ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-4565/16 от 20.10.2016 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

 Именем  Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

01 ноября 2016 года                   город Вологда                Дело № А13-4565/2016

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2016 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В.,  при   ведении  протокола  судебного заседания помощником судьи Буториной В.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аникор+» к Финансовому управлению Чагодощенского муниципального района, Представительному Собранию Чагодощенского муниципального района об оспаривании  бездействия, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Вологодской области, администрации Чагодощенского муниципального района, Управления Федерального казначейства по Вологодской области,

при участии: от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.04.2015; от Финансового управления Чагодощенского муниципального района - ФИО2, руководителя управления, от Управления Федерального казначейства по Вологодской области - ФИО3 по доверенности от 27.01.2016,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Аникор+» (далее – общество, ООО «Аникор+») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Финансовому управлению Чагодощенского муниципального района (далее – Финансовое управление), Представительному Собранию Чагодощенского муниципального района (далее - Собрание), в котором, с учетом уточнений требований от 06.06.2016, от 24.06.2016, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило:

- признать не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействие Финансового управления и Собрания, выразившееся в неисполнении в установленный законом срок, а именно, с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014) и в невыплате взыскателю в установленный законом срок денежных средств по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014;

- признать незаконным бездействие Финансового управленияв период с 23.01.2016 по настоящее время, выражающееся в неисполнении обязанностей по приостановке осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенский муниципальный район Вологодской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, до момента выплаты взыскателю денежных средств по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014);

- признать незаконным бездействие Собрания в период с 20.11.2015 по настоящее время, выразившееся в невключении в бюджет района задолженности по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014);

- признать незаконным отказ Собрания во включении в бюджет района задолженности по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014).

В порядке устранения нарушений прав и законных интересов заявитель просил:

- обязать Финансовое управлениеприостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенский муниципальный район Вологодской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, до момента выплаты взыскателю денежных средств по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014).

- обязать Собрание принять решение о включении в бюджет Чагодощенского муниципального района на 2016 год задолженности по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014).

В письменном заявлении от 22.08.2016 (том 2, лист 5) общество заявило об отказе от части требований, заявленных к Собранию, а именно, от требования о признании не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Собрания, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок решения Арбитражного суда Вологодской области и об обязании Собрания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца (взыскателя).

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принят отказ заявителя от указанной части требований к Собранию.

В письменном заявлении от 06.07.2016 и в судебном заседании 20.10.2016 ООО «Аникор+» вновь уточнило требования, в итоге просило:

Кроме того, заявитель просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке государственную пошлину за подачу искового заявления в размере 9000 руб.

Вышеуказанное уточнение требований принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.

В заявлении от 26.09.2016 заявитель просил принять к рассмотрению в рамках настоящего дела следующие дополнительные требования: признать не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконными бездействие Финансового управления, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись расходов на 2016 год для исполнения решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014) выданному на основании его исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014 и в качестве устранения нарушенных прав обязать Финансовое управление внести изменения в сводную бюджетную роспись расходов на 2016 год. В целях внесения соответствующих изменений в бюджет района внести поправку на рассмотрение совместного заседания постоянных комиссий по бюджету, финансам, налогам, экономике и вопросам собственности и по правовым, социальным вопросам и вопросам местного самоуправления к проекту решения Представительного Собрания «О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенского района на 2016 год», предусматривающей погашение задолженности перед ООО «Аникор+». Обязать Представительное собрание Чагодощенского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения о внесении изменений в бюджет Чагодощенского муниципального района на 2016 год и внесения статьи расходов в бюджет Чагодощенского муниципального района на 2016 год для погашения задолженности по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014 выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014), в случае невозможности внести изменения в бюджет 2016 года, внести статью расходов, предусматривающую погашение задолженности перед ООО «Аникор+» по исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.14, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014 (с учетом определения Арбитражного суда Вологодской области от 23.09.2015 по делу № А13-1210/2014) в бюджет на 2017 год.

