АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года город Вологда Дело № А13-4443/2021
Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хромцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя ФИО1 об оспаривании выраженных в письме от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий Департамента имущественных отношений Вологодской области по отказу исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и действий Департамента имущественных отношений Вологодской области по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
при участии: от Департамента имущественных отношений Вологодской области ответчика - ФИО2 по доверенности от 11.01.2021, ФИО3 по доверенности от 29.10.2021,
у с т а н о в и л:
предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, в котором просила:
- признать несоответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и незаконными выраженные в письме № 34-14196/20 от 25.12.2020 действия Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) по отказу исключить на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753, расположенный по адресу: <...>, из Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год);
- обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 - исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год (на период с 01.01.2019 по 31.10.2019);
- признать несоответствующими положениям статьи 378.2 НК РФ и незаконными выраженные в письме № 34-14196/20 от 25.12.2020 действия Департамента по отказу исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838, расположенный по адресу: <...>, из Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год);
- обязать Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 - исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 из Перечня на 2021 год.
В ходатайстве от 19.08.2021 заявитель уточнил предъявленные требования, в итоге просил:
- признать незаконными выраженные в письме от 25.12.2020 № 34-14196/20 действия Департамента по отказу исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год (а именно, на период с 01.01.2019 по 31.10.2019);
- признать незаконными выраженные в письме от 25.12.2020 № 34-14196/20 действия Департамента по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 в Перечень на 2021 год.
В порядке устранения нарушений своих прав и законных интересов заявитель просил:
- обязать Департамент исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год (а именно, на период с 01.01.2019 по 31.10.2019).
- обязать Департамент исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 из Перечня на 2021 год.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнение требований принято судом.
В обоснование требований заявитель сослался на несоответствие оспариваемых действий положениям статьи 378.2 НК РФ. Заявитель указал, что Департамент, получив его заявление от 09.10.2020 об исключении из Перечня ряда объектов недвижимости (нежилых помещений с кадастровыми номерами 35.21:0401019:753, 35:21:0401019:838, 35:21:0401019:839), выполнил 13.11.2020 на основании распоряжения от 29.10.2020 № 2157-р осмотр этих объектов, расположенных по адресу <...> после чего на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, состоявшемся 24.10.2020, были приняты следующие решения: исключить с 01.11.2019 из Перечня на 2019 год, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753; включить в Перечень объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838; не включать в Перечень на 2021 год, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:839.
Заявитель отметил, что Департамент самостоятельно принял решение в отношении перечисленного недвижимого имущества на период - 2021 год, не рассмотрев при этом период - 2020 год. Считает, что Департаментом нарушено его право на исключение из Перечня всех объектов недвижимости, указанных в заявлении, на 2019, 2020 и 2021 годы.
Предприниматель также указал, что в целях исключения из соответствующих Перечней объектов недвижимости с кадастровыми номерами 35:21:0401019:753, 35:21:0401019:838, 35:21:0401019:839, он в заявлении от 18.02.2021, представленном им в Департамент, просил отменить полностью ранее принятое решение Департамента от 24.10.2020 и принять новое решение, которым:
- исключить из Перечня на 2019 год, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 - с 01.01.2019 по 31.10.2019;
- исключить из Перечня на 2019 год объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839 - с 01.11.2019 по 31.12.2019;
- не включать в Перечень на 2020 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839;
- не включать в Перечень на 2021 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839.
Заявитель отметил, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Департамента www.dio.gov35.ru, помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:753 не было исключено из Перечня на 2019 год (на период с 01.01.2019 по 31.10.2019), а помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:838 не было исключено из Перечня на 2021 год.
Заявитель также пояснил в заявлении, что нежилое помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:753 было снято кадастрового учета с 01.11.2019 в связи с его разделом на два помещения (с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839), поэтому в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 предприниматель являлся собственником помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753, а в период с 01.11.2019 по 31.12.2019 – собственником помещений, на которые оно было разделено. Однако, Департаментом объект с кадастровым номером 35:21:0401019:753 был исключен из Перечня только с 01.11.2019 (в связи с прекращением существования объекта недвижимости при исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН)), в то время как, по мнению заявителя, данный объект надлежало исключить из Перечня на 2019 год и на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 по тем основаниям, которые указаны в справке об осмотре объекта недвижимости от 13.11.2020.
