ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-3079/09 от 08.06.2009 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  11 июня 2009 года г. Вологда Дело № А13-3079/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2009 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мосягиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, о признании недействительными решения от 05.02.2009 № 734 и предписания от 05.02.2009 №734, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Северсталь»,

с участием от заявителя Ефимовой Е.В. по доверенности от 22.12.2008, Полтиевич Е.Л. по доверенности от 22.12.2008, Соколовой О.А. по доверенности от 22.12.2008, от Управления – Хлевчука В.Т. по доверенности от 03.04.2008, Скребкова Н.В. по доверенности от 25.05.2009, Шишеловой С.А. по доверенности от 30.10.2008,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее – ОАО «ВСК», Компания) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС по Вологодской области, УФАС, Управление) о признании недействительными решения от 05.02.2009 № 734 и предписания от 05.02.2009 № 734. В обоснование полагает, что согласование не могло быть произведено до получения подтверждающих документов в полном объеме. Ссылается на недоказанность доминирующего положения Общества, нарушения при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Считает, что Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка не подлежат применению к спорным правоотношениям, полномочий по рассмотрению заявления предприятия у территориального антимонопольного органа не имеется.

Представители ОАО «ВСК» в судебном заседании поддержали заявленные требования.

УФАС по Вологодской области в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая решение и предписание законными и обоснованными. Ссылаются на нарушение обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Открытое акционерное общество «Северсталь» (далее – ОАО «Северсталь, Общество) в отзыве поддержало доводы УФАС по Вологодской области. Считает, что действиями по уклонению от согласования Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене ОАО «ВСК» препятствует Обществу в доступе на оптовый рынок электроэнергии.

Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание его представители не явились, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, УФАС по Вологодской области на основании приказа от 01.11.2008 № 224 в связи с поступившим заявлением ОАО «Северсталь» возбуждено дело в отношении ОАО «ВСК» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого принято решение от 05.02.2009 № 734 и выдано предписание от 05.02.2009 № 734 (т.1 л.д.10-18, т.2 л.д.122-130).

В ходе рассмотрения дела Управлением установлено, что ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области (приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, по электрической энергии с долей более 65 процентов на территории Вологодской области), является гарантирующим поставщиком и имеет статус субъекта оптового рынка.

В решении УФАС отражено, что ОАО «Северсталь» направило в адрес общества Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки и письмом № ССТ-20-12-1/30650 от 22.09.2008 обратилось в адрес ОАО «ВСК» с просьбой согласовать данный Перечень. В дополнение письмом от 29.09.2008 № ССТ-20-12-1/31925 направило однолинейную схему электроснабжения и акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ОАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Северсталь». Письмом № 24/2676 от 16.10.2008 Компания сообщила Обществу о том, что для его согласования необходимо представить в их адрес дополнительные документы. Письмом от 05.11.2008 № ССТ-20-12-1/35947 ОАО «Северсталь» повторно направило для согласования Перечень с приложением общей однолинейной схемы электроснабжения Общества и однолинейные схемы по каждой подстанции. Дополнительно письмом от 17.11.2008 № ССТ-20-12-2/37316 в адрес Компании направило Соглашение об информационном обмене, порядок расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии. ОАО «ВСК» письмом от 04.12.2008 № 24/3251 возвратила Обществу перечни и Соглашение в связи с наличием недостатков. В связи с решением комиссии при НП «Совет рынка» Общество направило в адрес Компании документы для согласования Перечня средств измерений для коммерческого учета письмом от 30.12.2008 №ССТ-20-12-1/42731. ОАО «ВСК» письмом от 16.01.2009 № 24/104 вернула подписанный с протоколом разногласий Перечень средств измерений. Общество и Компания являются потенциальными конкурентами на оптовом рынке электрической энергии.

В связи с этим УФАС пришло к выводу о нарушении ОАО «ВСК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, выразившееся в необоснованном уклонении от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене, что создает препятствие доступу ОАО «Северсталь» на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

Управлением принято соответствующее решение и обществу предписано прекратить нарушение, выразившееся в необоснованном уклонении от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене со смежным субъектом ОАО «Северсталь», в месячный срок с момента получения предписания подписать Соглашение об информационном обмене и согласовать Перечень средств измерений для целей коммерческого учета с ОАО «Северсталь».

ОАО «ВСК» не согласилось с решением и предписанием УФАС и обратилось в суд с заявленными требованиями.

Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе: создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры; злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются в числе других действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение на указанных рынках.

В Положении о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331 (далее – Положение о ФАС России), установлено, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1 и 4).

Согласно пункту 5.3. Положения о ФАС России Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний (пункты 5.3.1.1 и 5.3.1.6).

