АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
«21» июня 2017 года город Вологда Дело № А13-4596/2017
Резолютивная часть решения вынесена «13» июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен «21» июня 2017 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» о взыскании 800 руб.,
у с т а н о в и л:
Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» (далее – общество) о взыскании государственной пошлины за ранее выданное удостоверение об аттестации в области промышленной безопасности в размере 800 руб.
Определением суда от 19 апреля 2017 года исковое заявление Управления Ростехнадзора принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не заявили.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
13 июня 2017 года судом принято решение путем подписания судьей резолютивной части решения, которая размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью второй статьи 229 АПК РФ Управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований Управление Ростехнадзора сослалось на наличие у общества задолженности по уплате государственной пошлины за ранее выданное удостоверение об аттестации в области промышленной безопасности в размере 800 руб.
Ответчик заявлением от 26.04.2017 № 100 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на истечение срока исковой давности.
Исследовав доказательства по делу, суд считает требования Управления Ростехнадзора не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 17 июня 2010 года Территориальной аттестационной комиссией Управления Ростехнадзора специалисту общества ФИО1 выдано удостоверение об аттестации в области промышленной безопасности.
По данным Управления Ростехнадзора, государственная пошлина за выдачу удостоверения в размере 800 руб. обществом не уплачена.
Письмом от 06.10.2014 № 51-1/39454 Управление Ростехнадзора предложило обществу уплатить имеющуюся задолженность в сумме 800 руб. Поскольку указанное требование оставлено обществом без удовлетворения, Управление Ростехнадзора обратилось с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 ННК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Из содержания статьи 333.17 НК РФ следует, что плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.
В соответствии с главой 25.3 НК РФ выдача документов (их дубликатов), в том числе аттестатов, свидетельств либо иных документов, подтверждающих уровень квалификации, приравнивается к юридически значимым действиям.
Статьей 333.18 НК РФ определены сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).
Подпунктом 72 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в редакции, действующей на момент выдачи удостоверения об аттестации, определено, что за выдачу уполномоченными органами аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, подлежит уплате государственная пошлина в размере 800 руб.
Факт проведения аттестации работника общества и выдачи удостоверения об аттестации подтверждается представленным в материалы дела протоколом территориальной аттестационной комиссии Управления Ростехнадзора от 17.06.2010 № 28-10-1146 и обществом не оспаривается
Таким образом, за выдачу аттестата в области промышленной безопасности до подачи в Управление Ростехнадзора соответствующих документов и до выдачи удостоверения об аттестации общество должно было уплатить государственную пошлину в размере 800 руб.
В соответствии с Положением о Северо-Западном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 № 260 (далее - Положение о Ростехнадзоре), Управление Ростехнадзора организует аттестацию и проверку знаний руководителей, специалистов и персонала поднадзорных организаций, а также осуществляет проверку знаний правил работы в тепловых энергоустановках и электроустановках с присвоением группы по электробезопасности.
В соответствии с пунктом 4.38 Управление Ростехнадзора осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с правовыми актами Ростехнадзора в отношении закрепленных источников доходов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеизложенных норм Управление Ростехнадзора как администратор доходов, в том числе в отношении государственной пошлины, правомерно обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества задолженности по уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности.
Между тем, требования Управления Ростехнадзора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ), и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
НК РФ не регулируется порядок взыскания государственной пошлины в случае ошибочного освобождения от ее уплаты за совершение юридически значимого действия государственным органом.
Вместе с тем из сравнительного анализа и системного толкования ст. 23, 78, 87, 113 НК РФ с учетом части шестой статьи 13 АПК РФ следует, что давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.03.2008 № 13084/07, окончательный срок для взыскания недоимки по налогам составляет три года с момента ее образования.
Освобождение плательщика сбора от обязанности по ее уплате без законных на то оснований исключительно из-за отсутствия законодательного регулирования и ошибки государственного органа при совершении юридически значимого действия в интересах организации и одновременном установлении обязанности государства в лице его государственных органов возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в пределах трехлетнего срока с момента ее излишней уплаты противоречит принципу добросовестного поведения.
В связи с изложенным, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ) и исходя из универсальности воли законодателя в отношении давности возврата излишне уплаченного (взысканного) налога, суд считает подлежащим применению к установленным обстоятельствам, свидетельствующим о наличии у общества обязанности по уплате государственной пошлины, трехлетнего срока ее взыскания с момента осуществления Управлением Ростехнадзора юридически значимых действий, за проведение которых общество обязано уплатить государственную пошлину.
Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Ссылка Управления Ростехнадзора в исковом заявлении на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 № 8330/11 судом отклоняется, поскольку в названном постановлении даны разъяснения относительно срока направления налоговым органом требования об уплате недоимки.
Задолженность по уплате государственной пошлины за выдачу работнику общества удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности в размере 800 руб. образовалась у общества в 2010 году.
С исковым заявлением о взыскании указанной задолженности Управление Ростехнадзора обратилось 12.04.2017, то есть после истечения трехлетнего срока, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного в связи с пропуском истцом срока исковой давности в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина не подлежит взысканию в федеральный бюджет с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
отказать Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в удовлетворении требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» государственной пошлины за ранее выданное удостоверение об аттестации в области промышленной безопасности в размере 800 руб. в связи с пропуском трехлетнего срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Н.В. Савенкова