В подтверждение оснований для исключения спорных объектов из Перечня заявитель сослался на справку об осмотре объекта недвижимости от 13.11.2020 и указал, что помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:838 на дату осмотра (09.11.2020) фактически не используется, и согласно описанию в разделе 2 данной справки, не использовалось в течение всего 2019 года; в помещении с кадастровым номером 35:21:0401019:839 на дату осмотра (09.11.2020) фактически используется 6% от его общей площади, что составляет 25,5 кв.м. В период с 01.01.2019 по 31.10.2019 площадь фактического использования помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753 была не более 6 % от общей площади. В 2020 - 2021 г.г. вся площадь недвижимого имущества, занятая под бизнес, осталась без изменений и, по мнению заявителя, также подлежит исключению из Перечня, как на 2019 год, так и на период 2020-2021 годы.
Со ссылкой на статью 378.2 НК РФ, заявитель отметил, что фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
При этом заявитель указал, что гостиничный бизнес является для него основным и занимает 94,6% общей площади. Аренда 25,5 кв.м (офис) занимает 5,4% от основной площади. Площадь помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:838 составляет 53,2 кв.м, а помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:839 - 418,8 кв.м.
Департамент в отзыве на заявление (с учетом дополнений) считает оспариваемые действия законными. Департамент сослался на отсутствие оснований для исключения спорных объектов из Перечней на 2019, 2021 годы. Департамент указал, что его приказом от 20.11.2018 № 67-н определен Перечень на 2019 год, приказом от 19.11.2020 № 98-н - Перечень на 2021 год. Объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 включен в Перечень на 2019 год; объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838, который образован в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753, включен в Перечень на 2021 год. Департамент считает, что для признания здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 или 4 статьи 378.2 НК РФ.
Департамент указал, что им проведена работа по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753, осуществлен его осмотр и составлена справка об осмотре объекта недвижимости по состоянию на 18.04.2018. Согласно названной справке более 20 процентов от общей площади помещения фактически используется в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. Заседание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, на котором принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (пункт 1 протокола заседания), а также приняты решения не исключать объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из аналогичных перечней на 2017 год (пункт 2 протокола заседания), на 2018 год (пункт 3 протокола заседания), состоялось 25.05.2018.
Департамент также указал, что впоследствии объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 снят с кадастрового учета 01.11.2019 в связи с разделом на два помещения - с кадастровыми номерами 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839. Департаментом проведена работа по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838, осуществлен осмотр вышеуказанного объекта, составлена справка об осмотре по состоянию на 09.11.2020. Согласно названной справке более 20 процентов от общей площади помещения фактически используется в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ. 24.12.2020 состоялось заседание вышеназванной Межведомственной комиссии, на котором принято решение исключить объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год с 01.11.2019. То есть исключение из Перечня на 2019 год произведено исключительно по техническим причинам, в связи с разделом объекта. Департамент считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в ходатайстве от 01.03.2022 просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заявителя.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей Департамента, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, предпринимателем направлено в Департамент заявление от 09.10.2020 (вх. от 22.10.2020), в котором предприниматель сообщил об использовании принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>, в течение всего периода 2019 года в предпринимательской деятельности по УСН, а именно, в качестве гостиницы (код ОКВЭД 50.11) и для сдачи в аренду (том 1, листы 106-107). В этом же заявлении предприниматель сообщил об отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 378.2 НК РФ, а именно, общая площадь недвижимого имущества с кадастровыми номерами 35:21:0401019:753, 35:21:0401019:838, 35:21:0401019:839 составляет 472 кв.м, при этом 31.07.2018 были расторгнуты договоры аренды: от 01.01.2018 № 10 - в отношении площади 5,5 кв.м; от 01.09.2018 № 12 - в отношении площади 20 кв.м, а в аренду по договору от 01.08.2019 № 13 передано 25,5 кв.м, что составляет 5,4% от общей площади. Ссылаясь на то, что оставшаяся площадь 446,5 кв.м (472 кв.м – 25,5 кв.м), составляющая 94,6% от общей площади, используется под гостиничный бизнес и хозяйственную деятельность гостиницы, предприниматель указал о наличии у него права на исключение недвижимого имущества из Перечня за 2019 год.
