ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-3014/06 от 17.07.2006 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

19 июля 2006 года                           г. Вологда                 Дело № А13-3014/2006-19

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2006 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2006 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Потеевой А.В.,

при ведении протокола заседания помощником судьи Корюкаевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению кредитного потребительского кооператива граждан "СИСТЕМОРЕСУРС" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области о признании недействительным решения от 19.01.2006 № 65/2189

при участии: от инспекции – ФИО1 по доверенности от 01.01.2006    № 04-09/471, ФИО2 по доверенности от 17.07.2006 № 04-09/44601,

у с т а н о в и л:

кредитный потребительский кооператив граждан "СИСТЕМОРЕСУРС" (далее – КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС", кооператив) обратился в арбитражный суд с требованием к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее – Инспекция) о признании недействительным решения от 19.01.2006 № 65/2189 о привлечении к налоговой ответственности.

Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседания предъявленные требования отклонили, ссылаясь на обоснованность вынесенного решения.

Извещенный надлежащим образом КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС" представителя в судебное заседание не направил, поэтому дело рассмотрено без его участия в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования кооператива подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, 19.10.2005 КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС" представил в Инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 года. В декларации при отсутствии реализации кооператив заявил налоговый вычет в сумме 83 495 руб. по приобретенным основным средствам, требующим сборки, монтажа. 

В рамках камеральной проверки Инспекция направила налогоплательщику требование от 09.12.2005 № 14-12/01-64612 о предоставлении в пятидневный срок с момента получения документов: книги продаж; счетов-фактур выставленных; книги покупок; счетов-фактур, полученных по основным средствам и (или) нематериальным активам; платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС по основным средствам, выписку с расчетного счета в банке; документов, подтверждающих постановку на учет основных средств и (или) нематериальных активов (формы ОС-1, карточки счета 01, 04); договоров купли-продажи основных средств; приказа об учетной политике на 2005 год.

Требование получено налогоплательщиком 10.12.2006, однако в установленный срок не исполнено. В связи с этим Инспекцией принято решение от 19.01.2006 № 65/2189 о привлечении КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС" к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в сумме 50 руб. за каждый непредставленный документ, а всего в размере сумме 400 руб.

Заявитель считает решение Инспекции необоснованным, так как требование налогового органа сформулировано неконкретно, что затруднило его исполнение.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статьей 93 НК РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Причем налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представления только тех документов, которые налогоплательщик обязан иметь в силу норм законодательства о налогах и сборах.

Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Из материалов дела видно, что Инспекция направила кооперативу требование о предоставлении имеющихся у него документов в подтверждение данных налоговой декларации. Согласно декларации КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС" заявлен налоговый вычет в сумме 83 495 руб. по приобретенным основным средствам, требующим сборки, монтажа. 

В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктами 1 и 3 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж. При этом составленные с нарушением счета-фактуры не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету. 

Порядок ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914.

Согласно статье 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. В числе иных положений приказ об учетной политике должен содержать рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Учет основных средств производится в соответствии Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26Н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.1998 № 33Н. Согласно указанным положениям на счете 01 учитываются основные средства, эксплуатация которых не требует дополнительного монтажа.

Оборудование, требующее монтажа, принимается к учету на счете 07 "Оборудование к установке". Допускается его оприходование и на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н).

Кроме того, пунктом 12 статьи 167 НК РФ предусмотрено утверждение в организации приказа об учетной политике для целей налогообложения, который служит для определения момента формирования налоговой базы (по мере отгрузки или по оплате).

Таким образом, требование Инспекции о предоставлении документов обоснованно и служит целям налогового контроля в целях проверки  сведений, отраженных в декларации.

Привлечение к налоговой ответственности за непредставление кооперативом счетов-фактур полученных, книги покупок, платежных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога по основным средствам, документов, подтверждающих постановку на учет основных средств в виде штрафа в сумме 250 руб. является правомерным.

В тоже время наложение санкций за непредоставление книги продаж, счетов-фактур выставленных, договоров купли-продажи основных средств суд считает ошибочным.

Как указано выше, состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, имеет место в случае непредставления налогоплательщиком документов, которые имеются у него в наличии.

По настоящему делу Инспекцией не представлено доказательств того, что  книга продаж, счета-фактуры выставленные, договоры купли-продажи основных средств имелись у КПКГ "СИСТЕМОРЕСУРС". Напротив, из представленной декларации следует, что во 2 квартале 2005 года кооператив не осуществлял реализацию товаров (работ, услуг), то есть книга покупок и счета-фактуры, выставленные за указанный период, у него отсутствовали. Обязательность заключения письменных договоров купли-продажи на приобретение основных средств, требующих монтажа, гражданским законодательством не предусмотрена.

При таких обстоятельствах решение Инспекции о привлечении кооператива к ответственности за непредставление указанных документов в виде штрафа в сумме 150 руб. следует признать недействительным.

Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

признать не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации и недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области от 19.01.2006 № 65/2189 о привлечении кредитного потребительского кооператива граждан "СИСТЕМОРЕСУРС" к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме       150 руб.

В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать.

Возвратить кредитному потребительскому кооперативу граждан "СИСТЕМОРЕСУРС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 05.04.2006 № 16.

В части признания недействительным решения налогового органа решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Вологодской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                   А.В. Потеева