По основаниям части 5 статьи 159 АПК РФ, а также в связи с невыполнением заявителем требования закона о направлении в адрес иных лиц, участвующих в деле, копий заявления от 26.09.2016, и принимая во внимание наличие у заявителя возможности в общем порядке обратиться в арбитражный суд с новым заявлением, судом в рамках настоящего дела не приняты к рассмотрению вышеуказанные дополнительные требования ООО «Аникор+».

В обоснование заявленных требований общество сослалось на неисполнение в полном объеме исполнительного листа серии АС № 006906634 от 17.10.2014, который выдан на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 по делу № А13-1210/2014. Заявитель указал, что определением Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2015 года по делу № А13-1210/2014 произведена замена взыскателя по делу № А13-1210/2014, а именно, предприниматель ФИО4 заменен на его процессуального правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Аникор+». Указанные исполнительный лист и определение суда направлены в Управление 19.10.2015.Финансовым управлением 28.01.2016 в адрес общества направлено письмо № 29 о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием средств бюджета района. Мотивируя заявленные требования, общество сослалось на положения статей 242.2 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Представитель общества в судебном заседании поддержал уточненные требования, дополнительно пояснил, что в рамках данного дела заявителем не оспаривается решение Собрания об утверждении бюджета на 2016 год.

Финансовое управление в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Финансовое управление указало, что 23.10.2015 от взыскателя в Финансовое управление поступил исполнительный лист серии АС № 006906634, выданный 17.10.2014. Денежные средства на исполнение данного судебного акта не были учтены в ассигнованиях, предусмотренных решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от 25.12.2014 № 69 «О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

Финансовое управление считает, что с его стороны отсутствует неправомерное бездействие, поскольку были приняты следующие меры по исполнению решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014. Руководителем Финансового управления 16.11.2015 в соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ были внесены изменения в сводную бюджетную роспись расходов на 2015 год. Поскольку денежные средства на счете бюджета района имелись в наличии только по статьям 211 (заработная плата Финансовому управлению), 213 (начисления на заработную плату), 251 (дотация пос. Чагода), ассигнования были сняты именно с этих статей и направлены на код 290 (задолженность перед «Аникор+»).

Вместе с тем, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1БК РФ, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, могло быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

В данном случае внесение в сводную бюджетную росись изменений для исполнения судебного решения по обращению взыскания на средства местного бюджета было невозможно без изменения решения о бюджете (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 БК РФ). Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 статьи 35).

Поэтому руководителем Финансового управления была подготовлена поправка к проекту решения о бюджете. Данная поправка к проекту решения Собрания «О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», предусматривала погашение задолженности перед ООО «Аникор+» за счет заработной платы, начислений с заработной платы Финансового управления, а также дотации поселка Чагода. Указанная поправка внесена на рассмотрение совместного заседания постоянных комиссий Собрания, а именно, по бюджету, финансам, налогам, экономике и вопросам собственности и по правовым, социальным вопросам и вопросам местного самоуправления. По результатам рассмотрения проекта решения на совместном заседании, которое состоялось 20.11.2015, вопрос «О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» был включен в проект повестки дня очередного заседания Собрания без учета поступившей поправки, предусматривающей погашение задолженности перед ООО «Аникор+».

Финансовое управление также указало, что при подготовке проекта решения Собрания о бюджете района на 2016 год, руководителем Финансового управления было разработано и предложено на рассмотрение депутатам Собрания два варианта распределения расходов за счет собственных средств бюджета района. Первый вариант не учитывал направление ассигнований в объеме 22,1 млн. рублей на исполнение требований и предписаний контролирующих органов и погашение задолженности по исполнительным листам. Второй вариант предусматривал направление средств бюджета района в необходимом объеме на указанные выше цели. При принятии бюджета района в редакции, предложенной во втором варианте, обеспечение по текущим расходам 2016 года дошкольного образования составило бы 53% от годовой потребности, школ - на 36 %, отрасли культура - 83%, внешкольных учреждений - 80%. По результатам рассмотрения на заседании Собрания, состоявшемся 24.12.2015, обеих редакций вышеназванного проекта, было принято решение по первому варианту.

По мнению Финансового управления отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя в отношении Собрания как в части бездействия, так и в части обязания включить в бюджет района задолженность по исполнительному листу. Финансовое управление считает, что представительные органы муниципальных образований в соответствии с нормами главы 24.1 БК РФне отнесены к органам, на которые возложено исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета.

