АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
16 августа 2012 года город Вологда Дело № А13-3161/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению специализированного автономного учреждения лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области о признании недействительным решения от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации, незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2103532002330 от 17.03.2010, действий по отказу от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, касающихся статуса юридического лица,
при участии: от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области – ФИО1 по доверенности от 23.01.2012,
у с т а н о в и л:
специализированное автономное учреждение лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» (далее – САУ лесного хозяйства ВО «Бабаевский лесхоз», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области (далее - Инспекция) о признании недействительными записи за государственным регистрационным номером 2103532002330 от 17.03.2010, отказа во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 07.02.2012 № 03-08/1/01251, признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, касающихся статуса юридического лица.
В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц изменения, а именно, в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» включить данные о том, что САУ лесного хозяйства ВО «Бабаевский лесхоз» является действующим юридическим лицом.
В заявлении от 08.08.2012 САУ лесного хозяйства ВО «Бабаевский лесхоз» уточнило предъявленные требования и просило признать:
«недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области от 17.03.2010 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования;
недействительной запись за государственным регистрационным номером 2103532002330 от 17.03.2010 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования;
незаконным отказ межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 межрайонной о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц недействительным».
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято уточнение требований, изложенное в заявлении Учреждения от 08.08.2012.
В ходатайствах от 27.04.2012 и от 08.08.2012 заявитель просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением, ссылаясь на то, что сведения о несоответствии данных федерального раздела Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) данным регионального раздела названного реестра стали известны Учреждению только в конце 2011 года, а до указанного времени Учреждение считало, что регистрирующий орган самостоятельно устранил ошибки, допущенные при внесении записи за государственным регистрационным номером (далее – ГРН) 2103532002330 от 17.03.2010, поскольку выдал 12.04.2010 свидетельство о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за ГРН 2103532002935. Кроме того, Учреждение указало, что обращалось в Инспекцию с заявлением по форме 14001, которое не было принято Инспекцией.
Судом установлено, что с требованиями об оспаривании решения Инспекции от 17.03.2010, записи за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010 заявитель обратился в суд 10.03.2012, то есть с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Вместе с тем, суд считает, что пропуск указанного срока в данном случае обусловлен уважительными обстоятельствами, является незначительным, в связи с чем, восстановил Учреждению указанный срок.
В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемые решение и действия нарушают законные интересы заявителя и создают препятствия для осуществления деятельности, указанной в пункте 2.4 его устава.
Инспекция в отзыве на заявление предъявленные требования отклонила, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решения и действий.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в ходатайстве от 08.08.2012 просило рассмотреть дело без участия представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 АПК РФ, в отсутствие представителя Учреждения.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителя Инспекции, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Как следует из материалов дела, государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» (ИНН <***>) зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области 25.12.2002 за основным государственным регистрационным номером (далее – ОГРН) <***>.
В связи с изданием Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области распоряжения от 15.12.2006 № 935-р «О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Вологодской области» федеральное государственное учреждение «Бабаевский лесхоз» (162450, <...>, ИНН <***>), подведомственное Федеральному агентству лесного хозяйства, принято в собственность Вологодской области на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2006 № 1338.
В порядке части 3 статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», части 2 статьи 4 Закона Вологодской области от 17.04.1996 № 73-ОЗ «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области» Правительство Вологодской области постановлением от 01.03.2010 № 185 «О создании автономных учреждений Вологодской области путем изменения типа государственных учреждений Вологодской области (лесхозов)» (далее – постановление Правительства области от 01.03.2010 № 185) предписало создать автономное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» путем изменения типа государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» в срок до 1 мая 2010 года (пункт 1).
Департаменту лесного комплекса Вологодской области данным постановлением предписано в срок, установленный в пункте 1 настоящего постановления: утвердить уставы автономных учреждений по согласованию с департаментом имущественных отношений области; обеспечить осуществление действий, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации; уведомить письменно кредиторов государственных учреждений Вологодской области, указанных в пункте 1 настоящего постановления, о предстоящем изменении типа существующих государственных учреждений области; установить задание учредителя автономных учреждений; назначить руководителей автономных учреждений и заключить с ними трудовые договоры; обеспечить проведение мероприятий, связанных с созданием автономных учреждений (пункт 3).
Департамент лесного комплекса Вологодской области во исполнение постановления Правительства области от 01.03.2010 № 185 издал приказ от 10.03.2010 № 186 «О создании автономного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» (далее - приказ Департамента от 10.03.2010 № 186), которым предписал создать автономное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» путем изменения типа государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» (пункт 1); утвердить устав автономного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» (пункт 2).
Кроме того, вышеназванным приказом Департамента от 10.03.2010 № 186 директору государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» предписано: представить устав автономного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз», а также названный приказ и иные необходимые документы для государственной регистрации в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Вологодской области (пункт 3.2); дважды с периодичностью один раз в месяц поместить в журнале «Вестник государственной регистрации», областной газете «Красный Север» и районным СМИ уведомление об изменении типа государственного учреждения (пункт 3.3).