На основании распоряжения от 29.10.2020 № 2157-р Департаментом 09.11.2020 проведен осмотр нежилого помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:838, по результатам осмотра составлена справка от 13.11.2020 (том 1, листы 71-72).
На основании распоряжения от 29.10.2020 № 2157-р Департаментом 09.11.2020 проведен осмотр нежилого помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:839, по результатам осмотра составлена справка от 13.11.2020 (том 1, листы 73-74).
Письмом от 02.11.2020 Департамент сообщил заявителю, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 35:21:0401019:838, 35:21:0401019:839 «не были включены в 2019 году в Перечень, в связи с чем, исключению из Перечня не подлежат» (том 1, лист 68).
По результатам рассмотрения указанного заявления предпринимателя от 09.10.2020 Департамент уведомил его письмом от 15.12.2020 № их.34-14196 о принятии 24.12.2020 на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, состоявшемся 24.10.2020 следующих решений: исключить с 01.11.2019 из Перечня на 2019 год объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753; включить в Перечень на 2021 год объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838; не включать в Перечень на 2021 год, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:839. В этом же письме Департамент сообщил, что также будут внесены изменения в Перечень на 2020 год «с учетом решения об исключении из вышеуказанного Перечня объекта недвижимости».
Вышеуказанное письмо Департамента от 15.12.2020 № их.34-14196 получено предпринимателем 05.01.2021 (том 1, лист 142).
В Департамент 01.03.2021 поступило заявление предпринимателя от 18.02.2021, в котором предприниматель указал, что нежилое помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:753 было снято кадастрового учета с 01.11.2019 в связи с его разделом на два помещения (с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839), поэтому в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 предприниматель являлся собственником помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753, а в период с 01.11.2019 по 31.12.2019 – собственником помещений, на которые оно было разделено.
В связи с чем, в заявлении от 18.02.2020 предприниматель просил отменить полностью ранее принятое решение Департамента от 24.10.2020 и принять новое решение, которым: исключить из Перечня на 2019 год, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 - с 01.01.2019 по 31.10.2019; исключить из Перечня на 2019 год объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839 - с 01.11.2019 по 31.12.2019; не включать в Перечень на 2020 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839; не включать в Перечень на 2021 год, объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 35:21:0401019:838 и 35:21:0401019:839.
Считая, что выраженные в письме от 15.12.2020 № их.34-14196 действия Департамента по отказу исключить объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год, а также по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 в Перечень на 2021 год, нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель в течение срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Вологодской области от 26.11.2015 № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Статья 402 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3.1.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденном постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874, Департамент определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области и размещает на сайте Департамента.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Вологодской области от 07.12.2015 № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» Департамент является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на: определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), и направление его в электронной форме в налоговый орган; размещение Перечня на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость отнесены, в частности, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Вологодской области от 07.12.2015 № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок от 07.12.2015 № 1046).
Порядком от 07.12.2015 № 1046 предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании информации о назначении объектов, о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты, а также результатов осмотра объектов.
Осмотр объекта проводится в случае, если не удалось однозначно установить, что: назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Указанным Порядком также установлены обязательные требования к проведению осмотров, в том числе их отнесение к полномочиям комиссий, создаваемых уполномоченным органом, члены которой осуществляют выезд и визуальный осмотр по местонахождению объектов в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов, о чем собственник объекта недвижимого имущества уведомляется не позднее 5 рабочих дней до проведения осмотра. По результатам осмотра составляется справка об осмотре, форма которой определяется уполномоченным органом, ее копия в течение 10 календарных дней со дня подписания членами комиссии направляется собственнику объекта почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
На основании пункта 3 названного Постановления от 07.12.2015 № 1046 создана Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 4 того же Постановления утверждено Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Положение о Межведомственной комиссии), в соответствии с которым задачей названной Комиссии является рассмотрение вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2.1); по итогам рассмотрения вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, Комиссия принимает решения (пункт 4.4); решения Комиссии носят рекомендательный характер (пункт 4.9).