На основании названного Положения приказом ФАС России от 15.12.2006 № 324 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (далее – Положение о территориальном органе ФАС) для каждого территориального органа, включенного в Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (приложение к Положению).

Вологодское УФАС России включено в названный перечень.

В силу пунктов 3, 4.1 и 4.3 Положения о территориальном органе ФАС территориальный орган осуществляет на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Из содержания подпункта «ж» пункта 4.1.3 Положения о территориальном органе ФАС следует, что территориальный орган осуществляет контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии на территории региона, занимающих исключительное положение на указанных рынках в рамках контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях.

Анализ изложенных норм в совокупности свидетельствует о том, что территориальный орган ФАС России уполномочен осуществлять антимонопольное регулирование и контроль за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих как доминирующее, так и исключительное положение на указанных рынках, в рамках контроля соблюдения антимонопольного законодательства или законодательства о естественных монополиях.

В связи с этим доводы заявителя в части отсутствия полномочий УФАС по Вологодской области на проведение проверки деятельности ОАО «ВСК» судом отклоняются.

Пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 35-ФЗ закрепляет принцип свободного недискриминационного доступа к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, которые соблюдают установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяют соответствующим требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 35-ФЗ порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Потребитель электрической энергии вправе присоединиться к оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии непосредственно, а также приобретать права и обязанности по договорам, заключаемым энергосбытовой организацией на оптовом рынке от его имени и в его интересах, или участвовать в обороте электрической энергии на розничных рынках в соответствии с условиями главы 7 настоящего Федерального закона.

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка (пункты 1-4 названной статьи).

В силу статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры (в предыдущей редакции, действовавшей до принятия Федерального закон от 04.11.2007 № 250-ФЗ, – услугам администратора торговой системы оптового рынка) и правила оказания этих услуг.

На основании пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 04.11.2007 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» до 1 апреля 2008 года положения Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции настоящего Федерального закона) о совете рынка, об организациях, исполняющих функции коммерческой инфраструктуры, и о коммерческом операторе распространяются на организацию, предоставляющую услуги по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности) на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются следующие требования к гарантирующим поставщикам электрической энергии: выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным настоящими Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке; обеспечение выполнения предусмотренных подпунктом "а" пункта 35 настоящих Правил технических требований к системе связи, обеспечивающей передачу данных системному оператору, с соблюдением предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка сроков введения в действие этих требований (подпункт «б»); наличие заключенного покупателем электрической энергии в установленном порядке договора об оказании услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России (в случае если покупатель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги) (подпункт «д»).

Следовательно, для получения юридическим лицом имеющим статус субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры). При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно - субъекты оптового рынка, услуги, администратор), а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).

Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).

Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.

В пункте 7 Правил недискриминационного доступа указано, что в целях получения сбалансированных данных о фактическом производстве (потреблении) электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с учетом потерь, а также проведения финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель также представляет администратору по форме, утвержденной администратором, документы, подтверждающие:

а) обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

б) наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованных с системным оператором способов формирования оперативной информации.

Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором.

Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

В пункте 3.1 стандартного договора о присоединении к торговой системе оптового рынка предусмотрено, что участник оптового рынка получает право осуществлять покупку/продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке только после получения допуска к торговой системе оптового рынка в порядке, установленном Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим договором и Регламентами оптового рынка.

При этом пунктом 2.1.1 договора установлено, что он регулирует отношения Сторон, то есть НП «Совет рынка», ОАО «АТС», ОАО «Системный оператор ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС» и претендующего субъекта, включая требования по оформлению документов, предоставляемых участником оптового рынка при допуске к торговой системе оптового рынка.

Согласно Регламенту коммерческого учета и мощности смежные участники ОРЭ обязаны оформить Перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении, которые подлежат согласованию с КО (коммерческим оператором) (пункт 3.3). В пункте 6.7 названного Регламента указано, что смежные с заявителем Участники ОРЭ обязаны независимо от наличия акта согласования групп точек поставки и отнесения их к узлам расчетной модели одновременно согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета (являющиеся либо самостоятельным документом, либо приложением к Соглашению об информационном обмене) и Соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Соглашений об информационном обмене и Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям настоящего Регламента.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ВСК» и ОАО «Северсталь» являются смежными субъектами оптового рынка электроэнергии. Общество направило в адрес Компании Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки 22.09.2008, а 17.11.2008 – Соглашение об информационном обмене. Как установлено антимонопольным органом, несмотря на решение комиссии НП «Совет рынка» Компания не согласовала Перечень средств измерений, направив в адрес Общества протокол разногласий к названному Перечню. Между сторонами велась переписка, обусловленная требованиями Общества по представлению документов на приборы коммерческого и контрольного учета, энергопринимающее оборудование, по разграничению балансовой и эксплуатационной ответственности. УФАС по Вологодской области установлено, и сторонами не оспаривается, что неподписание Обществом Перечня и Соглашения с предприятием препятствует выходу последнего на оптовый рынок с правом самостоятельного заключения договоров купли-продажи электроэнергии.