17 марта 2010 года Инспекцией принято решение № 128 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» находится в процессе реорганизации в форме преобразования. Данное решение принято на основании документов, представленных для государственной регистрации 15.03.2010 (вх. № 128) государственным учреждением Вологодской области «Бабаевский лесхоз» в лице руководителя ФИО2, а именно: сообщения о реорганизации в форме преобразования; заявления – уведомления о начале процедуры реорганизации. Государственному учреждению Вологодской области «Бабаевский лесхоз» выдано свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (ГРН 2103532002330) (л.д.16).
12 апреля 2010 года Инспекцией принято решение № 170 о государственной регистрации, в соответствии с которым в сведения о государственном учреждении Вологодской области «Бабаевский лесхоз», содержащиеся в ЕГРЮЛ, внесены изменения, связанные с внесением изменений в учредительные документы указанной организации. Данное решение принято на основании документов, представленных для государственной регистрации 05.04.2010 (вх. № 170) государственным учреждением Вологодской области «Бабаевский лесхоз» в лице руководителя ФИО2, а именно: заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; приказа Департамент от 10.03.2010 № 186 и утвержденного этим приказом устава автономного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз».
На основании пункта 1 приказа Департамента лесного комплекса от 22.02.2011 № 100 автономное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» переименовано в специализированное автономное учреждение лесного хозяйства Вологодской области «Бабаевский лесхоз». В соответствии с решением Инспекции от 14.03.2011 № 63 соответствующие изменения наименования юридического лица внесены в ЕГРЮЛ.
30 января 2012 года Учреждение обратилось в Инспекцию с заявлением от 30.01.2012 № 8. В этом заявлении Учреждение указало, что 17.03.2010 заявителем получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ № 2103532002330 о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, однако позднее выяснилось, что автономное учреждение создается не в процессе реорганизации, а путем изменения типа государственного учреждения, в связи с чем, 12.04.2010 было получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица за № 2103532002935. Ссылаясь на данные обстоятельства, Учреждение указало, что Департамент лесного комплекса предложил ему представить в налоговую инспекцию ф.14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ», в котором отметить пункт 4. В заявлении от 30.01.2012 № 8 Учреждение просило Инспекцию дать разъяснение о порядке отмены реорганизации (том 1, лист 70).
Инспекция расценила заявление Учреждения от 30.01.2012 № 8 как запрос о предоставлении информации и в ответ письмом от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 «О предоставлении информации» сообщила заявителю о наличии у юридического лица права на отмену решения о его реорганизации до ее завершения, несмотря на отсутствие формы заявления, позволяющей обратиться в регистрирующий орган с целью внесения соответствующих изменений и отсутствие в форме Р14001 специального раздела, предусматривающего внесение сведений об отмене решения уполномоченного органа юридического лица о реорганизации. Одновременно Инспекция в своем ответе перечислила нормативные акты, которыми регламентируется процесс государственной регистрации юридических лиц, и со ссылкой на них сообщила заявителю, что процедура изменения записи о том, что юридическое лицо находится в стадии реорганизации, не предусмотрена, однако судебная практика складывается в пользу организаций, следует обратиться в суд.
Считая, что являются незаконными решение Инспекции от 17.03.2010 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010 и отказ заявителю во внесении изменений в ЕГРЮЛ, выраженный в письме Инспекции от 07.02.2012 № 03-08/1/01251, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исходя из существа требований, заявленных Учреждением, предметом спора по настоящему делу являются:
решение Инспекции от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» находится в процессе реорганизации в форме преобразования;
действия Инспекции по внесению 17.03.2010 в ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» записи за ГРН 2103532002330 о том, что данное юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования;
выраженные в письме Инспекции от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 действия по отказу Учреждению во внесении изменений в ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Судом по материалам регистрационного дела Учреждения установлено, что документы, представленные заявителем 15.03.2010 (вх. № 128) в Инспекцию для государственной регистрации не подтверждают, что уполномоченным органом было принято решение о реорганизации государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз».
Доказательства, подтверждающие, что к заявлению – уведомлению о реорганизации государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» приложено решение о реорганизации данного государственного учреждения, в материалы дела не представлены.
Частью 14 статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено, что создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.
Следовательно, приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 10.03.2010 № 186 «О создании автономного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» не свидетельствует о принятии решения о реорганизации государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз».
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации непредставление заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
При таких обстоятельствах Инспекция не доказала наличие оснований для принятия оспариваемого решения от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» находится в процессе реорганизации в форме преобразования и наличие оснований для совершения оспариваемых действий по внесению в ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» записи за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010 о том, что данное юридическое лицо находится в процессе реорганизации.
Ввиду непредставления заявителем регистрирующему органу необходимых документов, определенных Законом о государственной регистрации, у Инспекции отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010.
Оспариваемое решение Инспекции от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» находится в процессе реорганизации в форме преобразования и действия Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» записи за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010 не соответствуют Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, требование заявителя о признании недействительным решения Инспекции от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» находится в процессе реорганизации в форме преобразования и подлежит удовлетворению.
