АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
10 июня 2021 года город Вологда Дело №А13-4534/2021
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Департамента строительства Вологодской области к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная ипотечная компания 21 век» о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, на срок шесть месяцев,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.01.2021,
у с т а н о в и л:
Департамент строительства Вологодской области (далее – Департамент) обратился в суд c заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Строительная ипотечная компания 21 век» (далее – ООО «СИК 21 век», общество) о приостановлении осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, на срок шесть месяцев.
В обоснование заявленных требований Департамент сослался на неоднократное в течение года применение к обществу мер воздействия, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), что свидетельствует о допущенных нарушениях при ведении деятельности в качестве застройщика.
В судебном заседании представитель Департамента заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
ООО «СИК 21 век» отзыв на заявление не представило.
ООО «СИК 21 век», извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, вследствие чего дело рассмотрено в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Департамента, оценив собранные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно части 2 приведенной статьи, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 № 507 утверждено Положение о Департаменте строительства Вологодской области (далее – Положением), в соответствии с пунктом 1.1 которого Департамент строительства Вологодской области (далее - Департамент) является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений (за исключением регионального государственного жилищного надзора), а также региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.
В силу части 3 статьи 214-ФЗ уполномоченный орган:
1) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2) разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) вправе запрашивать у контролирующих органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3.1) утверждает форму проектной декларации;
3.2) утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам;
4) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Согласно части 5 названной статьи, нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган:
1) осуществляет контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
1.1) осуществляет контроль за соблюдением застройщиком:
а) установленных частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона требований к застройщику;
б) установленных статьей 3.1 настоящего Федерального закона требований к раскрытию и размещению им информации;
в) примерных графиков реализации проектов строительства;
г) установленных частью 1.2 статьи 18 настоящего Федерального закона требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;
1.2) выдает заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения;
1.3) получает от застройщика информацию о физическом лице, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом - застройщиком;
1.4) получает от застройщика информацию о лицах, осуществляющих работы, поставки товаров и (или) предоставляющих услуги по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, с указанием полного наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества (если имеется) индивидуального предпринимателя, адреса (места нахождения), а также о видах таких товаров, работ, услуг и информацию о наличии у этих лиц соответствующих допусков (лицензий) к осуществлению указанных видов работ, поставок товаров и предоставлению услуг, если законодательством Российской Федерации предусмотрено требование о наличии указанных допусков (лицензий), в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом;
2) вправе получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.1) вправе получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 7 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2.2) вправе получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением застройщиком требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) вправе получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
4) вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) вправе получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
6) ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
8) осуществляет контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе запрашивать у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям настоящего Федерального закона, а также рассматривает жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
9) направляет лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений;
9.1) размещает на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о проведенных проверках деятельности застройщика, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований настоящего Федерального закона;
10) принимает меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
11) вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
11.1) направляет в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
12) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Из материалов дела следует, что общество с привлечением денежных средств граждан – участников долевого строительства осуществляет строительство жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце.
Как следует из материалов дела, постановлением Департамента строительства области от 19.02.2019 № 34-д ООО «СИК 21 век» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 130000 руб.
Согласно постановлению обществом не исполнено в установленный срок до 19.12.2019 предписание Департамента от 30.10.2019 № 85-д об устранении выявленных нарушений, поскольку застройщиком, осуществляющим строительство жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
Постановлением Департамента от 27.03.2020 № 72-д ООО «СИК 21 век» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.19.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации в единой информационной системе жилищного строительства при осуществлении строительства жилого дома № 1 по улице Карла Маркса города Череповца.
Постановление № 72 вступило в законную силу.
По постановлению от 19.05.2020 № 93-д Департаментом производство по делу относительно ООО «СИК 21 век» по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания от 26.12.2019 № 117-д в срок до 11.02.20120 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановлением от 19.05.2020 № 95-д ООО «СИК 21 век» привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за не предоставление в установленной срок отчетности, а также предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения относительно строительства жилого дома № 1 по улице Карла Маркса города Череповца. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу.
По постановлениям от 09.12.2020 № 211-д от 05.02.2021 № 4-д Департаментом ООО «СИК 21 век» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафов за не предоставление в установленной срок отчетности, а также предоставление отчетности, содержащей недостоверные сведения относительно строительства жилого дома № 1 по улице Карла Маркса города Череповца. Постановления вступили в законную силу.
Таким образом, к ООО «СИК 21 век» неоднократно в течение одного года применялись меры административного воздействия за нарушение обязательных требований Закона № 214-ФЗ.
Более того, несмотря на привлечение к административной ответственности, общество продолжает нарушать требования Закона № 214-ФЗ, а именно многоквартирный жилой дом № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, должен быть закончен строительством 31.12.2017, о чем было указано в договорах долевого строительства, заключенных с гражданами, однако срок сдачи дома неоднократно продлевался, соответствующие изменения в договоры долевого строительства не внесены. Данные обстоятельства указаны в обращении дольщиков от 25.03.2019 в Администрацию Президента Российской Федерации.
Аналогичное обращение от дольщиков на нецелевое использование денежных средств и затягивание сроков сдачи дома по указанному дому было 07.11.2018.
На имя Губернатора Вологодской области с жалобой на действия застройщика обращался также потребитель ФИО2 05.12.2018.
Указанные факты свидетельствуют о неоднократных и грубых нарушениях требований Закона № 214-ФЗ со стороны ООО «СИК 21 век», при этом объективных и адекватных мер по исправлению ситуации, обществом не предпринято, доказательств чего в суд не представлено. Многочисленные предписания Департамента в адрес Общества остаются без исполнения, что подтверждается постановлениями по административным делам.
В силу пунктов 1 и 4 части 15 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом; а также застройщиком не исполнялись требования настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Общество доказательств устранения допущенных нарушений законодательства при строительстве жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце не представило.
Материалами дела подтверждается наличие оснований для приостановления застройщиком ООО «СИК 21 век» деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем, представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Исходя из положений пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае требования Департамента о приостановлении деятельности общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, не ограничивает ответчика в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого дома и сдачи его в эксплуатацию, а связано, исключительно, с запретом на шесть месяцев осуществлять деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) указанного многоквартирного дома.
Приостановление указанной деятельности ООО «СИК 21 век» на срок шесть месяцев направлено на приведение деятельности застройщика в соответствие с требованиями Закона № 214-ФЗ и прекращение нарушения прав и законных интересов участников долевого строительства.
С учетом изложенного суд считает, что деятельность ООО «СИК 21 век», связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, следует приостановить на срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, требования Департамента подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины. Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет в соответствии с положениями статей 102, 110 АПК РФ, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
приостановить осуществление деятельности общества с ограниченной ответственностью «Строительная ипотечная компания 21 век» (ОГРН <***>), связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного жилого дома № 1 по генплану по улице К.Маркса в городе Череповце, на срок шесть месяцев
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительная ипотечная компания 21 век» (ОГРН <***>)в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья С.А. Киров