ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-4641/20 от 17.05.2021 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 июня 2021 года                      город Вологда                Дело № А13-4641/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2021 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хромцовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Костерина Виктора Юрьевича об оспаривании постановления администрации Харовского муниципального района Вологодской области от 07.02.2020 № 118, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного комплекса Вологодской области, администрации сельского поселения Харовское Харовского муниципального района Вологодской области, Комитета по управлению имуществом администрации Харовского муниципального района, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, кадастрового инженера Угарова Александра Анатольевича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, казенного учреждения Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Департамента имущественных отношений Вологодской области,

при участии: предпринимателя Костерина В.Ю., от заявителя - Иванова М.П. на основании заявления, сделанного в соответствии с частью 4 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, от администрации Харовского муниципального района - Политовой Н.Н. по доверенности от 11.01.2021, Рябкова С.В. по доверенности от 29.01.2021,

у с т а н о в и л:

предприниматель Костерин Виктор Юрьевич (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Харовского муниципального района (далее – Администрация) от 07.02.2020 № 118 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

Заявитель также просил обязать должностных лиц Администрации полностью устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

В обоснование требований заявитель сослался на отсутствие в оспариваемом постановлении конкретных правовых или фактических оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. По мнению заявителя, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка у Администрации отсутствовали. Заявитель отметил, что письмом от 31.01.2020 Департамент лесного комплекса Вологодской области уведомил о согласовании представленной схемы расположения образуемого земельного участка. Кроме того, заявитель сослался на то, что указанная в оспариваемом постановлении площадь земельного участка («57 292 кв.м») не соответствует площади, указанной в заявлении предпринимателя, а также представленной с ним схеме расположения земельного участка («54 868 кв.м»).

В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали предъявленные требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Администрация в отзыве на заявление (с учетом дополнений) не признала требования заявителя, сослалась на то, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило нарушение требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Администрация указала, что 23.12.2019 предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Харовского муниципального района с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории. Местоположение земельного участка площадью 54 868 кв.м Харовский р-н, сельское поселение Харовское, вблизи деревни Бор. Земельный участок, испрашиваемый заявителем для производственной деятельности, формируется из двух контуров, расположен в разных функциональных зонах - в зоне сельскохозяйственных угодий, в санитарно-защитной зоне транспортных коммуникаций. Между указанными контурами проходит дорога регионального значения Федоровская - Косариха с учетным номером 19-252 ОП МЗ 19Н-037, протяженностью 4200 м (кадастровый номер земельного участка под дорожным полотном 35:12:0403049:159). Данная дорога в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Харовского муниципального района, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 14.01.2013 № 13, является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения и находится в областной собственности.

Администрация также указала, что чересполосица не допускается, однако в схеме расположения земельного участка данный запрет не соблюден, поскольку сначала идут земли лесного фонда, затем узкая полоса земель сельскохозяйственного назначения, затем формируемый участок. По мнению Администрации на схеме между точками н1 - н22 имеется отступ от земель лесного фонда, а именно: выделы № 24, № 27. Между точками: н28,н59,н58,н57,н56,н55,н54,н53,н52,н51,н50,н49,н48,н47,н46,н45,н44,н43,н42,н41,н40,н39,н38,н37,н36,н35,н34,н33,н32 - имеется отступ от земель лесного фонда, а именно, выдел № 33.

Администрация указала, что выделы № 24, 27, 33 квартала № 43 относятся к защитным лесам с категорией защитности «Нерестоохранные полосы лесов» со статусом особо защитных участков лесов «Исключенные из РГП», сослалась на пункт 2(1) «Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р.

Ссылаясь на пункт 6 статьи 11.9, пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса», генеральный план сельского поселения Харовское, Администрация указала, что представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением статьи 11.9 ЗК РФ, поскольку приводит к вклиниванию в другой участок с кадастровым номером 35:12:0403049:159. На схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории точки: Н23,н24,н25,н26,н27,н28,н29,н30,н31,н32 - примыкают к земельному участку с кадастровым номером 35:12:0403049:159, то есть непосредственно к полосе отвода автодороги регионального значения Федоровская - Косариха, что не отвечает нормативным требованиям к формированию границ полосы отвода.

