ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-4193/20 от 25.08.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

25 августа 2020 года

город Вологда

Дело № А13-4193/2020

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Завалиной А.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вытегорское ПАТП» к муниципальному образованию -Вытегорскому муниципальному району Вологодской области в лице Финансового управления Администрации Вытегорского муниципального района о взыскании убытков в сумме 125 198 руб.,

при участии от истца Минакова А.А. по постоянной доверенности от 17.01.2020, от ответчика Карютина М.А. по постоянной доверенности от 17.08.2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Вытегорское ПАТП» (далее – общество, ООО  «Вытегорское ПАТП») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Вытегорскому муниципальному району Вологодской области в лице Финансового управления Администрации Вытегорского муниципального района о взыскании убытков в сумме 125 198 руб. в связи с предоставлением в 2017 году отдельным категориям граждан льгот по оплате стоимости месячных именных проездных билетов в соответствии с решением Представительного Собрания Вытегорского муниципального района от 25.11.2014 № 143 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом» (далее – Решение № 143).

  В судебном заседании представитель истца поддержал требования и доводы, изложенные в иске.

          Ответчик в отзыве и его представитель в судебном заседании против требований истца возражали, сославшись на отсутствие оснований для возмещения за счет бюджета Вытегорского муниципального района недополученных обществом доходов в связи с предоставлением истцом льгот гражданам,  не предусмотренным Решением № 143.

          В судебном заседании 18 августа 2020 года судом объявлен перерыв до 25 августа 2020 года.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд находит иск подлежащим удовлетворению за счет казны Вытегорского муниципального района по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Решением № 143 Представительное собрание Вытегорского муниципального района установило тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в границах Вытегорского муниципального района.

Абзацем 6 пункта 1 Решения № 143 установлено, что стоимость месячных проездных билетов на предъявителя для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района составляет 118 руб. за каждый километр пути.

Абзацами 7, 9 и 10 пункта 1 Решения № 143 установлены льготы по оплате месячных проездных билетов на предъявителя.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения № 143 стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на внутриобластном (пригородном и междугородном) сообщении в границах Вытегорского муниципального района к месту учебы и обратно для студентов и учащихся общеобразовательных, специальных школ-интернатов, профессионально-технических и технических училищ, а также техникумов-интернатов системы социального обеспечения  установлена в размере 472 руб. до остановки «Анхимово», в размере 531 руб. - до остановки «Белоусово», в размере 708 руб. - до остановки «Озерки», в размере 1239 руб. - до остановок «Ялосарь» и «Пристань», в размере 1298 руб. - до остановки «Даниловская».

Абзацем 9 пункта 1 Решения № 143 утверждена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на маршруте Вытегра – Депо в размере 1387 руб. до остановки «Девятины», в размере 1416 руб. - до остановки «Фабрика», в размере 1475 руб. - до остановки «Аэропорт», в размере 1593 руб. - до остановки «Белый ручей», в размере 1652 руб. - до остановки «Депо».

Абзацем 10 пункта 1 Решения № 143 утверждена стоимость месячных именных проездных билетов для проезда на маршруте Вытегра – Депо для держателей дисконтной карты «Забота», полученной в рамках проекта «Дисконтная карта» Забота», реализуемого на территории Вытегорского муниципального района, в размере 413 руб. до остановки «Дачи», в размере 649 руб. - до остановки «Никольская гора», в размере 472 руб. - до остановки «Анхитмово», в размере 531 руб. - до остановки «Белоусово», в размере 708 руб. - до остановки «Озерки», в размере 885 руб. - до остановки «3 шлюз», в размере 944 руб. - до остановки «4 шлюз», в размере 1121 руб. - до остановки «5 шлюз», в размере 1239 руб. - до остановки «Ялосарь» и «Пристань», в размере 1298 руб. - до остановки «Даниловская».

Пунктом 2 Решения № 143 предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршруту Вытегра-Депо, являются получателями из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами девятым и десятым пункта 1 указанного решения.

Материалами дела подтверждено, что между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства Вытегорского муниципального района (далее – Управление) и ООО Вытегорское ПАТП» 01.01.2017 заключен договор о предоставлении субсидий (л.д. 39-41), пунктом 1.1 которого определено, что предметом договора является предоставление в 2017 году Управлением получателю субсидий денежных средств (субсидий) на возмещение недополученных доходов при продаже месячных именных проездных билетов, стоимость которых установлена абзацами девятым и десятым пункта 1 Решения № 143. В рамках указанного договора общество получило субсидию в размере 1 344 135 руб.