В силу приведенных правовых норм согласование ОАО «Северсталь» соответствующего Перечня с ОАО «ВСК» обусловлено не только обязанностью предприятия как субъекта оптового рынка, представить данный документ для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью ОАО «ВСК» обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30) к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Антимонопольный орган вправе определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ВСК», используя свое право, не обеспечило согласование Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки и Соглашения об информационном обмене в период с 17.11.2008 по дату рассмотрения дела, 05.02.2009. ОАО «Северсталь» принимались меры по выполнению требований Компании. Обстоятельств, объективно препятствующих согласованию, в случае принятия должных организационных мер не имелось. В связи с этим на основании статьи 71 АПК РФ суд отклоняет доводы заявителя о невозможности согласования Перечня и Соглашения до получения подтверждающих документов в полном объеме в обоснование правомерности его действий.

В то же время, суд считает, что в оспариваемом решении Управлением фактически не установлено событие нарушения, доводы заявителя в этой части обоснованны. Из текста решения усматривается, что вмененное в вину Компании правонарушение выразилось в подписании протокола разногласий к Перечню 16.01.2009. В дополнительных пояснениях ответчик указал на пропуск 30-дневного срока согласования документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке энергии (мощности), в связи с направлением ОАО «ВСК» письма от 16.10.2008 № 24/2676.

УФАС пришло к выводу, что бездействие ОАО «ВСК», выраженное в уклонении от согласования представленного смежным участником рынка Перечня и Соглашения в установленный срок является обстоятельством, препятствующим ОАО «Северсталь» осуществлению доступа на оптовый рынок электроэнергии по точкам поставки электроэнергии потребителям.

На основании части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Частью 1 установлен перечень таких действий (бездействия).

В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30 разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Оспариваемым решением от 05.02.2009 №734 Управление признало ОАО «ВСК» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции.

Следовательно, в предмет доказывания антимонопольным органом в порядке статьи 200 АПК РФ по данному делу входит наличие доминирующего положения Общества на соответствующем рынке, совершение им действий с монополистической целью на этом рынке и наличие (или угроза наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц на этом рынке.

В пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1994 № 32, указано, что при несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим (часть 4 названной статьи).

В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ № 30 разъяснено, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены также на основании иных документов.

Согласно выписке из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, по состоянию на 06.11.2008 (т.3 л.д.90-91) ОАО «ВСК» на товарном рынке электрической энергии (код по ОКП 01 1000 (электроэнергия) имеет долю более 65 % в географических рынках Вологодской области (приказ от 24.12.2007 № 195). Решение антимонопольного органа о включении хозяйствующего субъекта в реестр заявителем не оспаривалось.

Исходя из данных реестра, антимонопольным органом установлено доминирующее положение общества на рынке продукции электроэнергии, поскольку код по ОКП 01 1000 означает классификацию по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

В то же время Управление на основании анализа определения доминирующего положения ОАО «ВСК» в оспариваемом решении сделало вывод о том, что заявитель занимает доминирующее положение по отношению к обществу в качестве продавца электроэнергии на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области, то есть услуг по розничной купле-продаже. В подтверждение вывода Управление указало также на наличие у общества статуса гарантирующего поставщика и субъекта оптового рынка.

Согласно пункту 3.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 15, зарегистрированного в Минюсте РФ 23.05.2007 № 9541 (далее – Административный регламент) анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

При проведении анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольный орган запрашивает у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне необходимые документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме.

Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 № 108, зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.2006 №8121 (далее – Порядок № 108).

Процедура оценки состояния конкурентной среды заключается в определении продуктовых границ товарного рынка, субъектов товарного рынка, географических границ товарного рынка, объема товарного ресурса рынка, доли хозяйствующего субъекта на рынке, количественных и качественных показателей структуры товарного рынка, рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.

Пунктом 8 Порядка № 108 предусмотрено, что в случае предполагаемой возможности покупателя (продавца) ограничивать конкуренцию на товарном рынке анализ и оценка состояния конкурентной среды осуществляются с учетом следующих особенностей:

- при проведении временного интервала исследования товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка изучается возможность и готовность продавца (продавцов) продать рассматриваемый товар;
- при определении состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, расчете объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определении уровня концентрации товарного рынка выявляются покупатели товара, для которых рассчитываются соответствующие показатели;
- при определении барьеров входа на товарный рынок и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке анализируются возможности потенциальных покупателей стать участниками рассматриваемого рынка.
При этом исходя из положений Порядка № 108 по результатам анализа и оценка состояния конкурентной среды должен быть составлен аналитический отчет (раздел Х).