Ссылаясь на подпункты 1, 15 пункта 1 статьи 3, статью 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717, ответ Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 10.01.2018 г. № 13-0025/18, Администрация также указала, что средняя полоса отвода автомобильной дороги Федоровская - Косариха - 20 м. В границах придорожных полос устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Формируемый заявителем земельный участок примыкает к полосе отвода, т.е. непосредственно к дороге, без учета придорожной полосы. Разработка карьера в придорожной полосе может привести к разрушению дорожного полотна.

Кроме того, Администрация сослалась на пункты 1 и 2 статьи 7, части 1, 2 статьи 12, часть 1 статьи 78 ЗК РФ, пункт 1 части 3 статьи 1, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статью 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», считает, что представленная схема расположения земельного участка не учитывает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства. В соответствии с генеральным планом с/п Харовское земли того участка, на который заявителю выдана лицензия на право пользования недрами, расположенные: Харовский район, с/п Харовское, в 4 км северо-восточнее г. Харовска, в 2 км северо-восточнее д. Бараниха, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и, учитывая особый статус данных земель, их использование для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается. Перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения в целях добычи полезных ископаемых предпринимателем не производился. Администрация считает, что само по себе получение предпринимателем лицензии на геологическое изучение поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала не предоставляет ему автоматически права на осуществление на земельных участках сельскохозяйственного назначения вида деятельности, не соответствующего виду разрешенного использования таких участков; утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения в целях геологического изучения поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала, в частности для размещения карьера, противоречит требованиям указанных выше норм.

В судебном заседании представители администрации поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно сослались на полученный из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области картографический материал, на котором изображен карьер, пояснили, что точки на схеме прямо примыкают к полосе отвода автодороги «Федоровская – Косариха». Кроме того, представители администрации дополнительно сослались на то, что Администрацией было вынесено постановление от 12.02.2021 № 157, которым в оспариваемом постановлении слова «земельный участок площадью 57 292 кв.м» заменены словами: «земельный участок площадью 54 868 кв.м».

Определением от 22.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент лесного комплекса области).

Департамент лесного комплекса области в отзыве на заявление оставил разрешение спора на усмотрение суда и указал, что в письмах от 16.04.2020 № ИХ.03-2658/20 и от 27.04.2020 № ИХ.03-2919/20 он уведомил Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области о том, что согласно представленных картографических материалов, заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект», испрашиваемый земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда, местоположение которого: Вологодская область, Харовский муниципальный район, Харовское лесничество, Харовское участковое лесничество, СХК «Харовский», квартал № 43, выделы № 24, 27, 33, общая площадь наложения составляет 5,26 га; в соответствии со сведениями государственного лесного реестра, данные выделы относятся к защитным лесам с категорией защитности «Нерестоохранные полосы лесов» со статусом особо защитных участков лесов «Исключенные из РГП»; проведение геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых на испрашиваемом участке противоречит нормам действующего законодательства.

В письменных ходатайствах от 14.07.2020, от 07.07.2020 Департамент лесного комплекса области также сообщил, что им в письме от 31.01.2020 № ИХ.03-0633/20 согласована представленная схема расположения образуемого земельного участка площадью 54 868 кв.м на кадастровом плане территории. Основанием для согласования данной схемы расположения земельного участка в числе прочих послужили следующие документы: копия письма от 31.01.2020 № ИХ.03-0633/2020; копия фрагмента графического наложения границ земельного участка на материалы лесоустройства по Харовскому лесхозу 1997 г.

Определением 14.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация сельского поселения Харовское Харовского муниципального района Вологодской области (далее - администрация сельского поселения Харовское), Комитет по управлению имуществом администрации Харовского муниципального района (далее – КУМИ администрации Харовского района).

Администрация сельского поселения Харовское в отзыве на заявление оставила рассмотрение спора на усмотрение суда и указала в отзыве на заявление, что участок недр «Бор-2» частично входит в состав земель лесного фонда (статус особо защитные участки лесов «Исключенные из РГП»). Проведение геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых противоречит нормам действующего законодательства.