Кроме того, Финансовое управление сослалось на отсутствие оснований для удовлетворения требований об обязании приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах бюджета района. Считает, что ссылка заявителя на положения статьи 242.5 БК РФ необоснованна, поскольку она регулирует обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, к которым не относится основной должник - МУ ЖКХ «Белокрестское». По мнению Финансового управления, спорные правоотношения регулируются статьей 242.2 БК РФ.

Собрание в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, сослалось на доводы, аналогичные приведенным Финансовым управлением. В дополнительном отзыве от 16.08.2016 Собрание считает неподведомственным арбитражному суду уточненное требование заявителя к Собранию.

Определением от 06.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (далее – Департамент).

Департамент в отзыве на заявление (с учетом дополнений) считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Департамент указал, что Финансовое управление неоднократно разрабатывало проекты решений Собрания о внесении изменений и дополнений в решения Собрания о бюджете на очередной финансовый год и данными проектами были предусмотрены расходные обязательства муниципального образования по задолженности перед ООО «Аникор+». Департамент также указал, что со стороны Финансового управления отсутствует незаконное бездействие при исполнении решения Арбитражного суда от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014. По мнению Департамента, суд не вправе обязать орган государственной власти принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт.

Определением от 29.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Чагодощенского муниципального района (далее – администрация).

Администрация в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Администрация считает, что статьей 242.5 БК РФ регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений. Поскольку МУ ЖКХ «Белокрестское», с которого взысканы денежные средства решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014, не является муниципальным казенным учреждением, администрация считает необоснованной ссылку заявителя на положения статьи 242.5 БК РФ. По мнению администрации, в данном случае решение суда подлежит исполнению в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 242.2 БК РФ, которая не предусматривает такой меры как приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника. Администрация также сослалась на отсутствие бездействия Финансового управления в части принятия им мер по исполнению решения Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2014 года по делу № А13-1210/2014 в установленный законом трехмесячный срок, а именно, с 23.10.2015 по 23.01.2016. Администрация указала, что Финансовым управлением предприняты действия, направленные на исполнение данного решения суда, а именно: внесены изменения в сводную бюджетную роспись расходов на 2015 год;подготовлен проект решения Собрания «О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», предусматривающий в 2015 году погашение задолженности перед ООО «Аникор+» за счет заработной платы, начислений с заработной платы Финансового управления, а также дотации поселка Чагода, подготовлен проект решения Собрания района о бюджете района на 2016 год, предусматривающий направление средств бюджета района в необходимом объеме на указанные выше цели. Кроме того, администрация поддержала доводы Собрания, изложенные в дополнении к отзыву.

Определением от 03.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Вологодской области (далее – УФК).

УФК в отзыве на заявление указало, что администрации и Финансовому управлению в УФК не открыты лицевые счета как получателям средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Также УФК сослалось на положения статьи 15, глав 5 и 16 БК РФ, части 6 статьи 10 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и указало, что в 2016 году операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе с их остатками, не использованными по состоянию на 1 января 2016 года, при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Представитель УФК в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Администрация, Собрание и Департамент о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. Администрация в отзыве на заявление просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ в отсутствие представителей администрации, Собрания и Департамента.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 марта 2009 года по делу № А13-239/2009 с муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Белокрестское», а при недостаточности у него средств с муниципального образования, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Монтажстройкомплект» взыскан основной долг в сумме 12 600 000 рублей и 1326440 руб. 67 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.01.2008 по 29.12.2008.

На основании договора уступки права требования от 17.03.2010 ООО «Монтажстройкомплект» уступило право требовать взыскания присужденных судом денежных средств в части основного долга и процентов предпринимателю ФИО4.

Решением Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-16382/2011 взыскано с муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Белокрестское», а при недостаточности средств с муниципального образования Чагодощенский муниципальный район в лице Финансового управления за счет казны муниципального образования Чагодощенский муниципальный район, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО4 2 763 026 руб. 28 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.12.2008 по 23.11.2011.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2014 года, взыскано с муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Белокрестское» (ОГРН <***>, Вологодская область, Чагодощенский район, село Белые Кресты), а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с муниципального образования Чагодощенский муниципальный район за счет казны муниципального образования Чагодощенский муниципальный район в пользу предпринимателя ФИО4 1257555 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.11.2011 по 08.05.2013.

