АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2006 года г. Вологда Дело№А13-2433/2006-20
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Романовой А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
МУП ЖКХ ВМР «Кубенское»
к Управлению социальной защиты населения Администрации Вологодского муниципального района, Финансовому управлению Вологодского муниципального района, Департаменту финансов Вологодской области, Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина РФ по Вологодской области
о взыскании 381 145 руб. 15 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 20.04.06
от ответчика: управление соцзащиты - ФИО2 по доверенности от 24.04.06,
Департамент финансов- ФИО3 по доверенности от 12.04.2006,
Минфин РФ – ФИО4 по доверенности от 03.02.2006,
Финуправление – ФИО5 по доверенности
в судебном заседании были объявлены перерывы с 13.06.2006 до 15.06.2006 и с 15.06.2006 до 16.06.2006
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района «Кубенское» (далее - МУП ЖКХ ВМР «Кубенское») обратилось в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Вологодского муниципального района (далее – Управление социальной защиты), Финансовому управлению Вологодского муниципального района (далее – финансовое управление), Департаменту финансов Вологодской области (далее – Департамент финансов), Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина РФ по Вологодской области (далее – Минфин РФ) о взыскании 381 145 руб. 15 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением субсидий населению по оплате жильно-коммунальных услуг в апреле, мае 2003 года, 2004 году и в 1 квартале 2005 года.
Управление социальной защиты иск не признало на том основании, что считает себя ненадлежащим ответчиком. Денежные средства на указанные в иске цели для перечисления истцу поступали от Финансового управления Вологодского муниципального района.
Минфин РФ иск не признало, указав, что в 2003-2004гг возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на основании ст.15.4 Закона РФ №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» производилось за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. В 2005 году возмещение вышеуказанных затрат осуществлялось на основании ст.159 Жилищного кодекса РФ из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ.
Департамент финансов иск не признал на том основании, что все средства, поступившие в 2003, 2004гг из федерального бюджета в полном объеме были распределены между муниципальными образованиями Вологодской области. В 2003 году из федерального бюджета Вологодской областью получено 14 489 400 руб., Вологодскому муниципальному району выделено 195 700 руб. В 2004 году из федерального бюджета Вологодской областью получено 15 284 000 руб., Вологодскому муниципальному району выделено 458 993 руб. В 2005 году вологодскому муницпальному району средства были выделены в предела средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Кроме того, постановлением Правительства области от 24.02.2005 №195 «О дополнительной социальной защите населения» органам местного самоуправления предложено принять решения о снижении максимально допустимой доли собственных расходов граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 10%». Департаменту финансов предложено рассмотреть вопрос об увеличении размера финансовой помощи муниципальным образованиям области для дополнительной социальной защиты населения с учетом исполнения местных бюджетов за первое полугодие 2005 года и в нести изменения в закон области «Об областном бюджете на 2005 год». В марте 2005 года субсидии начислены в Вологодском муниципальном районе из расчета 10% ,в то время как федеральный и региональный стандарт установлен 22%.В 2005 году Вологодскому муниципальному району было выделено из областного бюджета 4 243 166 руб. из расчета доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%, как это установлено федеральным и региональным стандартом. Таким образом, субъект РФ – Вологодская область выполнил свои обязательства в полном объеме. За март 2005 года расходы в размере 12% подлежат возмещению за счет местного бюджета Вологодского муниципального района, органы местного самоуправления которого снизили стандарт оплаты до 10%.
Финансовое управление иск не признал на том основании, что в 2003 году Вологодскому муниципальному району из фонда софинансирования социальных расходов выделено 195 700 руб., что составляет 5,9% от фактических начисленных субсидий, в 2004 году району перечислено 8,5% от суммы начисленных субсидий. Целевые субсидии из областного бюджета не выделялись. Расходы местного бюджета в 2003 году составили 945 500 руб., в 2004 году – 4 903 075 руб. Надлежащим ответчиком считает областной бюджет.
Заслушав представителей сторон, изучив документы в материалах дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению за счет казны Вологодской области в лице Департамента финансов, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец предоставлял субсидии населению по оплате жильно-коммунальных услуг в апреле, мае 2003 года, 2004 году и в 1 квартале 2005 года на основании ст.15.4 Закона РФ №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и ст.159 Жилищного кодекса РФ. В связи с этим остались не возмещенными расходы истца в сумме 381 145 руб. 15 коп. Размер расходов истца подтверждается актом сверки расчетов с Финансовым управлением и списками граждан, которым предоставлялись субсидии, согласованным Управлением социальной защиты населения. Спора по размеру расходов нет.
На основании ст.15.4 Закона РФ №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» возмещение затрат в 2003-2004гг, связанных с предоставлением гражданам субсидий производилось за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Поскольку Департамент финансов только распределил средства федерального бюджета, полученные в 2003-2004гг, и не предусмотрел в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год и фактически не перечислял средства областного бюджета муниципальным образованиям на указанные цели, то расходы истца за 2003-2004гг подлежат возмещению за счет казны Вологодской области.
В 2005 году возмещение вышеуказанных затрат осуществлялось на основании ст.159 Жилищного кодекса РФ из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ. В связи с тем, что выделенных из областного бюджета 2005 году средств оказалось не достаточно для возмещения расходов истца, то иск за 2005 год также подлежит удовлетворению за счет казны Вологодской области. Доводы Департамента финансов об отнесении расходов за март 2005 года на счет местного бюджета не состоятельны, так как Правительство Вологодской области постановлением №161 от 15.02.2005 установило внести изменения в пункт 2 постановления Правительства области от 25.10.2004 №984 «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год», заменив цифру 22 цифрой 10. Постановление вступило в силу с 01.01.2005, то есть субсидии предоставлялись в Вологодском районе в 2005 году на уровне регионального стандарта.
Истцу при предъявлении иска была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. В связи с удовлетворением иска госпошлина подлежит взысканию в федеральный бюджет за счет казны Вологодской области. В иске к
Управлению социальной защиты населения Администрации Вологодского муниципального района, Финансовому управлению Вологодского муниципального района, Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина РФ по Вологодской области надлежит отказать. Доводы Департамента финансов том, что спор не подведомствен арбитражному суду противоречат ст.29 АПК РФ и отклоняются судом.
Руководствуясь ст.102, 110, 167-169, 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Вологодской области
Р е ш и л:
Взыскать с Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района «Кубенское» 381 145 руб. 15 коп. в овзмещение расходов в связис предоставлением субсидий.
Взыскать с Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 9 122 руб. 90 коп.
В иске к Управлению социальной защиты населения Администрации Вологодского муниципального района, Финансовому управлению Вологодского муниципального района, Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина РФ по Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.В.Романова