АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
25 июня 2012 года город Вологда Дело № А13-3757/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манаковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рамекс» к Финансовому управлению Администрации Харовского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Вологодской области от 29.09.2011 по делу № А13-7761/2011, в не информировании ООО «Рамекс» о неисполнении исполнительного листа, в не приостановлении до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Харовского муниципального района, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Харовского муниципального района,
при участии: от Финансового управления – ФИО1 по доверенности от 01.02.2012, от администрации – ФИО1 по доверенности от 22.11.2011,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Рамекс» (далее – ООО «Рамекс», общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Финансовому управлению Харовского муниципального района (далее – Финансовое управление, Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Вологодской области от 29.09.2011 по делу № А13-7761/2011, в не информировании ООО «Рамекс» о неисполнении исполнительного листа, в не приостановлении до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Харовского муниципального района.
В обоснование требований заявитель, ссылается на непринятие Финансовым управлением установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс РФ) мер в течении трехмесячного срока со дня поступления исполнительного листа и неисполнение решения суда в полном объеме до настоящего времени.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, вследствие чего дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Рамекс».
Финансовое управление отзыв на заявление не представило, его представитель в судебном заседании требования заявителя не признал, сослался на дотационный характер бюджета района, недостаточность собственных доходов бюджета района для исполнения решения суда, наличие долга по данной программе областного бюджета перед Администрацией Харовского муниципального района, считает, что были приняты все меры, направленные на исполнение решения суда. Вместе с тем представитель не оспаривал, что по истечении трех месяцев с момента поступления исполнительного листа приостановления до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Харовского муниципального района не производилось, взыскатель о ходе исполнения исполнительного листа не информировался.
Определением суда от 30.05.2012 по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Харовского муниципального района (далее – Администрация).
Администрация отзыв на заявление не представила, ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признал, указал, что расходы по ремонту детского садика в поселке Семигородняя должен был компенсировать областной бюджет, в связи с наличием долга по перечислению финансовых средств из областного бюджета средства по исполнению судебного акта в бюджете района отсутствуют.
Исследовав письменные доказательства по делу, заслушав объяснения представителей Финансового управления и администрации, арбитражный суд считает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 сентября 2011 по делу № А13-7761/2011, с Администрации Харовского муниципального района Вологодской области в пользу ООО «Рамекс» взыскано: основной долг в сумме 239 900 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 19 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7798 рублей.
Исполнительный лист № 000065929 по делу № А13-7761/2011 на взыскание основной долг в сумме 239 900 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 19 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7798 рублей выдан арбитражным судом ООО «Рамекс» 10.11.2011.
Общество 15.11.2011 обратилось в Финансовое управление с заявлением об исполнении решения суда, приложив необходимые документы.
Вместе с тем, после принятия на исполнение документов Управление не совершило предусмотренных законом действий по исполнению судебного акта, не предоставило обществу необходимой информации об исполнении решения суда и не приостановило до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации.
Полагая указанное бездействие незаконным, общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении прав и охраняемых законом интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Следовательно, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии со статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Судом установлено, что Финансовое управление является орган местного самоуправления района, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Харовского района.
В соответствии с Порядком организации работы по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, утвержденного приказом начальника финансового управления от 26.02.2008 № 14 о/д, настоящий порядок определяет правила организации работы финансового управления Харовского муниципального района Вологодской области по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений района. Данный порядок утвержден во исполнение главы 24.1 БК РФ.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» указано, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Таким образом, БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий в случае необходимости возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на счетах.
Как усматривается из материалов дела, исполнительный лист № 000065929 от 10.11.2011 по делу № А13-7761/2011 поступил в Управление 15.11.2011, следовательно, исполнение решения суда по названному листу должно было быть произведено не позднее 15.02.2012.
Вместе с тем, данную обязанность Финансовое управление в установленный срок не исполнило.
При этом отклоняются доводы Управления о принятии всех мер по исполнению решения суда.
В соответствии со статьей 36 Устава Харовского муниципального района финансовое управление уполномочено, в том числе, составлять проект и исполнять бюджет Харовского района и консолидированный бюджет Харовского района.
Согласно Положению о финансовом управлении Харовского муниципального района Вологодской области, утвержденного постановлением главы Харовского муниципального района от 07.12.2005 № 689, финансовое управление организует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области работу по составлению проекта консолидированного бюджета района, бюджета района, разрабатывает нормативы отчислений от регулирующих налогов в бюджету поселений, представляет проект бюджета района главе Харовского района; организует исполнение бюджета района исходя из принципа единства кассы; ведет реестр расходных обязательств бюджета района, представляет его и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований района в Департамент финансов Вологодской области; осуществляет управление доходами и расходами бюджета района, распоряжается средствами, находящихся на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, а также осуществляет операции с этими средствами.
Доказательств информирования взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев, приостановления до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, принятия иных мер по исполнению исполнительного документа, в том числе, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись Финансовым управлением не представлено.
Ссылки Управления на частичное исполнение решения суда по представленному исполнительному документу в 2012 году, судом не принимаются, поскольку принятые меры не обеспечили исполнение решения суда по предъявленному исполнительному листу № 000065929 от 10.11.2011 в установленный Бюджетным кодексом РФ срок.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Поскольку Управление не исполнило возложенную на него законом обязанность по исполнению судебного акта в трехмесячный срок, его бездействие противоречит статье 16 АПК РФ и является незаконным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
При обращении в суд обществом уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей по платежным поручениям от 22.03.2012 № 1, от25.04.2012 № 4, от 25.04.2012 № 5, за оспаривание, по мнению заявителя трех самостоятельных видов бездействия.
Между тем, исполнение судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом представляет собой сложный юридический состав, включающий в себя совокупность необходимых действий, результатом которых является исполнение в полном объеме исполнительного документа.
Поскольку предметом оспаривания фактически являлась бездействие, включающее в себя не совершение со стороны Управления совокупности действий по исполнению одного исполнительного документа, в отношении одного должника в пользу одного взыскателя, суд полагает, что государственная пошлина подлежит уплате в одинарном размере – 2000 рублей, вследствие чего расходы по ее уплате подлежат взысканию с Управления в пользу общества. Излишне уплаченная по платежным поручениям от 25.04.2012 №№ 4,5 государственная пошлина составляет 4000 рублей и подлежит возврату заявителю на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействие Финансового управления Харовского муниципального района, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Вологодской области от 29.09.2011 по делу № А13-7761/2011, в не информировании ООО «Рамекс» о неисполнении исполнительного листа, в не приостановлении до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Харовского муниципального района.
Финансовому управлению Харовского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Рамекс».
Взыскать с Финансового управления Харовского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рамекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рамекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
В части признания незаконным бездействия Финансового управления Харовского муниципального района решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.А. Киров