КУМИ администрации Харовского района в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, указал, что представленная заявителем схема расположения земельного участка противоречит положениям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ. КУМИ администрации Харовского района отметил, что согласно ответу Департамента лесного комплекса области испрашиваемый участок частично входит в состав земель лесного фонда.

Определением от 22.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее - Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области).

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области в отзыве на заявление указал, что участок недр «Бор-2» был включен им в Перечень участков недр местного значения по Вологодской области на 2018 год по заявке МУП «Харовск» от 10.11.2017 вх. № 08-5699/17 в соответствии приказом Роснедр от 15.06.2012 № 687 «Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней», а также в соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 09.03.2017 № 156 «Об утверждении Порядка формирования сведений, подлежащих включению в перечень участков недр местного значения на территории Вологодской области». В указанной заявке отсутствовала информация об участках ограниченного землепользования и охранных зонах. Администра­ция в письме № их.01-10/1739 от 01.10.2017 проинформировала Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области об отсутствии особо охраняемых природных территорий местного значения на территории участка недр «Бор-2», а также о том, что земельный участок, в границах которого расположен вышеуказанный участок недр, находится в государственной неразграниченной собственности и относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, предоставление его для целей недропользования возможно. Предпринимателю предоставлена лицензия на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП, которая удостоверяет его право на геологическое изучение в целях поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2» площадью 0,117 кв. км, расположенном в Харовском районе Вологодской области, в 4,0 км северо-восточнее г. Харовск, в 2,0 км северо-восточнее д.Бараниха, на территории Харовского сельского поселения. В целях урегулирования возникшей ситуации вопрос внесения изменений в условия лицензии на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП в части уточнения площадей, пригодных для использования с целью геологического изучения, разведки и добычи, а также исключения площади 5,26 га со статусом защитных и особо защитных лесов, был рассмотрен на заседании комиссии Департамента по лицензированию 18.12.2020. По результатам рассмотрения комиссией по лицензированию было принято решение от 18.12.2020 № 175 о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП.

Определением от 01.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее - ДДХИТ ВО).

ДДХИТ ВО в отзыве на заявление, с учетом уточнения сведений о площади земельного участка (том 3, лист 67) просил отказать в удовлетворении заявленных требований. ДДХИТ ВО указал, что автомобильная дорога «Федоровская - Косариха» является дорогой V категории, ее придорожная полоса составляет 25 м. ДДХИТ ВО считает, что представленная схема размещения земельного участка затрагивает права Вологодской области как собственника автодороги и права КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» как владельца автодороги, так как выполнение работ предпринимателем предусмотрено в пределах придорожной полосы, что не допускается в силу действующего законодательства.

Определением от 24.02.2021 (с учетом определения от 10.03.2021 об исправлении опечатки) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: кадастровый инженер Угаров Александр Анатольевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра), казенное учреждение Вологодской области «Управление автомобильных дорог Вологодской области» (далее – КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области»), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущественных отношений области).

Кадастровый инженер Угаров А.А. отзыв на заявление не представил.

КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» в отзыве на заявление указало, что представленная схема размещения земельного участка затрагивает его права как владельца автомобильной дороги, так как предусмотрено выполнение работ предпринимателем в пределах придорожной полосы, что не допускается в силу действующего законодательства. Из названной схемы видно, что границы земельного участка затрагивают полосу отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения «Федоровская - Косариха» Харовского района Вологодской области, протяженностью 4,2 км, V категории. Данная автодорога располагается на земельном участке с кадастровым номером 35:12:0403049:159, принадлежащем на праве постоянного бессрочного пользования ДДХИТ ВО. Данный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Ссылаясь на статью 90 ЗК РФ, статью 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» указало, что для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории. Таким образом, придорожная полоса автомобильной дороги «Федоровская - Косариха», составляет 25 м. Под полосой отвода для автомобильных дорог понимается совокупность земельных участков, предоставленных для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, объектов дорожных хозяйств (размещения зданий, сооружений, наземных и подземных станций и устройств, автовокзалов и автостанций, защитных и декоративных лесонасаждений и других объектов, предназначенных для обслуживания этих дорог). Формирование этих участков земли осуществляется в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Согласно пункту 8 постановления Правительства Вологодской области от 11.02.2013 № 140 «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Вологодской области», допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Согласно пункту 15 названного Постановления в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом и настоящим Порядком, запрещаются: 1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; 2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; 3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков; 4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально предусмотренных для указанных целей мест, согласованных с владельцем автомобильных дорог; 5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; 6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» также отметило, что предприниматель не обращался за выдачей технических условий или установлением сервитута для проведения соответствующих работ в пределах полосы отвода (придорожной полосы).