Приказом Департамента от 20.11.2018 № 67-н определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. В данный Перечень включен, в частности, объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753 (№ п/п в Перечне 7158). Перечень на 2019 год опубликован на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.dio.gov35.ru.
Согласно решению Вологодского областного суда от 08.09.2021 № 3а-424/2021, оставленному без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.11.2021 № 66а-1344/2021, указанный приказ размещен 21.11.2018 на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 24.11.2018 (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1 - 8616), № 133 от 27.11.2018 (окончание таблицы, пункты таблицы 8617 - 14182).
В соответствии с изменениями, внесенными приказом Департамента от 19.01.2021 № 4-н, объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753, адрес: <...>, из Перечня на 2019 год исключен с 01.11.2019.
Департамент в дополнительном отзыве на заявление указал, что исключение объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год выполнено им исключительно по техническим причинам, в связи с разделом указанного объекта недвижимости.
Учитывая уточненные требования заявителя, предметом спора по настоящему делу является, в частности, законность выраженных в письме Департамента от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий по отказу в исключении из Перечня на 2019 год на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 35 АБ № 854505 предпринимателю принадлежало на праве собственности помещение, назначение: нежилое, общая площадь 471, 9 кв.м, этаж 1, 2, подвал, номера на поэтажном плате 2Н, адрес (местонахождение) объекта: <...>, условный номер 35-35-12/074/2010-283 (том 1, лист 43).
Из выписки из ЕГРН № КУВИ-999/2022-204393 от 24.02.2022 следует, что 18.03.2014 объекту недвижимости с условным номером 35-35-12/074/2010-283 присвоен кадастровый номер 35:21:0401019:753.
В подтверждение законности оспариваемых действий Департамент сослался в дополнительном отзыве на то, что вид фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753 устанавливался Департаментом по состоянию на 18.04.2018 на основании распоряжения Департамента от 02.04.2018 № 868-р (том 1, листы 143-147). В представленной Департаментом справке об осмотре по состоянию на 18.04.2018 объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 зафиксировано, что более 20% от общей площади помещения фактически используется в целях, установленных статьей 387.2 НК РФ, в том числе, под административно-деловые, офисные - 20,0 кв.м (4,23%), торговые - 5,6 кв.м (1,16%), общественное питание – 60 кв.м (12,7%), бытовое обслуживание - 112,1 кв.м (23,75%) (том 1, лист 87).
В судебном заседании по ходатайству Департамента допрошена в качестве свидетеля ФИО4, из показаний которой следует, что она вместе со ФИО5 являлась членами комиссии по осмотру и в присутствии представителей собственника осуществляла 18.04.2018 осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753, принимала участие в составлении справки об осмотре этого объекта по состоянию на 18.04.2018. Свидетель ФИО4 подтвердила достоверность сведений о фактическом использовании объекта, указанного в названной справке, более 20% от общей площади помещения в целях, установленных статьей 387.2 НК РФ.
Кроме того, Департамент указал, что 25.05.2018 состоялось заседание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, на котором принято решение не исключать объект недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечней на 2016, 2017, 2018 годы. Также в материалы дела Департаментом представлен протокол заседания Межведомственной комиссии от 25.05.2018.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что Департамент доказал законность действий по отказу в исключении из Перечня на 2019 год на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753.
К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.
Процедура определения вида фактического использования объектов, в том числе порядок отражения результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов, отраженных в справке об осмотре, порядок рассмотрения на Межведомственной комиссии справки об осмотре объектов и приложенных к ним документов, а также поступившего в уполномоченный орган заявления заинтересованного лиц в отношении определения вида фактического использования объектов, предусмотрен в Порядке от 07.12.2015 № 1046.
Из анализа положений пунктов 3, 4 названного Порядка от 07.12.2015 № 1046 следует, что в тех случаях, когда не удалось однозначно установить, что назначение объекта предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то соответствующими комиссиями, создаваемыми уполномоченным органом, должен быть проведен осмотр объектов.