На основании указанного решения 17.10.2014 по делу № А13-1210/2014 выдан исполнительный лист серии АС № 006906634, в котором должником указано муниципальное образование Чагодощенский муниципальный район в лице администрации Чагодощенского муниципального района, взыскателем - индивидуальный предприниматель ФИО4 (том 2, листы 7 – 11).

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2015 года по делу № А13-1210/2014 произведена замена взыскателя по делу № А13-1210/2014 - предпринимателя ФИО4 на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Аникор+» (ОГРН <***>).

Указанные исполнительный лист и определение суда направлены обществом Финансовому управлению 19.10.2015 (том 1, листы 19-20) и получены последним 23.10.2015 (том 1, лист 20).

Финансовое управление письмом от 28.01.2016 № 29 сообщило обществу, что в течение трехмесячного срока исполнительный лист от 17.10.2014 АС № 006906634 по делу № А13-1210/2014 на сумму 1 257 555 руб. 55 коп. не исполнен в связи с отсутствием средств в бюджете.

Поскольку в установленный срок данный исполнительный документ не был исполнен, общество обратилось в арбитражный суд, посчитав, что обжалуемое бездействие Финансового управления и Собрания нарушают права и законные интересы заявителя.

В соответствии со статьей 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

Главой 24.1 БК РФ регулируется порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Как определено статьей 6 БК РФ, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.

Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты - Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).

В данном случае судом установлено, что финансовым органом муниципального образования Чагодощенский муниципальный район и главным распорядителем средств бюджета Чагодощенского муниципального района является Финансовое управление, которое в соответствии со статьей 30 Устава Чагодощенского муниципального района Вологодской области является органом местного самоуправления района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Чагодощенского муниципального района и уполномочено осуществлять разработку проекта бюджета Чагодощенского муниципального района; организацию исполнения бюджета Чагодощенского муниципального района и консолидированного бюджета Чагодощенского муниципального района, представление отчетов об их исполнении.

Решением Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района 18.04.2013 № 28 утверждено Положение о бюджетном процессе в Чагодощенском муниципальном районе. В соответствии с пунктом 4.4 названного Положения исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета района производится финансовым управлением района в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

В данном случае не имеется оснований для применения исключения, установленного пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ, а именно «за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета», с учетом следующего.

По смыслу пункта 3 статьи 158 и статьи 242.5 БК РФ исключения, установленные в статье 242.2 названного Кодекса, применимы только в отношении судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета по долгам казенных бюджетных учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Статьей 6 БК РФ предусмотрено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц далее - ЕГРЮЛ) от 30.08.2016 деятельность муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Белокрестское» (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, Чагодощенский район, село Белые Кресты) прекращена 14.09.2015 в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Из устава муниципального учреждения жилищно-коммунального хозяйства «Белокрестское», утвержденного постановлением администрации Белокрестского сельсовета от 23.08.2005 № 36, видно, что названное выше учреждение не являлось муниципальным казенным учреждением (том 2, листы 135-141).

В пункте 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

УФК в отзыве на заявление указало, что в УФК администрации и Финансовому управлению не открыты лицевые счета как получателям средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В материалы дела не представлены доказательства, позволяющие установить наличие в УФК открытых лицевых счетов основного должника, в связи с чем, не доказано наличие оснований для реализации принудительных властных полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 242.5 БК РФ.

Таким образом, в данном случае к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 242.2 БК РФ.

Заявитель сослался на неправомерное бездействие Финансового управления, выразившееся в невыполнении обязанности приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенского муниципального района Вологодской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, до момента выплаты ООО «Аникор+» денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014.

Положениями статьи 242.2 БК РФ не предусмотрена обязанность по приостановке операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенского муниципального района Вологодской области.

Учитывая вышеизложенное, не подлежит удовлетворению требование заявителя о признании незаконным бездействия Финансового управления в период с 23.01.2016 по настоящее время, выразившегося в неисполнении обязанностей по приостановке осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенский муниципальный район Вологодской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, до момента выплаты ООО «Аникор+» денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014.