Департамент имущественных отношений области в отзыве на заявление оставил разрешение спора исходя из фактических обстоятельств дела, в дополнительном отзыве считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Департамент имущественных отношений области указал, что из схемы размещения земельного участка, в утверждении которой Администрацией отказано, следует, что ее границы затрагивают полосу отвода автомобильной дороги Федоровская - Косариха протяженностью 4200 м. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Харовского муниципального района, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 14.01.2013 № 13, автомобильная дорога Федоровская - Косариха с учетным номером 19-252 ОП МЗ 19Н-037 является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения и находится в собственности Вологодской области. Данная автодорога располагается на земельном участке с кадастровым номером 35:12:0403049:159, категории земель промышленности, энергетики, транспорта. связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования «для производственных нужд на земли, занятые автодорогами», который принадлежит на праве собственности Вологодской области (запись о государственной регистрации права 35-35-12/007/2013-270 от 08.07.2013). Участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования ДДХИТ ВО (запись о государственной регистрации права 35-35-12/007/2013-349 от 26.06.2013). Таким образом, схема размещения земельного участка не соответствует требованиям статьи 11.9 ЗК РФ, согласно которой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Департамент лесного комплекса области, администрация сельского поселения Харовское, КУМИ администрации Харовского муниципального района, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, ДДХИТ, Управление Росреестра, КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Департамент имущественных отношений области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Департамента лесного комплекса области, администрации сельского поселения Харовское, КУМИ администрации Харовского муниципального района, Департаменти природных ресурсов и охраны окружающей среды области, ДДХИТ, Управления Росреестра, КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», Департамента имущественных отношений области.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 23.12.2019 предприниматель обратился в КУМИ администрации Харовского муниципального района с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории. Местоположение земельного участка площадью 54 868 кв.м Харовский р-н, сельское поселение Харовское, вблизи деревни Бор.

Департамент лесного комплекса области письмом от 14.01.2020 просил филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» произвести картографическое наложение материалов лесоустройства Харовского лесничества на границы образуемого земельного участка с обозначением 35:12:0403049:ЗУ1 площадью 54 868 кв.м, Череповецкого лесничества на границы уточняемого земельного участка с обозначением 35:22:0103024:246 площадью 2500 кв.м, которые определены согласно представленным схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а также при подготовке заключений по результатам картографических наложений указать номера кварталов (выделов, их частей) конкретных участковых лесничеств, включенных в территории земельных участков, общую площадь включения лесных участков и оформить результаты проведенных картографических наложений в виде заключений.

В письме от 31.01.2020 № ИХ.03-0633/2020 (ответ на письмо КУМИ администрации Харовского района от 23.12.2019 № 2347) Департамент лесного комплекса области сообщил, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект», не выявив пересечений границ образуемого земельного участка в соответствии с представленной схемой земельного участка с границами лесных участков в составе земель лесного фонда Харовского лесничества, Департамент уведомляет о согласовании представленной схемы расположения образуемого земельного участка с обозначением :ЗУ 1 площадью 54868 кв.м. на кадастровом плане территории.

Рассмотрев заявление предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка Администрацией принято постановление от 07.02.2020 № 118 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности».

Считая незаконными вышеуказанное постановление от 07.02.2020 № 118, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом факт нарушения обжалованным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Согласно положениям статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом (часть 1).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 2).

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (часть 3).

Статьей 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог (пункт 3).

Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 3.1).

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно статье 25 Закона № 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Границы полосы отводы автомобильной дороги определяются нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 № 717 (далее - Нормы отвода).