Такой осмотр объектов проводится в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов. При осмотре проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр по местонахождению объектов.
Между тем, в данном случае 01.11.2019 спорный объект с кадастровым номером 35:21:0401019:753 был исключен из ЕГРН.
Порядок от 07.12.2015 № 1046 не предусматривает возможность проведения уполномоченным органом процедуры определения вида фактического использования объекта в ретроспективе (за время предшествовавшее дате осмотра). В случае возникновения обязанности выполнить осмотр, вид фактического использования осматриваемого объекта определяется по состоянию на дату осмотра.
Следовательно, в данном конкретном случае у Департамента в связи с исключением спорного объекта из ЕГРН отсутствовала возможность для выполнения по правилам Порядка от 07.12.2015 № 1046 процедуры определения вида фактического использования этого объекта за период с 01.01.2019 по 31.10.2019.
По мнению заявителя, Департаменту надлежало исключить объект с кадастровым номером 35:21:0401019:753 из Перечня на 2019 год в том числе на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 в связи с теми обстоятельствами, которые указаны: в справке от 13.11.2020 об осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 (помещение на 09.11.2020 фактически не используется и не использовалось как минимум в течение всего 2019 года); в справке от 13.11.2020 об осмотре объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:839 (на 09.11.2020 фактически используется 25,5 кв.м, что составляет не более 6 % от общей площади помещения); в заявлении об оспаривании действий (гостиничный бизнес является основным и занимает 94,6% общей площади; аренда 25,5 кв.м (офис) занимает 5,4% от основной площади; площадь помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:838 составляет 53,2 кв.м, а помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:839 - 418,8 кв.м). Кроме того, предприниматель указал в заявлении, что период с 01.01.2019 по 31.10.2019 площадь фактического использования помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753, составляла не более 6% от общей площади и сослался на отсутствие доказательств того, что помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:753 до его раздела и снятия с кадастрового учета 01.11.2020 использовалось на иных условиях.
Вышеприведенные доводы заявителя не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.
К моменту проведения осмотра, зафиксированного в справках от 13.11.2020 об осмотре объектов недвижимости, спорный объект с кадастровым номером 35:21:0401019:753 не существовал, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле. Кроме того, у Департамента отсутствовали основания для определения вида фактического использования объекта с кадастровым номером 35:21:0401019:753 за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 на основании результатов осмотра других объектов недвижимости (нежилых помещений с кадастровыми номерами 35:21:0401019:838, 35:21:0401019:839).
Следовательно, требования заявителя о признании незаконными выраженных в письме от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий Департамента по отказу в исключении из Перечня на 2019 год на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753, не подлежат удовлетворению.
По настоящему делу заявитель также оспаривает выраженные в письме Департамента от 25.12.2020 № 34-14196/20 действия по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 в Перечень на 2021 год, ссылаясь на то, что в 2020 – 2021 г.г. вся площадь недвижимого имущества, указанная в заявлении, занятая под бизнес, осталась без изменений.
Приказом Департамента от 19.11.2020 № 98-н определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год. В указанный Перечень включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:838 (№ п/п 15099).
Данный Приказ размещен 25.11.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области: http://www.pravo.gov35.ru, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24.11.2020, № 134 от 28.11.2020 (решение Вологодского областного суда от 24.05.2021 № 3а-274/2021, оставленное без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 17.08.2021 по делу № 66а-988/2021).
Из материалов дела видно, что согласно выписке из ЕГРН от 31.10.2019 предпринимателю принадлежит на праве собственности помещение, назначение: нежилое, площадью 53,2 кв.м, кадастровый номер 35:21:0401019:838, расположенное на первом этаже по адресу: <...>, помещение 7Н (том 1, листы 46-47).
В подтверждение законности оспариваемых действий по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838 в Перечень на 2021 год Департамент в дополнительном отзыве сослался на результаты работы по определению вида фактического использования данного объекта недвижимости, образованного при разделе объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:753.
