ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-3940/09 от 08.06.2009 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  11 июня 2009 года г. Вологда Дело № А13-3940/2009

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2009 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мосягиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области о признании незаконными действий, при участии третьего лица муниципального унитарного предприятия г.Череповца «Электротеплосеть»,

с участием от заявителя ФИО1 по доверенности от 21.05.2009, ФИО2 по доверенности от 22.12.2008, от ответчика – ФИО3 по доверенности от 06.04.2009, ФИО4 по доверенности от 08.06.2009, ФИО5 по доверенности от 12.05.2009, от третьего лица – ФИО6 по доверенности от 11.01.2009, ФИО7 по доверенности от 25.05.2009,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее – ОАО «ВСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области (далее – Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отказе в лишении статуса гарантирующего поставщика муниципального унитарного предприятия города Череповца «Электросеть». В обоснование полагает, что Департамент обязан принять решение о лишении статуса гарантирующего поставщика при получении информации о наличии у соответствующей организации задолженности по оплате электроэнергии.

Представители ОАО «ВСК» в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Департамент в отзыве и его представители в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая действия законными и обоснованными. По мнению Департамента, на момент рассмотрения обращения общества задолженности у предприятия по оплате электроэнергии не имелось, поэтому основания для лишения статуса гарантирующего поставщика отсутствовали.

Муниципальное унитарное предприятие г.Череповца «Электросеть» (далее – МУП г.Череповца «Электросеть», предприятие) в отзыве и его представители в судебном заседании поддержали доводы Департамента. Кроме того, полагают, что полномочиями на принятие решения о лишении статуса гарантирующего поставщика Департамент не обладает. Считает, что у предприятия на момент рассмотрения обращения ОАО «ВСК» отсутствовала задолженность за более чем два расчетных периода, в связи с чем оснований для лишения статуса гарантирующего поставщика не имелось.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ОАО «ВСК» обратилось к Департаменту с заявлением от 17.02.2009 № 18/518 о лишении статуса гарантирующего поставщика МУП г.Череповца «Электросеть» в порядке пункта 40 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии.

Департамент в письме от 18.03.2009 № 661/4-2 сообщил о рассмотрении обращения, указав что оснований для лишения МУП г.Череповца «Электросеть» статуса гарантирующего поставщика не усматривается, поскольку неурегулированная задолженность за электроэнергию не превышает 2-х расчетных периодов и не подтверждена решением суда.

ОАО «ВСК» не согласилось с отказом Департамента и обратилось в суд с заявленными требованиями.

Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла изложенных процессуальных положений, с учетом представленных доказательств и в целях правильного применения закона на основании части 3 статьи 9 АПК РФ суд расценивает заявленное требование в качестве требования о признании незаконными действий по отказу в лишении статуса гарантирующего поставщика МУП г.Череповца «Электросеть», выраженных в письме от 18.03.2009 № 661/4-2.

Из содержания статей 29 и 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в частности:

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.

Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

В статье 20 Федерального закона № 35-ФЗ в числе основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике названы:

достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав;

развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики.

В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения; участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона № 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 36-ФЗ) до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 6 Федерального закона №36-ФЗ и статьи 21 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 №530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила), разделом II которого установлен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика.

Согласно пункту 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса.

В силу пункта 36 Правил до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу Правил являются в том числе:

а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по таким договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Закона N 36-ФЗ;

б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн кВт.ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.

Пунктом 56 Правил на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) возложена обязанность в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил согласовать определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков и в течение 5 дней с даты согласования уведомляют о принятом решении организации, получившие статус гарантирующего поставщика, а также направляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности, перечень организаций, которые направили заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика, а также перечень организаций, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа (в связи с несоответствием предусмотренным пунктом 36 настоящих Правил требованиям), и организаций, которые лишены статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил. Указанные сведения учитываются при формировании федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 57 Правил уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящими Правилами, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 №2486 утверждено Положение о Департаменте строительства, промышленности и энергетики Вологодской области (далее – Положение).

На основании пункта 1.1. Положения Департамент строительства, промышленности и энергетики Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации в Вологодской области государственной политики в сферах строительства, промышленности и энергетики области.

В силу подпункта 18 пункта 2.3 названного Положения Департамент осуществляет функции уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности, контроль осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельности в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.

Таким образом, Департамент, являясь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в области государственной политики в сфере энергетики, обладает полномочиями по принятию решений о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности. Доводы третьего лица в этой части судом отклоняются.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» до определения победителя первого конкурса согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и границы зон деятельности ОАО «ВСК» в административных границах Вологодской области, за исключением зон деятельности ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», МУП города Череповца «Электросеть», Череповецкого ГП ВО «Череповецкая ЭТС» в границах балансовой принадлежности электрических сетей этих предприятий.

В пункте 40 Правил установлено, что в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г. Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 1 января 2010 г. и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящими Правилами иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.

В случае если на основании актов сверки взаиморасчетов, направленных в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил либо представленных организациями, осуществляющими поставку электрической энергии или оказание услуг по передаче электрической энергии соответствующему гарантирующему поставщику на розничном рынке до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выявлена неурегулированная задолженность за 2 и более расчетных периода, а также если такая задолженность подтверждена вступившим в законную силу решением суда, указанная в абзаце первом настоящего пункта организация лишается статуса гарантирующего поставщика.