В обоснование требований заявитель также сослался на факт неисполнения в период с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014 и факт невыплаты заявителю на основании его заявления от 19.10.2015 № 216 денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014. Данные факты подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

В данном случае установленный пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ трехмесячный срок, истек 23.01.2016.

При определении объема действий финансового органа, необходимых для исполнения исполнительного документа, и выплаты заявителю денежных средств, суд исходит из следующих нормативных положений.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.

Пунктом 3 статьи 217 БК РФ определено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 БК РФ). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ).

В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

В указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О также отмечено, что при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом. При этом, поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 АПК РФ).

Таким образом, положения пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 БК РФ направлены на гарантирование возможности перераспределения - при возникновении такой необходимости - бюджетных средств на стадии исполнения бюджета и в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность неисполнения или просрочки исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов по причине отсутствия или недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете.

Следовательно, перераспределение бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, производится с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.

По смыслу части 1 статьи 198 АПК РФ к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа. Бездействие - это воздержание от обязательного действия, предписанного нормативными правовыми и иными актами.

Между тем, в данном случае факт неисполнения решения суда в период с 23.10.2015 по 23.01.2016 не означает, что со стороны Финансового управления в этот период допущено какое-либо бездействие по выполнению возложенных на Финансовое управление обязанностей, необходимых для исполнения исполнительного документа, и выплаты заявителю денежных средств.

Сам по себе факт того, что принятые Финансовым управлением меры не обеспечили исполнение в период с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения суда по предъявленному исполнительному листу серии АС № 006906634 от 17.10.2014 в установленный БК РФ срок, не может служить достаточным основанием для вывода о наличии со стороны Финансового управления незаконного бездействия. То обстоятельство, что Собрание не внесло изменения в бюджет, не свидетельствует о незаконном бездействии со стороны Финансового управления.

В данном случае Финансовым управлением представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что остаток задолженности бюджета Чагодощенского муниципального района по исполнительным листам составлял: по состоянию на 01.10.2015 - 7190100,90 руб. (без учета задолженности перед ООО «Аникор+»); по состоянию на 01.01.2016 - 8449656,45 руб. (с учетом задолженности перед ООО «Аникор+»).

Материалами дела подтвержден факт внесения Финансовым управлением изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Чагодощенского муниципального района на 2015 год (утверждена руководителем Финансового управления 16.11.2015; том 2, лист 12). При внесении указанных изменений предполагалось исполнение решения суда за счет сокращения на 639,4 тыс. руб. расходов на выплату зарплаты и начислений на зарплату, а также сокращения на 618,2 тыс. руб. дотации на сбалансированность бюджетов для пос. Чагода. В уведомлении от 16.11.2015 № 161-а в качестве основания изменения бюджетных ассигнований по расходам указано – до поправок в бюджет (том 1, лист 54).

Вместе с тем, незамедлительное исполнение указанного судебного акта в установленный законом срок (путем самостоятельного перераспределения расходов Финансовым управлением) в данном случае являлось невозможным с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и необходимости соблюдения правил, установленных действующим бюджетным законодательством, а именно, необходимости внесения изменений в решение о бюджете.

Невозможность перераспределения расходов в составе сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в решение о бюджете подтверждается указанной выше выпиской из сводной бюджетной росписи, из которой видно, что код экономической классификации расходов 290 (задолженность перед «Аникор+») отличается от кодов экономической классификации расходов по статьям 211 (заработная плата Финансовому управлению), 213 (начисления на заработную плату) и 251 (дотация пос. Чагода), за счет которых выполнено перераспределение бюджетных средств Финансовым управлением. Следовательно, такое перераспределение расходов не отвечает условию о направлении ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Вопрос об исполнении решения суда рассмотрен 20.11.2015 на заседании совместного заседания постоянных комиссий Собрания по бюджету финансам, налогам, экономике и вопросам собственности и по правовым, социальным вопросам и вопросам местного самоуправления. Из выписки из ведомственной структуры расходов бюджета района на 2015 год (приложение к проекту решения Собрания «О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенскогомуниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов») видно, что проектом предусматривалось исполнение решения суда за счет сокращения на 639,4 тыс. руб. расходов на выплату зарплаты и начислений на зарплату, а также сокращения на 618,2 тыс. руб. дотации на сбалансированность бюджетов для пос. Чагода.

