ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-3468/2011 от 21.12.2011 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

28 декабря 2011 года город Вологда Дело № А13-3468/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2011 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен 28 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Черединой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Комитета по управлению имуществом города Череповца к обществу с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ 3» о принудительном демонтаже рекламных конструкций,

при участии от истца ФИО1 по доверенности от 13.01.2011,

у с т а н о в и л :

Комитет по управлению имуществом города Череповца (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному унитарному предприятию города Череповца «Жилищное хозяйство «Металлург» (далее – МУП «ЖХ «Металлург») об обязании демонтировать рекламные конструкции, самовольно установленные на общем имуществе собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <...> и <...>.

В качестве правового обоснования исковых требований истец указывает статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказался от исковых требований к МУП «ЖХ «Металлург» в части требований о демонтаже рекламных конструкций, расположенных на многоквартирном жилом доме по адресу: <...>.

Поскольку частичный отказ истца от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, данный отказ принимается судом, и производство по делу в указанной части в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.

Определением суда от 28 ноября 2011 года на основании статьи 46 АПК РФ по ходатайству истца в связи с передачей многоквартирного жилого дома в управление обществу с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ 3» (далее – ООО ЧМХС РЭУ 3») произведена замена ненадлежащего ответчика МУП «ЖХ «Металлург» надлежащим – ООО «ЧМХС РЭУ 3».

Представитель истца в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика демонтировать следующие рекламные конструкции, самовольно установленные на общем имуществе собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <...>:

- баннеры: «Натяжные ООО «Город мастеров» 55-94-51», «потолки», «Кондиционеры продажа, монтаж 64-26-01», «Агентство недвижимости Гарант продажа, покупка, обмен, «Скорая правовая помощь Правовед 57-03-03 регистрация ООО», «Права на лодку заочная форма обучения», «Строй Мастер стальные двери окна ПВХ 549-444», «Телефонный справочник деловой Череповец 50-59-66, 57-50-09», «Мебель в кредит», «Мебельный салон KOS-PINE переехал», «Магазин Эконом плюс для всей семьи наши цены ниже», «Ботинки, ремни, чемоданы», «Одежда и обувь», «Куртки, ветровки, чемоданы», «Магазин Эконом плюс одежда обувь аксессуары», «Эконом мебель 612-111», «Магия стекла фьюзинг Тиффани фотовитраж», «Фирма «Строй-мастер» производит стальные двери»;

- рекламные щиты: «Oriflame сервисный центр обслуживания», «Дизайн АВТО», «Юридические консультации», «Фасады в алюминиевом профиле», «Стабильные складские запасы», «Выставочный зал Жалюзи», «Дизайн авто продажа автомобилей LADADEAWOO», «Oriflame», «Город мастеров натяжные потолки, сайдинг, кровля, окна», «ЕС Единый Сервис системы кондиционирования, вентиляции, отопления»;

- световые коробы: «Климат комфорт системы кондиционирования вентиляция», «Астра мебель гардеробные комнаты», «Астра мебель гардеробные ELFA», «Астра мебель»;

- панели-кронштейны: «рекламные щиты вывески / рынок северо-запада», «Рекламные щиты вывески / Рынок северо-запада интернет каталог», «Базис контрольные курсовые дипломные».

Уточнение исковых требований принято судом.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв. После перерыва представители сторон, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили в связи с чем, дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как следует из материалов дела, специалистами Комитета в ходе неоднократных проверок было выявлено, что на жилом доме, расположенном по адресу: <...>, размещены рекламные конструкции, установленные с нарушением предусмотренного законодательством порядка.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что указанный жилой дом находится в управлении ООО «ЧМХС РЭУ 3» (акт приема-передачи от 21.10.2011).

В связи с тем, что рекламные конструкции ответчиком не демонтированы и соответствующие разрешения на них не получены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

По смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (деле – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 5 части второй статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Судом установлено, что спорные конструкции не содержат необходимых сведений, подлежащих размещению на вывеске, и соответственно не могут рассматриваться в качестве таковых в том понимании, как это трактуется в статье 2 Закона о рекламе. По своему содержанию, эскизному исполнению, а в отдельных случаях и размеру рассматриваемые конструкции направлены на привлечение внимания потребителей к реализуемым товарам, оказываемым услугам, следовательно, являются рекламными.

В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимым условием установки рекламной конструкции является разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

Порядок размещения рекламных конструкций на территории города Череповца определен в Положении об установке рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденном решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 № 80.

В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.

В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, (далее – Правила № 170) организация по обслуживанию жилищного фонда следит за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.

Таким образом, ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом в интересах граждан, юридических лиц – собственников жилых и нежилых помещений, и владея информацией о том, что рекламные конструкции размещены на общем имуществе в отсутствие соответствующих разрешений органов местного самоуправления, в целях исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома был обязан принять меры к недопущению нарушения положений Правил № 170 и, как следствие, Закона о рекламе.

Учитывая изложенные выше положения законодательства, а также то обстоятельство, что ответчиком не представлено суду доказательств наличия согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение большей части спорных рекламных конструкций и заключения договоров на их установку, а также получения разрешений органов местного самоуправления, суд признает исковые требования Комитета о демонтаже рекламных конструкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче исковых заявлений неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 4 000 рублей.

Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу составляет 4000 руб. 00 коп.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 АПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина в сумме 4000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 110, статьями 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

обязать общество с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ 3» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать следующие рекламные конструкции:

баннеры: «Натяжные ООО «Город мастеров» 55-94-51», «потолки», «Кондиционеры продажа, монтаж 64-26-01», «Агентство недвижимости Гарант продажа, покупка, обмен, «Скорая правовая помощь Правовед 57-03-03 регистрация ООО», «Права на лодку заочная форма обучения», «Строй Мастер стальные двери окна ПВХ 549-444», «Телефонный справочник деловой Череповец 50-59-66, 57-50-09», «Мебель в кредит», «Мебельный салон KOS-PINE переехал», «Магазин Эконом плюс для всей семьи наши цены ниже», «Ботинки, ремни, чемоданы», «Одежда и обувь», «Куртки, ветровки, чемоданы», «Магазин Эконом плюс одежда обувь аксессуары», «Эконом мебель 612-111», «Магия стекла фьюзинг Тиффани фотовитраж», «Фирма «Строй-мастер» производит стальные двери»;

рекламные щиты: «Oriflame сервисный центр обслуживания», «Дизайн АВТО», «Юридические консультации», «Фасады в алюминиевом профиле», «Стабильные складские запасы», «Выставочный зал Жалюзи», «Дизайн авто продажа автомобилей LADADEAWOO», «Oriflame», «Город мастеров натяжные потолки, сайдинг, кровля, окна», «ЕС Единый Сервис системы кондиционирования, вентиляции, отопления»;

световые коробы: «Климат комфорт системы кондиционирования вентиляция», «Астра мебель гардеробные комнаты», «Астра мебель гардеробные ELFA», «Астра мебель»;

панели-кронштейны: «рекламные щиты вывески / рынок северо-запада», «Рекламные щиты вывески / Рынок северо-запада интернет каталог», «Базис контрольные курсовые дипломные».

Производство по делу в части исковых требований о демонтаже рекламных конструкций, размещенных на многоквартирном жилом доме по адресу: <...>, прекратить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЧМХС РЭУ 3» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В. Чередина