Из приведенных норм следует, что для лишения организации статуса гарантирующего поставщика необходимо наличие двух условий: организация не имеет допуска к торговой системе оптового рынка; организация имеет неурегулированную задолженность за два и более расчетных периода, подтвержденную актом сверки или судебным решением. При этом размер задолженности значения не имеет.

Вместе с тем, исходя из анализа приведенных нормативных положений в их совокупности, а также норм пункта 44 Правил, суд считает, что принятие решения о лишении статуса гарантирующего поставщика при наличии задолженности по оплате электроэнергии за два и более расчетных периода является правом, но не обязанностью уполномоченного органа. Это право реализуется с учетом основных принципов государственной политики в сфере электроэнергетики. В связи с чем суд отклоняет доводы заявителя в части обязательности принятия решения при получении информации о наличии обусловленной задолженности.

Как следует из материалов дела, между ОАО «ВСК» и МУП г.Череповца «Электросеть» заключен договор от 01.01.2007 № 427 на поставку электроэнергии (л.д.36-40). Согласно пункту 4.2 договора стороны договорились расчетным периодом считать календарный месяц.

Общество и предприятие составили акт сверки расчетов за электроэнергию по состоянию на 9 февраля 2009 года, которым установлено наличие задолженности МУП г.Череповца «Электросеть» в сумме 171 651 298, 11 руб., в том числе за декабрь 2008 года – 23 041 224,56 руб., за январь 2009 года – 148 610 073,55 руб.

Согласно протоколу совещания между ОАО «ВСК» и МУП г.Череповца «Электросеть» от 04.02.2009 неурегулированная задолженность перед ОАО «ВСК» составляла 116 656 000 руб. с учетом прогнозных свободных (нерегулируемых) цен, которая складывается за потребление электроэнергии в декабре 2008 года (срок исполнения обязательств по договору 08.01.2009) 40 041 000 руб., за потребление электроэнергии в январе 2009 года 76 615 000 руб.

На основании названых документов Общество обратилось к Департаменту с требованием лишения предприятия статуса гарантирующего поставщика.

Однако по данным мониторинга Департамента задолженности по расчетам за электроэнергию у МУП г.Череповца «Электросеть» на момент обращения и рассмотрения заявления не имелось.

Факт оплаты задолженности в полном объеме подтверждается информацией о расчетах за потребленную электроэнергию по состоянию на 28.01.2009, оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 60 за период 01.09.2008- 26.02.2009, справкой Череповецкого филиала ОАО «ВСК» об оплате задолженности МУП г.Череповца «Электросеть» на 17.02.2009, справкой МУП о платежах за потребленную электроэнергию за период с 09.02.2009, платежными поручениями.

Таким образом, на момент подачи заявления ОАО «ВСК» о лишении статуса гарантирующего поставщика и его рассмотрения Департаментом задолженность МУП г.Череповца «Электросеть» отсутствовала. Уполномоченный орган не выявил наличие задолженности предприятия за два и более расчетных периода, что свидетельствует об отсутствии оснований для лишения статуса гарантирующего поставщика.

Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда от 14.03.2008 № 2739/08, от 29.12.2008 № 16313/08, постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2007 по делу №А42-327/2007, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2008 по делу №А38/2008-8-44, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.06.2007 по делу №Ф08-3452/2007.

Следует отметить, что МУП г.Череповца предлагало Обществу заключить соглашение о реструктуризации задолженности по договору, что следует из протокола совещания от 04.02.2009. Общество, в свою очередь, обязалось рассмотреть предложение предприятия об урегулировании задолженности посредством заключения соглашения. Однако такое соглашение между сторонами не было заключено.

В то же время, суд считает, что заявителем не доказано в порядке статьи 200 АПК РФ наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.

В случае нарушения законных прав и интересов лицо, чьи права нарушены, вправе защищать свои права любыми предусмотренными законом способами (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации).

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перечислены способы защиты гражданских прав. Субъект права может выбрать один из перечисленных в статье 12 ГК РФ способов или использовать одновременно несколько способов, либо использовать иные способы, предусмотренные законом.

Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На основании части 2 статьи 10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Как следует из постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» ОАО «ВСК» является основным гарантирующим поставщиком в административных границах Вологодской области, за исключением зон деятельности ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», МУП города Череповца «Электросеть», Череповецкого ГП ВО «Череповецкая ЭТС» в границах балансовой принадлежности электрических сетей этих предприятий.

Заявитель в своих пояснениях ссылается на нарушение оспариваемым отказом права Общества распространить свою зону деятельности как гарантирующего поставщика на территорию, охватываемую зоной деятельности предприятия и принять на прямое обслуживание его потребителей. Таким образом, требования ОАО «ВСК» направлены на получение конкурентных преимуществ, ограничение конкуренции на розничном рынке электроэнергии, что недопустимо в силу статьи 10 ГК РФ.

Доводы заявителя в части применения одноставочного тарифа и нарушениях при заключении договора поставки электроэнергии (мощности), неправильного исчисления налоговой базы судом отклоняются. Данные доводы не подтверждены документально, не являлись основанием обращения к Департаменту и не предусмотрены законом в качестве способа защиты названного права.

При таких обстоятельствах, требования ОАО «ВСК» о признании незаконными действий по отказу в лишении статуса гарантирующего поставщика МУП г.Череповца «Электросеть», выраженных в письме от 18.03.2009 №661/4-2, не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной ОАО «ВСК» платежным поручением от 10.04.2009 № 1835, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований открытому акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области о признании незаконными действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья А.Е.Мамонова