Указанный осмотр проведен по состоянию на 09.11.2020 на основании распоряжения от 29.10.2020 № 2157-р, по результатам осмотра составлена справка от 13.11.2020, в которой зафиксировано, что с 2014 года помещение сдавалось в аренду ИП ФИО6 (договор аренды расторгнут с 22.09.2018); в настоящее время представлен договор аренды от 01.11.2019 между ИП ФИО1 и ООО «Яблонька» о предоставлении помещения в аренду для использования в коммерческой деятельности (срок действия до 31.10.2024); в настоящее время помещение не используется (том 1, листы 69, 71-72).
Кроме того, Департаментом представлена в материалы дела копия вышеуказанного договора аренды от 01.11.2019 между предпринимателем ФИО1 и ООО «Яблонька», согласно которому арендодатель (предприниматель ФИО1) обязуется предоставить арендатору (ООО «Яблонька») во временное владение и пользование нежилое помещение по адресу: 162600, <...>, кадастровый номер 35:21:0401019:838. Объект передается в аренду только для использования в коммерческой деятельности арендатора, а именно, бар. (пункты 1.1, 1.5 договора) (том 1, листы 111-113).
В судебном заседании по ходатайству Департамента допрошена в качестве свидетеля ФИО7, из показаний которой следует, что она являясь членом комиссии по осмотру 09.11.2020 осуществляла осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838, в присутствии другого члена комиссии по осмотру ФИО8 и представителя собственника, а также принимала участие в составлении вышеуказанной справки от 13.11.2020. Свидетель ФИО7 подтвердила достоверность сведений в названной справке и пояснила, что на дату осмотра предпринимательская деятельности в осмотренном помещении не велась; распоряжение Департамента (от 29.10.2020 № 2157-р) об осмотре было издано только в отношении помещения с кадастровым номером 35:21:0401019:753, поскольку из числа помещений, указанных в обращении предпринимателя, только это помещение числилось в Перечне на 2019 год.
Следовательно, нежилое помещение с кадастровым номером 35:21:0401019:838 включено в Перечень на 2021 год при наличии оснований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Из ходатайства заявителя от 01.03.2022 и дополнительного отзыва Департамента от 28.02.2022 следует, что Департаментом соблюдены требования пункта 3 Порядка от 07.12.2015 № 1046, поскольку Департамент известил заявителя заблаговременно до осмотра и 09.11.2020 осмотр объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 35:21:0401019:753, 35:21:0401019:838 проводился Департаментом при непосредственном участии предпринимателя ФИО1
Следовательно, заявитель в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал, что оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы.
Следовательно, требования заявителя о признании незаконными выраженных в письме от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий Департамента по включению в Перечень на 2021 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:838, не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов подлежит разрешению в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ, положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении требования о признании незаконными выраженных в письме Департамента от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий по отказу в исключении на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 из Перечня на 2019 год, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. (чек-ордер от 05.04.2021 операция 4946), относятся на заявителя.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» (далее - Постановление № 46) если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
Следовательно, при подаче в арбитражный суд заявления, содержащего одновременно два самостоятельных требования (требование об оспаривании действий Департамента по отказу в исключении на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 из Перечня на 2019 год, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753 и требование об оспаривании действий Департамента по включению в Перечень на 2021 год, объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838), заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 600 руб. (300 руб. х 2).
Фактически заявителем по данному делу уплачена государственная пошлина лишь в сумме 300 рублей (чек-ордер от 05.04.2021).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 Постановления № 46 в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании не уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
Учитывая, что требование заявителя о признании незаконными действий Департамента по включению в Перечень на 2021 год объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838, не подлежит удовлетворению, и государственная пошлина за рассмотрение данного требования не уплачена заявителем добровольно, то на основании статьи 110 АПК РФ с заявителя следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
отказать в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: <...>) о признании незаконными следующих выраженных в письме Департамента имущественных отношений Вологодской области от 25.12.2020 № 34-14196/20 действий:
- по отказу в исключении на период с 01.01.2019 по 31.10.2019 из Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 35:21:0401019:753;
- по включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, объекта недвижимости с кадастровым номером 35:21:0401019:838.
Взыскать с предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: <...>) в федеральный бюджет (код 18210801000011000110) государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.В. Парфенюк