Статьей 21 Устава Чагодощенского муниципального района Вологодской области предусмотрено, что порядок подготовки, созыва и проведения заседаний, а также порядок информирования депутатов о проекте повестки заседания Представительного Собрания определяется Регламентом Представительного Собрания.

Решением Собрания от 18.09.2014 № 51 утвержден Регламент Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района (далее – Регламент № 51). Решением Собрания от 16.03.2016 № 24 признано утратившим силу решение Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района от 18.09.2014 № 51 «О Регламенте Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района», за исключением пункта 2.

В соответствии с пунктом 3 главы 4 действовавшего в спорный период Регламента № 51, рассмотренный в комиссиях проект решения выносится на заседание Представительного Собрания, возвращается на доработку или полностью отклоняется.

Из материалов дела видно, что по результатам совместного заседания комиссий Собрания принято решение не выносить проект по погашению задолженности перед ООО «Аникор+» за счет заработной платы, начислений с заработной платы Финансового управления района, а также дотации поселка Чагода на заседание Собрания. Согласно протоколу от 20.11.2015 на заседании постоянных комиссий Собрания по первому вопросу повестки дня («О внесении изменений в решение Представительного Собрания района «О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов») принято решение: включить данный вопрос в проект повестки дня очередного заседания Собрания без учета поступившей поправки по погашению задолженности перед ООО «Аникор+» за счет заработной платы, начислений с заработной платы Финансового управления района, а также дотации поселка Чагода (том 1, листы 48-51).

Также вопрос об исполнении решения суда рассматривался Собранием в рамках процедуры принятия бюджета Чагодощенского муниципального района на 2016 год. Согласно выписке из протокола заседания Собрания от 24.12.2015 № 13 до рассмотрения второго вопроса повестки дня заседания («О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2016 год») Собранием было принято решение: рассмотреть проект бюджета по первому варианту (без учета дополнительных расходов в сумме 22,1 млн. руб. на исполнение требований контрольных органов и погашение задолженности по исполнительным листам) (том 1, листы 52-53).

Таким образом, в рассматриваемом случае факт неисполнения в период с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014 и в невыплате ООО «Аникор+» на основании заявления ООО «Аникор+» от 19.10.2015 № 216 денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014 не обусловлен неправомерным бездействием со стороны Финансового управления.

При изложенных выше обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя о признании не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Финансового управления, выразившегося в неисполнении в период с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014 и в невыплате ООО «Аникор+» на основании заявления ООО «Аникор+» от 19.10.2015 № 216 денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014.

По настоящему делу заявителем оспорено также решение Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района по вопросу № 2 повестки дня заседания «О бюджете Чагодощенского муниципального района» (протокол заседания Собрания № 13 от 24.12.2015).

Как указано выше, согласно выписке из протокола № 13 заседания Собрания от 24.12.2015 до рассмотрения второго вопроса повестки дня заседания («О бюджете Чагодощенского муниципального района на 2016 год») Собранием было принято решение: рассмотреть проект бюджета по первому варианту (без учета дополнительных расходов в сумме 22,1 млн. руб. на исполнение требований контрольных органов и погашение задолженности по исполнительным листам) (том 1, листы 52-53)

Согласно пункту 1 главы 5 действовавшего в спорный период Регламента № 51, Представительное Собрание по вопросам своего ведения принимает нормативные и иные правовые акты в форме решений, подписываемые Главой района и председателем Представительного Собрания. Представительное Собрание также вправе принимать иные акты.

В соответствии с пунктом 5 главы 5 Регламента № 51 на основе предложений, поступивших от постоянных комиссий, председатель формирует предварительную повестку дня заседания.

Пунктом 1 раздела 7 Регламента № 51 предусмотрено, что после открытия заседания председатель представляет депутатам проект предварительно сформированной повестки дня. Проект принимается за основу, после внесения поправок обсуждается, утверждается по пунктам и в целом. Поправки к предлагаемой повестке дня передаются председателю на заседание в письменном виде либо излагаются ими в выступлении. Каждое письменное и устное предложение по проекту повестки дня ставится председателем на голосование.

