.

В целях предупреждения ДТП Румянцева Н.В. не спланировала следующие мероприятия по проведению стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта  при переводе на новый тип (модель) транспортного средства; по проверке соответствия транспортных средств по назначению и конструктивным техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров; по проведению ежедневного контроля технического состояния транспортных средств по возвращении к месту стоянки; по обеспечению стоянки (хранению) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями индивидуального предпринимателя.

При проверке Управлением установлено, что у предпринимателя Румянцевой Н.В. графики работы (сменности) водителей за январь, февраль 2015 года не доведены до сведения водителей.

Предприниматель Румянцева Н.В. понуждает водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения, что запрещается. Графиком работы (сменности) водителей на февраль 2015 года, утвержденным предпринимателем не запланирован перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут: у водителей, работающих во вторую смену по выходам № 6, 7, 8, 9 согласно графику на февраль 2015 года (маршрут № 1); у водителей, работающих в первую смену по выходам № 3, 6, а также во вторую смену по выходам № 4, 5 согласно графику на февраль 2015 года (маршрут № 1 выходные); Графиком работы (сменности) водителей на февраль 2015 года перерыв (отстой) между двумя часами рабочего дня устанавливается позже, чем за 4 часа после начала работы, что недопустимо. Так, водителям, работающим по выходу  № 2, перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется по истечении 8 часов 56 минут после начала работы; водителям, работающим по выходу № 3 перерыв между частями рабочего дня предоставляется по истечении 10 часов 15 минут после начала работы; водителям, работающим по выходу № 5, перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется по истечении 6 часов 37 минут после начала работы.

Управление посчитало, что предпринимателем в данном случае нарушены требования части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон № 196-ФЗ), пункта 18 «Правил учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647,пунктов 15, 17, 20, 21, 22, 23 Приложения № 1 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее – приказ Минтранса № 7), пунктов 1.3, 2.1, 2.5, 2.6 Приложения № 2  приказа Минтранса № 7, пунктов 3, 4, 24 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение № 15).

По факту выявленных нарушений государственный инспектор отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля междугородных автомобильных перевозок Управления Сокольников Е.А. 25.02.2015 составил протокол об административном правонарушении № 88 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, пунктом 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом Управления.   
   На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.     
   В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.       
Статьей 17 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.      
   Обязанность соблюдать условия лицензирования закреплена в пункте 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ, где понятие «лицензионные требования» определено как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.    
   Порядок лицензирования указанной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании).
   В соответствии с подпунктами «г», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе являются:

-  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении

- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
   - соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Законом № 259-ФЗ, в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа.     
Пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, установлено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

При проверке Управлению не были представлены документы, подтверждающие ежемесячную сверку с ГИБДД относительно ДТП с участием принадлежащих предпринимателю транспортных средств.

В соответствии с пунктом 16 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7 субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:

1) о погодных условиях движения на маршруте;

2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;

3) о местах стоянки транспортных средств;

4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;

5) об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;

7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;

8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;

9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;

10) о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.

На основании пункта 16 Приложения № 1 к названному приказу информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

 В силу пункта 20 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7 сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

 В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях: вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей; изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения; получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом; совершения и (или) угрозы совершения террористических актов. При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя (пункт 21 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7).

Согласно пункту 22 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7 субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.

Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет (пункту 23 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7).

На основании пункта 6 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7 в целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.

В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет. При осуществлении указанного анализа устанавливаются сведения, перечисленные в пунктах 1, 2, 3 пункта 6 Правил обеспечения безопасности перевозок.

В соответствии с пунктами 1.3, 2.1, 2.5, 2.6 Приложения № 2 к приказу Минтранса № 7 к числу мероприятий, осуществляемых субъектом транспортной деятельности относятся:

- проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

- проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов.

- проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе.

- обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Приложения № 1 к приказу Минтранса № 7 в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.

Пунктом 15 названного приказа предусмотрено, что субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, устанавливает Положение № 15.

Из пунктов 3, 4 Положения № 15 следует, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения; графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

На основании пункта 24 Положения № 15 водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

В данном случае в ходе проверки Управлением установлено нарушение вышеуказанных требований предпринимателем. В судебном заседании предприниматель признал факт допущенного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что ранее предприниматель решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.06.2014 по делу № А13-5923/2014 привлекался административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (подпункты «г», «з», «и» пункта 4 Положения № 280), решением  Арбитражного суда Вологодской области от 11.12.2014 по делу № А13-16080/2014 предприниматель привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Следовательно, в данном случае имеет место повторность нарушения в течение года, что влечет квалификацию нарушения лицензионных требований как грубого, то есть по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Событие правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки от 19.02.2015, протоколом об административном правонарушении от 25.02.2015 № 88 и другими материалами дела об административном правонарушении.

Суд считает, что вина предпринимателя в совершении правонарушения административным органом доказана.

Таким образом, в действиях предпринимателя Румянцевой Н.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае арбитражный суд с учетом обстоятельств дела, с учетом признания предпринимателем факта вмененного правонарушения, устранения выявленных в ходе проверки нарушений, что подтверждено представителем Управления в судебном заседании, считает возможным назначить предпринимателю Румянцевой Н.В. административное наказание в виде назначения административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 4 100 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

привлечь предпринимателя Румянцеву Наталью Валерьевну (дата рождения – 18.06.1977, место рождения – город Вологда; место жительства: Вологодская область, город Вологда, улица Проектируемая, дом 4, квартира 6; запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей от 29.06.2011, основной государственный регистрационный номер 311352518000052, ИНН 352521511720, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 4 100 рублей.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения в суд не представлены сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, и административному органу при наличии данных об уплате штрафа сообщить сведения в Арбитражный суд Вологодской области.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа ИНН 3525020041 КПП 352501001 УФК по Вологодской области (УГАДН по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта л/с 04301114620) банк получателя: Отделение Вологда г. Вологда, счет № 40101810700000010002, БИК 041909001 ОКТМО 19701000, КБК 106 116 900 400 460 00 140.



Судья                                        
О.П. Логинова