В ходе плановой проверки общества по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий Финансовым управлением Администрации Вытегорского муниципального района (далее – Финансовое управление) установлено, что в нарушение пункта 2 Решения № 143 и заключенного договора о предоставлении субсидий от 01.01.2017 обществом в отчеты и расчет субсидии включены проездные билеты, проданные в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения 143 в количестве 148 штук на сумму 125 215 руб. 70 коп., в результате чего установлено завышение размера полученной обществом субсидии на 125 198 руб. По итогам проверки составлен акт от 26.09.2018 № 5 и направлено обществу предписание от 22.10.2018 № 7 (л.д. 42-75), в соответствии с которым Финансовое управление потребовало от ООО  «Вытегорское ПАТП» в срок до 20.12.2018 возместить в районный бюджет неправомерно полученную субсидию в сумме 125 198 руб.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 октября 2019 года по делу № А13-8901/2019 в удовлетворении требований общества о признании указанного предписания недействительным отказано. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2020 года по делу № А13-14043/2019 с общества взыскана ошибочно предоставленная субсидия в сумме 125 198 руб. Указанная сумма возвращена обществом в бюджет района  платежным поручением от 27.02.2020 № 3 (л.д. 127).

При этом в решении Арбитражного суда Вологодской области от 10 февраля 2020 года по делу № А13-14043/2019 указано на право общества на взыскание убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество направило в адрес Финансового управления претензию от 10.02.2020 с требованием возместить недополученные доходы вследствие реализации именных проездных билетов по льготным ценам, предусмотренным абзацем 7 пункта 1 Решения № 143,  сумме 125 198 руб.  (л.д. 94-95).

В связи с отказом Финансового управления в удовлетворении требований общества (ответ от 06.03.2020 № 30, л.д. 96-97) последнее обратилось в суд с настоящим иском.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Согласно пункту 17 Постановления № 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Статьей 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

По размеру заявленных требований у ответчика возражений нет. Не соглашаясь с требованиями истца, ответчик указал, что сумма заявленных недополученных доходов возникла в результате продажи обществом по ценам, предусмотренным абзацем 7 пункта 1 Решения № 143, месячных именных проездных билетов студентам бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Вытегорский политехнический техникум» (далее – БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум»). Указанное образовательное учреждение, по мнению Финансового управления, не относится к профессионально-техническим и техническим училищам, указанным в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143.

Общество подтвердило продажу по льготным ценам месячных именных проездных билетов студентам БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум», однако указало, что примененная в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143 терминология в части указания видов образовательных учреждений фактически не предусмотрена действующим законодательством РФ, ранее действовавшее законодательство приравнивало техникумы к училищам, являющимся средними специальными учебными заведениями.

Таким образом, предметом спора по настоящему делу является возможность отнесения БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» к профессиональным образовательным учреждениям, перечисленным в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143, а именно к профессионально-техническим или техническим училищам.

Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 11.04.1980 № 296, установлено, что средние профессионально-технические училища, также технические училища относятся к профессионально-техническим учебным заведениям.

В Положении о среднем профессионально-техническом училище, утвержденном постановлением Совета министров СССР от 22.02.1985 № 177 установлено, что среднее профессионально-техническое училище входит в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, находится в непосредственном ведении государственного комитета союзной республики по профессионально-техническому образованию (в союзной республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования.

В соответствии с указанными нормативными актами среднее профессионально-техническое училище и техническое училище являлись основным звеном начального профессионального образования квалифицированных рабочих на базе основного общего или среднего (полного) общего образования.

Принятый 10.07.1992 Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» предусматривал не виды, а типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (статья 4 Закона).

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2005 № 92-ФЗ) профессионально-технические и иные училища относятся к образовательным учреждениям начального профессионального образования.

Согласно последовательно принятым Типовым положениям об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 № 1168, от 03.03.2001  № 160 к средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж, техникум - предприятие (учреждение). При этом под техникумом (училищем) понимается основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В Типовом положении об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 № 543 упоминания об училищах уже не содержится. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 указанного Типового положения установлены следующие виды средних специальных учебных заведений - техникум и колледж, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и углубленной подготовки соответственно.