Заявленное Учреждением требование о признании незаконными действий Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» записи за ГРН 2103532002330 от 17.03.2010 о том, что данное юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, подлежит удовлетворению.
Заявитель также просит признать незаконными выраженные в письме Инспекции от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 действия по отказу Учреждению во внесении в ЕГРЮЛ изменений.
Из анализа положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия государственного органа могут быть признаны судом незаконным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя. При этом обязанность доказывания наличия нарушенного права возлагается на заявителя.
Как следует из пункта 2 статьи 18 Закона о государственной регистрации, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
Поскольку письмом от 30.01.2012 № 8 Учреждение просило Инспекцию дать разъяснение о порядке отмены реорганизации и данное письмо не содержит требований о внесении изменений в ЕГРЮЛ, Инспекция правомерно расценила его как запрос о предоставлении информации.
Ответ Инспекции, адресованный заявителю (письмо от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 «О предоставлении информации») не содержит отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ изменений, в том числе в части статуса юридического лица.
Заявитель в данном случае не доказал связанный с оспариваемыми действиями по отказу факт представления в Инспекцию в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о государственной регистрации документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица.
При отсутствии в письме Учреждения от 30.01.2012 № 8 определенно выраженного волеизъявления на внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся статуса юридического лица, и недоказанности заявителем наличия отказа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в ответном письме Инспекции от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 «О предоставлении информации», заявитель не доказал, что, выраженные в письме от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 действия Инспекции, не соответствуют Закону о государственной регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
При вышеизложенных обстоятельствах, не подлежит удовлетворению заявленное Учреждением требование о признании незаконными выраженных в письме Инспекции от 07.02.2012 № 03-08/1/01251 действий по отказу Учреждению во внесении в ЕГРЮЛ изменений.
В данном случае заявитель в порядке устранения нарушений прав и законных интересов просит обязать Инспекцию внести в ЕГРЮЛ изменения, а именно, в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» включить данные о том, что САУ лесного хозяйства ВО «Бабаевский лесхоз» является действующим юридическим лицом.
Системное толкование норм законодательства о государственной регистрации дает основания для вывода о том, что регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения - соответствовать документам, которые являются основанием для внесения таких записей в государственный реестр.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 № 5032/10.
Процедура аннулирования (исключения) записи в единый государственный реестр юридических лиц о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в названном Законе не предусмотрена, вместе с тем согласно пункту 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации сведения, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц, должны быть достоверными и соответствовать установленным законодательством требованиям.
Это означает, что в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверной информации лицо, право которого нарушено регистрацией таких сведений, имеет право на судебную защиту в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из Закона о государственной регистрации, постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», а также из утвержденных этим постановлением Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее – Правила № 438), государственный реестр содержит, в числе прочего, записи об изменении сведений, содержащихся в нем в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Согласно пункту 5 Правил № 438 изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Как указано выше, в данном случае заявитель в порядке устранения нарушений прав и законных интересов просит обязать Инспекцию внести в ЕГРЮЛ изменения, а именно, в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» включить данные о том, что САУ лесного хозяйства ВО «Бабаевский лесхоз» является действующим юридическим лицом.
Данное требование заявителя правомерно, поскольку не противоречит вышеприведенным нормативным положениям.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно разъяснениям, данным в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 названного Кодекса оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.
Следовательно, заявленные по настоящему делу требования об оспаривании действий Инспекции и об оспаривании решения Инспекции являются самостоятельными, и при подаче заявления в суд Учреждением надлежало уплатить госпошлину в размере 4000 рублей.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что предъявленные к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области требования, подлежат удовлетворению частично, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд (платежное поручение от 05.04.2012 № 184) относятся на Инспекцию в сумме 4000 рублей.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению от 23.03.2012 № 141 в размере 2000 руб., подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать не соответствующим Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области от 17.03.2010 № 128 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что государственное учреждение Вологодской области «Бабаевский лесхоз» (местонахождение: <...>; ОГРН <***>) находится в процессе реорганизации в форме преобразования.
Признать не соответствующими Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области по внесению 17.03.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении государственного учреждения Вологодской области «Бабаевский лесхоз» записи за государственным регистрационным номером 2103532002330 о том, что данное юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования.
В удовлетворении остальной части заявленных требований специализированному автономному учреждению лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» отказать.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов специализированного автономного учреждения лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» путем включения в раздел «Сведения о состоянии юридического лица и регистрирующем органе, в котором находится регистрационное дело» Единого государственного реестра юридических лиц данных о том, что специализированное автономное учреждение лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» является действующим юридическим лицом.
Возвратить специализированному автономному учреждению лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» (местонахождение: <...>; ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.03.2012 № 141.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области, в пользу специализированного автономного учреждения лесного хозяйства «Бабаевский лесхоз» (местонахождение: <...>; ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
В части признания недействительным решения, незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.В. Парфенюк