ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-3248/06 от 07.09.2006 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

12 сентября 2006 года             г. Вологда                  Дело №А13-3248/2006-04с

Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2006 года

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2006 года

          Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи  Кургина А.Ф., при ведении протокола судебного заседания судьей Кургиным А.Ф.,  рассмотрев в закрытом судебном заседании дело по иску Северо-Западного территориального управления Росрезерва

к Департаменту дорожного хозяйства Вологодской области

о заключении договора хранения материальных ценностей мобилизационного резерва

при участии от истца  - заявление,

ответчика - ФИО1 по доверенности, справка о допуске от 10.01.2006 № 3/14, ФИО2 по доверенности, справка о допуске от 10.01.2006 № 2/13,

у с т а н о в и л :

Северо-Западное территориальное управление Росрезерва (далее Управление) просит Арбитражный суд Вологодской области обязать Департамент дорожного хозяйства Вологодской области (далее Департамент) заключить договор на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва на условиях территориального управления. В обосновании иска истец ссылается на Методические рекомендации по заключению договоров на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и пункт 60 Перечня организаций исполнителей мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва по Северо-Западному территориальному управлению.    

Департамент Дорожного хозяйства в отзыве (л.д.69-70) и представители в судебном заседании исковые требования не признали, сославшись на отсутствие мобилизационного и другого специального задания Департаменту, установленного Правительством Российской Федерации и на то, что ранее имущество Департаменту на хранение не передавалось и не находилось на его территории. Кроме того, ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79 «О государственном материальном резерве», считают, что хранение материальных ценностей государственного материального резерва к полномочиям органов государственной власти не отнесено.    

Заслушав объяснения представителей Департамента, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 790-48 «О государственном оборонном заказе на 2004 год Росрезерв поручил Северо-Западному территориальному управлению производить частичное возмещение затрат, в пределах выделенных средств из федерального бюджета, на мероприятия мобилизационной подготовки экономики в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва подконтрольным предприятиям, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. На основании указанного Постановления Правительства Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 186 «О федеральном бюджете на 2004 год» разработаны Методические рекомендации по заключению договоров на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и Перечень предприятий исполнителей указанных мероприятий. В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций между СЗТУ Росрезерва и предприятием исполнителем заключается договор на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.

Как видно из материалов дела, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 825-50 «О государственном оборонном заказе на 2006 год» Вологодский территориальный отдел Северо-Западного территориального управления Росрезерва направил в адрес Департамента (сопроводительное письмо от 22.12.2005 № МР/1505) для подписания 2 экземпляра типового договора на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва в 2006 году.

Департамент отказался от подписания указанного договора.  

В силу статьи 1 ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ (в редакции ФЗ от 02.11.2004 № 127-ФЗ) мобилизационный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным в целях и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона, запасы государственного резерва являются федеральной собственностью и находятся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации. Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации. Обязанность организации осуществлять ответственное хранение возникает в силу положений статьи 11 Закона и принятого в соответствии с этим законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.19997 № 1616-73 на основе мобилизационных и других специальных планов.

Мобилизационные задания предприятиям и организациям устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации на основании принятых в установленном порядке организационных заявок.

Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что до Департамента дорожного хозяйства Постановлением Правительства Российской Федерации доведено мобилизационное задание и номенклатура материальных ценностей истцом суду не представлено. Заявки государственного заказчика до Департамента не доведено. Не представлен акт приема-передачи Департаменту материальных ценностей мобилизационного значения на ответственное хранение.

В соответствии со статьей 60 Устава Вологодской области финансирование Департамента – органа исполнительной государственной власти области осуществляется за счет средств областного бюджета. Иных источников финансирования, кроме бюджетного, Департамент дорожного хозяйства области не имеет.

Пунктом 4.1. Положения о Департаменте определено, что Департамент осуществляет свою деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о Департаменте. Статьей 7 ФЗ «О государственном материальном резерве» хранение материальных ценностей государственного материального резерва к полномочиям органов государственной власти не отнесено.

Статьей 26.3 Закона РФ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия Департамента по хранению материальных ценностей мобилизационного резерва в данном перечне отсутствуют.

Исходя из термина «ответственное хранение», к организациям, определенным статьей 2 Закона РФ «О государственном материальном резерве», относятся поставщики (производители) или получатели (потребители) материальных ценностей, то есть хозяйствующие субъекты. Согласно требованиям пункта 3 статьи 7 Закона РФ от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» о запрете совмещения функций органов исполнительной власти, Департамент не может выполнять функции хозяйствующего субъекта, поскольку  в соответствии с Положением о Департаменте является органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственном материальном резерве» установлено, что освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся в организациях, осуществляющих их ответственное хранение, производится указанными организациями самостоятельно, без привлечения бюджетных средств.

Кроме того, представленный проект договора на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва истцом не подписан.

При таких обстоятельствах дела исковые требования удовлетворению не подлежат.

Истец от уплаты госпошлины освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

 в иске Северо - Западному территориальному управлению Росрезерва об обязании Департамента дорожного хозяйства Вологодской области в заключении договора на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва отказать.

           Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия судебного акта.       

            Судья                                                                              А.Ф. Кургин