В соответствии с пунктом 55 Порядка № 108 аналитический отчет включает:

а) общие положения:

- основание и цель исследования;

- источники исходной информации;

б) временной интервал исследования:

- период, за который анализируется информация;

- основание для выбора данного временного интервала;

в) продуктовые границы товарного рынка:

- наименование товара;

- перечисление основных свойств товара, определяющих выбор покупателя;

- перечень (в случае необходимости) стандартов (ГОСТ/ОСТ) или технических условий (ТУ), регламентов выполнения работ, строительных норм и правил, сертификатов или иных документов, содержащих определенные требования к товару;

- перечисление состава группы (набора) взаимозаменяемых товаров, в том числе взаимозаменяемых с данным товаром по производству;

- метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынка;

- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы о взаимозаменяемости товаров;

г) географические границы товарного рынка:

- обоснование уровня рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный);

- условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- метод определения и выводы о географических границах товарного рынка;

- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы об экономической возможности покупателя (покупателей) приобретать товар в рассматриваемых границах товарного рынка;

д) состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке:

- перечень продавцов (производителей и посредников) с указанием их наименования и адреса (места нахождения);

- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц;

- информацию о покупателях (продавцах) либо регионах продаж действующих на рассматриваемом рынке хозяйствующих субъектов (в случае ее наличия);

- перечень групп покупателей;

- связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами (представленные в схематическом или табличном виде);

е) объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке:

- объем товарного рынка с указанием основания выбора способа его определения;

- доли действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов;

ж) уровень концентрации товарного рынка:

- расчет показателя (показателей) концентрации;

- определение уровня концентрации товарного рынка;

з) барьеры входа на товарный рынок:

- экономические ограничения;

- административные ограничения;

- стратегию поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленную на создание барьеров входа на рынок;

- наличие среди действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;

- другие ограничения;

- оценку преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

и) оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке:

- заключение о виде рассматриваемого товарного рынка по степени развития конкуренции;

- оценку перспектив изменения состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке;

- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

К аналитическому отчету должен прилагаться перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого товарного рынка (пункт 59 Порядка № 108).

Пунктом 13 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896 (далее – Правила № 896), установлено, что аналитический отчет, подготовленный в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, является основанием для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.

В соответствии с пунктом 7 указанных Правил в реестр включаются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество, место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
б) наименование производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом товара (работ, услуг), на рынках которого он имеет долю в размере более чем 35 процентов или занимает доминирующее положение, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с указанием таких федеральных законов, кодов согласно общероссийским классификаторам или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

в) интервальное значение доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

г) географические границы товарного рынка;

д) номер и дата приказа антимонопольного органа о включении в реестр сведений о хозяйствующем субъекте

Согласно пункту 8 Правил № 896 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете

В данном случае, как следует из материалов дела, Управлением не был составлен аналитический отчет в соответствии с указанными положениями Порядка № 108 и Правил № 896.

В материалы дела представлена только докладная записка № 87 (08) начальника отдела по анализу конкуренции и контролю естественных монополий Управления, составленная на основании служебной записки начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля по вопросу наличия признаков злоупотребления Компанией доминирующим положением (т.1 л.д.100-102).

При этом докладная записка по своему содержанию не соответствует положениям, установленным пунктом 55 Порядка № 108. Также в докладной записке не содержится перечень документов, использованных для ее составления.

Соответственно, Управление не доказало, что ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг розничной купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области.

Следует отметить, что в докладной записке № 87 (08) продуктовые границы определены как услуги согласования и купля-продажа (поставка) электрической энергии, географические границы рынка купли-продажи (поставки) электроэнергии – группы точек поставки ОАО «Северсталь» на границе сетей ОАО «МРСК Северо-Запад», расположенных на соответствующих территориях г.Череповца и Вытегорского района (п.Александровский, Белоручейское рудоуправление), рынка услуг согласования – границы расположения смежного субъекта оптового рынка ОАО «ВСК», в состав хозяйствующих субъектов на розничном рынке купли-продажи электрической энергии и на рынке услуг согласования включены продавец ОАО «ВСК» и покупатель ОАО «Северсталь». В записке сделан вывод, что в случае выхода предприятия на оптовый рынок электроэнергии МУП г.Череповца «Электросеть» будет конкурентом для ОАО «ВСК», доля предприятия на оптовом рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Следовательно, вывод в оспариваемом решении о том, что Компания занимает доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области, сделан самостоятельно, без учета данных анализа докладной записки. При этом в оспариваемом решении УФАС делает вывод о том, что общество и предприятие являются потенциальными конкурентами на оптовом рынке электрической энергии, а действия общества ущемили интересы хозяйствующего субъекта на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии. В реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, ОАО «ВСК» включено в связи с наличием доли более 65% на рынке продукции электроэнергии.