Решения по вопросам утверждения и изменения повестки дня заседания, установления рабочего порядка заседаний, прекращения прений, продления времени для выступлений, выбора вида голосования и другим вопросам организации заседания Представительного Собрания (процедурным вопросам), а также иные решения, носящие ненормативный характер, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа присутствующих на заседании депутатов (пункт 2 главы 5 Регламента № 51)

Следовательно, в данном случае заявителем оспаривается решение Собрания (представительного органа муниципального образования) о принятии предложения по повестке дня конкретного заседания Собрания (проекта правового акта по процедурному вопросу).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, в заявлении оспаривается проект нормативного правового акта, решение законодательного органа о принятии или отклонении проекта нормативного правового акта, поскольку они не порождают правовых последствий, в связи с чем не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

Оспариваемым заявителем решением Собрания принят предложенный проект правового акта о повестке дня заседания Собрания. Само по себе указанное решение Собрания по этому процедурному вопросу № 2 повестки дня заседания (протокол заседания Собрания № 13 от 24.12.2015) не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что требование об оспаривании такого решения Собрания не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, соответственно, производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, производство по делу № А13-4565/2016 в части требования ООО «Аникор+» о признании незаконным решения Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района по вопросу № 2 повестки дня заседания «О бюджете Чагодощенского муниципального района» (протокол заседания Собрания № 13 от 24.12.2015) подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

На основании статьи 49 АПК РФ ООО «Аникор +» заявило об отказе от требования о признании несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Собрания, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014 (том 2, лист 5).

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принимает отказ заявителя от предъявленного им требования о признании несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014, поскольку данный отказ не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно пункту 4 части первой статьи 150 АПК РФ, если истец отказался от иска и отказ принят судом, производство по делу подлежит прекращению.

С учетом изложенного, суд считает возможным прекратить производство по настоящему делу в части требования общества с ограниченной ответственностью «Аникор+» о признании несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Собрания, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014, на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для организаций - 3000 рублей.

При обращении в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу обществом уплачена государственная пошлина в общей сумме 9000 руб. (платежные поручения от 24.03.2016 № 167, от 19.04.2016 № 199).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» разъяснено, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Следовательно, государственная пошлина, уплаченная заявителем по платежному поручению от 24.03.2016 № 167 в размере 3000 руб., подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Аникор+» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, пунктами 1, 4, части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

прекратить производство по делу № А13-4565/2016 в части следующих требований общества с ограниченной ответственностью «Аникор+» (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Череповец):

- о признании несоответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района, выразившегося в неисполнении в установленный законом срок решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014;

- о признании незаконным решения Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района по вопросу № 2 повестки дня заседания «О бюджете Чагодощенского муниципального района» (протокол заседания Представительного Собрания Чагодощенского муниципального района № 13 от 24.12.2015).

Обществу с ограниченной ответственностью «Аникор+» (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Череповец) отказать в удовлетворении следующих требований:

- о признании не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконным бездействия Финансового управления Чагодощенского муниципального района, выразившегося в неисполнении в  период с 23.10.2015 по 23.01.2016 решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014 и в невыплате обществу с ограниченной ответственностью «Аникор+» на основании заявления  общества с ограниченной ответственностью «Аникор+» от 19.10.2015 № 216 денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014;

- о признании незаконным бездействия Финансового управления Чагодощенского муниципального района в период с 23.01.2016 по настоящее время, выразившегося в неисполнении обязанностей по приостановке осуществления  операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования Чагодощенского муниципального района Вологодской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данно м органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, до момента выплаты обществу с ограниченной ответственностью «Аникор+» денежных средств по исполнительному листу Арбитражного суда Вологодской области серии АС № 006906634 от 17.10.2014, выданному на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 25 июня 2014 года по делу № А13-1210/2014.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Аникор+» (ОГРН <***>; место нахождения: Вологодская область, город Череповец) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.03.2016 № 167.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                    А.В. Парфенюк