  С 01.01.2013 согласно части пятой статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации устанавливаются уровни профессионального образования:

среднее профессиональное образование;

высшее образование - бакалавриат;

высшее образование - специалитет, магистратура;

высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии с частью третьей статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ в учреждениях среднего профессионального образования обучение ведется по двум типам программ подготовки: квалифицированных рабочих и служащих (ранее данный уровень подготовки называли «начальное профессиональное образование») и специалистов среднего звена.

При этом статьей 23 Федерального закона № 273-ФЗ установлены типы образовательных организаций. Так, все организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, являются профессиональными образовательными организациями.

В соответствии со статьей 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни, установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом № 273-ФЗ, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); среднее профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.

Исходя из указанных норм права суд признает, что профессионально-технические и технические училища, относившиеся ранее к средним специальным учебным заведениям, преобразованы в профессиональные образовательные организации, соответствующие училищам как по типу образовательного учреждения, так и по уровню образования.

Вместе с тем, ни на момент установления льготы абзацем 7 пункта 1 Решения № 143, ни в 2017 году не существовало понятия профессионально-технических и технических училищ или техникумов. По состоянию на рассматриваемый период статус учебного заведения определяется не названием, а тем, является ли учреждение профессиональной образовательной организацией и имеет ли лицензию и аккредитацию образовательных программ.

Согласно представленным документам БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» создано 03.02.2010 на основании постановления Правительства Вологодской области от 29.06.2009 № 987 «О реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Вытегорский политехнический техникум» и государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 56», до 26.05.2015  (утверждения устава в новой редакции) имело наименование – бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вытегорский политехнический техникум», относилось к типу – образовательное учреждение среднего профессионального образования. В соответствии с действующей с 26.05.2015 редакцией устава БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» является профессиональной образовательной организацией. БПОУ ВО «Вытегорский политехнический техникум» имело с 25.11.2011 лицензию на право ведения образовательной деятельности по ряду образовательных программ, уровень образования – начальное и среднее профессиональное образование, с 20.11.2015 – лицензию на право оказания образовательных услуг по реализации ряда образовательных программ, уровень образования – среднее профессиональное образование.

Использование в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143 утратившей силу терминологии является дефектом юридической техники при создании муниципального нормативно-правового акта и не должно повлечь в данном случае отказ во взыскании убытков, вызванных применением обществом спорной нормы.

         Более того, продажа обществом проездных билетов именно лицам, указанным в абзаце 7 пункта 1 Решения № 143, ранее была установлена Финансовым управлением Администрации Вытегорского муниципального района в ходе плановой проверки общества, что зафиксировано в акте от 26.09.2018 № 5 и решениями Арбитражного суда Вологодской области от 07 октября 2019 года по делу № А13-8901/2019 и от 10 февраля 2020 года по делу № А13-14043/2019.

В этой связи, а также исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в определении от 09.04.2002 № 68-О, а также Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 № 23, суд считает, что недополученные истцом доходы в связи с предоставлением льгот в соответствии с абзацем 7 пункта 1 Решения № 143 в размере 125 198 руб. подлежат возмещению за счет казны Вытегорского муниципального района, интересы которой представляет Финансовое управление.

При подаче искового заявления руководителем общества Горбуновым А.Н. по чеку-ордеру от 18.03.2020 уплачена государственная пошлина в сумме 4756 руб., представлены расходный кассовый ордер от 13.03.2020 и авансовый отчет от 20.30.2020, подтверждающие несение расходов по уплате государственной пошлины за счет средств общества.

При удовлетворении исковых требований расходы общества по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ему за счет ответчика по правилу статьи 110 АПК РФ. Положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов и  органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в данном случае не применимы, так как согласно этой норме они освобождаются от уплаты госпошлины в бюджет, а не в пользу стороны, уже понесшей расходы на ее оплату.

Руководствуясь статьями 110, 167–171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

взыскать с муниципального образования - Вытегорского муниципального района в лице Финансового управления Администрации Вытегорского муниципального района за счет казны муниципального образования - Вытегорского муниципального района в пользу общества с ограниченной ответственностью «Вытегорское ПАТП» убытки в сумме 125 198 руб., также 4756 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                    Н.В. Савенкова