Исходя из приведенных выше положений статьи 25 Федерального закона № 35-ФЗ, объектом антимонопольного регулирования и контроля являются действия хозяйствующих субъектов на оптовом и розничном рынках электроэнергии.

В статье 2 Федерального закона № 35-ФЗ определено, что оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации; субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка; розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии; потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В подпункте «а» пункта 2 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 №643, к участникам оптового рынка отнесены поставщики электрической энергии и (или) мощности (генерирующие компании или организации, имеющие право продажи производимой на генерирующем оборудовании электрической энергии (мощности), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии (мощности), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие организации), организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), получившие статус субъектов оптового рынка и право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.

Следовательно, антимонопольный контроль осуществляется на оптовом либо на розничном рынке электроэнергии. Гарантирующие поставщики могут быть участниками как оптового, так и розничного рынка электроэнергии.

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» на территории Вологодской области гарантирующими поставщиками являются ОАО «Вологодская сбытовая компания», МУП г.Череповца «Электросеть», государственное энергетическое предприятие «Вологдаоблкоммунэнерго», Череповецкое государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических сетей «Череповецкая ЭТС».

Как пояснили представители УФАС по Вологодской области, ОАО «ВСК» является единственным субъектом оптового рынка электроэнергии на территории Вологодской области.

Доли хозяйствующих субъектов на рынке не определялись.

В пунктах 3 и 4 статьи 25 Федерального закона № 35-ФЗ регламентировано при каких условиях признается доминирующее и исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке.

Сведений о соответствии ОАО «ВСК» этим требованиям не имеется.

Доминирующее положение на рынке должно быть подтверждено нормативным расчетом или выпиской из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара в размере более 35%.

УФАС по Вологодской области не представлены достоверные доказательства наличия доминирующего положения ОАО «ВСК», товарный рынок, на котором совершено нарушение антимонопольного законодательства, фактически не определен.

Аналитические отчеты о состоянии конкуренции на розничных рынках электроэнергии на территории Вологодской области за 2006, 2007 г.г. не могут быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств наличия доминирующего положения ОАО «ВСК» в рассматриваемых правоотношениях, поскольку ОАО «Северсталь» не рассматривается в качестве субъекта этого рынка, его доля на рынке, в том числе потенциальная, не определена.

Управлением не установлено и в решении не отражено в чем заключаются последствия действий ОАО «ВСК» для конкуренции.

В силу статьи 4 Закона о конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7); монополистической деятельностью является злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10); признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17).

УФАС не исследовались и не представлены доказательства наличия или угрозы наступления неблагоприятных последствий для конкуренции на розничном рынке купли-продажи электроэнергии действиями по недопущению потребителя на оптовый рынок электроэнергии.

Вывод УФАС по Вологодской области о том, что действия ОАО «ВСК» по отношению к ОАО «Северсталь» имели своим результатом ограничение конкуренции на розничном рынке купли-продажи электрической энергии и повлекли неблагоприятные последствия для предприятия-его потенциального конкурента, которому не удалось получить свою долю реализации электрической энергии на розничном рынке, не подтвержден надлежащими доказательствами.

В связи с этим суд считает, что УФАС по Вологодской области фактически не проводило анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения ОАО «ВСК».

В связи с этим суд считает, что Управление необоснованно признало общество нарушившим положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдало предписание о прекращении нарушения названной нормы, выразившемся в необоснованном уклонении от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене со смежным субъектом ОАО «Северсталь», в месячный срок подписать Соглашение об информационном обмене и согласовать Перечень средств измерений для целей коммерческого учета с ОАО «Северсталь».

При таких обстоятельствах, суд считает, что решение от 05.02.2009 №734 и предписание от 05.02.2009 № 734 УФАС по Вологодской области следует признать недействительными, требования ОАО «ВСК» подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной ОАО «ВСК» платежным поручением от 30.03.2009 № 1570, подлежат взысканию с УФАС в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

признать не соответствующими Федеральному закону от 27.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 05.02.2009 № 734 и предписание от 05.02.2009 № 734.

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания».

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в пользу открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

В части признания недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.Е.Мамонова