Согласно пункту 11 названных Норм определяемые приложениями к ним границы полосы отвода предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения, в том числе земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 Норм отвода.

На основании части 1 статьи 26 Закона № 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы (часть 1).

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории (пункт 3 части 2 статьи 26 Закона № 257-ФЗ).

Согласно акту Администрации от 24.03.2020 в результате обследования установлено: земельные участки находятся с двух сторон, между ними проходит дорога регионального значения «Федоровская – Косариха» (кадастровый номер земельного участка под дорожным полотном 35:12:0403049:159), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. С обеих сторон в придорожной полосе указанной автомобильной дороги произрастают деревья. Комиссия Администрации пришла к выводам, что для использования в целях для производственной деятельности (с целью геологического изучения поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала) земельных участков со стороны автодороги Федоровская – Косариха необходима расчистка территории - массовый снос зеленых насаждений.

В соответствии с пунктом 30 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Харовского муниципального района с идентификационными номерами, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 14.01.2013 № 13, автомобильная дорога «Федоровская – Косариха» протяженностью 4200 м (идентификационными номер 19-252 ОП МЗ 19Н-037) является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения и находится в областной собственности.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Вологодской области утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 11.02.2013 № 140 (далее – Порядок № 140).

Согласно пункту 8 Порядка № 140 допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 15 Порядка № 140 в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом и настоящим Порядком, запрещаются: 1) выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; 2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 26.02.2021 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:12:0403049:159 – для производственных нужд на земли, занятые автодорогами; для прочих специальных целей (том 3, листы 70-78).

ДДХИТ ВО в письме от 10.01.2018 по итогам кадастровых работ сообщил в адрес КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области», что средняя ширина полосы отвода по автомобильная дорога «Федоровская – Косариха» составляет 20 м (том 2, лист 155).

ДДХИТ ВО в отзыве на заявление указал, что автомобильная дорога «Федоровская - Косариха» является дорогой V категории, ее придорожная полоса составляет 25 м. ДДХИТ ВО считает, что представленная схема размещения земельного участка затрагивает права Вологодской области как собственника автодороги и права КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» как владельца автодороги, поскольку выполнение работ предпринимателем предусмотрено в пределах придорожной полосы, что не допускается в силу действующего законодательства.

В судебном заседании 29.03.2021 (фрагмент аудиозаписи 17:00–20:04) кадастровый инженер Угаров А.А. пояснил, что придорожная полоса вошла в оба контура формируемого земельного участка.

Согласно статье 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).

Администрация обоснованно сослалась в отзыве, что разработка карьера в придорожной полосе может привести к разрушению дорожного полотна указанной автодороги.

Таким образом, представленная заявителем схема размещения спорного земельного участка не соответствует вышеприведенным требованиям пунктов 5, 6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых (пункт 11).

Статьей 43 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута (пункт 1).

Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (пункт 2).

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства (пункт 3).

В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (пункт 4).

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута (пункт 5).

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).

Статьей 10 ЛК РФ предусмотрено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ).

В силу части 6 статьи 111 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

В данном случае материалами дела подтверждено, что на момент обращения предпринимателя за утверждением спорной схемы предприниматель намеревался использовать часть включенного в данную схему лесного участка площадью 5,26 га для геологического изучения в целях поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2», однако на этой площади указанная деятельность являлась несовместимой с целевым назначением и полезными функциями особо ценных защитных лесов.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, ссылаясь на обращение жителей по вопросу разработки карьера вблизи д. Бор Харовского района, письмом от 14.01.2020 просил Департамент лесного комплекса области направить информацию о статусе земельного участка, на котором расположен участок недр, и возможности проведения на нем геологического изучения (поисков и оценки) и дальнейшей разведки и добычи полезного ископаемого.

Департамент лесного комплекса области письмом от 14.04.2020 просил филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» произвести картографическое наложение материалов лесоустройства Харовского лесничества на границы земельного участка площадью 119000 кв.м, которые определены согласно представленной схеме расположения участка недр «Бор-2», а также при подготовке заключения по результатам картографических наложений указать номера кварталов (выделов, их частей) конкретных участковых лесничеств, включенных в территорию земельного участка, общую площадь включения лесных участков; результаты картографических наложений - оформить в виде заключений с указанием на поручение Департамента и формулировкой конкретных выводов.

Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» от 27.04.2020 11/635 (в ответ на запрос Департамента лесного комплекса области от 14.04.2020 № их. 03-2584/20 о проведении картографического наложения материалов лесоустройства на границы земельного участка площадью 119000 кв.м., определенного согласно представленной схеме расположения участка недр «Бор-2», местоположение Вологодская область, Харовский муниципальный район), выявлены наложения на земли лесного фонда по участку в соответствии с приложенной схемой (том 2, листы 42-44).

В письме Департамента лесного комплекса области от 16.04.2020 № ИХ.03-2658/20, адресованном Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области, указано, что согласно представленных картографических материалов, заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект», испрашиваемый земельный участок площадью 119000 кв.м частично входит в состав земель лесного фонда, местоположение которого: Вологодская область, Харовский муниципальный район, Харовское лесничество, Харовское участковое лесничество, СХК «Харовский», квартал № 43, выделы № 24, 27, 33, общая площадь наложения составляет 5,26 га (том 2, листы 40-41).

В письме Департамента лесного комплекса области от 27.04.2020 № ИХ.03-2919/20, адресованном Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области, указано, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, выделы № 24, 27, 33 квартала № 43 относятся к защитным лесам с категорией защитности «Нерестоохранные полосы лесов» со статусом особо защитных участков лесов «Исключенные из РГП». Согласно пункту 2.1 «Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р, осуществление работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, разрешено, за исключением особо защитных участков лесов. Учитывая изложенное, Департамент уведомляет, что на испрашиваемом участке проведение геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых противоречит нормам действующего законодательства (том 2, лист 45).

Из материалов дела видно, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области предпринимателю была предоставлена лицензия на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП (далее – лицензия), удостоверяющая право на геологическое изучение в целях поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2» площадью 0,117 кв. км, расположенном в Харовском районе Вологодской области, в 4,0 км северо-восточнее г. Харовск, в 2,0 км северо-восточнее д. Бараниха, на территории Харовского сельского поселения (том 1, листы 30-37).

Согласно представленному заявителем в материалы дела проекту на производство геологоразведочных работ с целью поиска и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2» в Харовском районе Вологодской области площадь работ -11,7 га (далее – Проект на производство геологоразведочных работ; том 2, листы 60, 81, 85, 88).

Определениями от 27.10.2020, от 17.12.2020 суд предложил Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области представить письменные пояснения о том, учитывалось ли при выдаче лицензии на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП наличие (отсутствие) факта отнесения выделов к защитным лесам (письмо Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.04.2020 № их.03-2919/20).

В ответ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области представил в суд письменные объяснения от 28.01.2021 (том 2, листы 138-139), в которых сообщил, в частности, что в целях урегулирования возникшей ситуации вопрос внесения изменений в условия лицензии на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП в части уточнения площадей, пригодных для использования с целью геологического изучения, разведки и добычи, а также исключения площади 5,26 га со статусом защитных и особо защитных лесов, был рассмотрен 18.12.2020 на заседании комиссии по лицензированию Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. По результатам рассмотрения названной комиссией было принято решение от 18.12.2020 № 175 о внесении изменений в лицензию на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП.

Как видно из материалов дела, решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 18.12.2020 № 175 выданная предпринимателю лицензия дополнена приложениями № 7, 8, 9 и внесены изменения: в абзац 2 пункта 1 условий, установленных при предоставлении предпринимателю Костерину В.Ю. лицензии на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП для геологического изучения поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2» в Харовском районе Вологодской области в части географических координат; в абзац 3 пункта 1 указанных условий.

Из протокола заседания секции «Общераспространенные полезные ископаемые» Комиссии по рассмотрению материалов лицензий на пользование недрами на территории Вологодской области Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 18.12.2020 № 45-ОПИ/18.12.2020 следует, что основанием для принятия вышеуказанного решения об изменении лицензии послужило наличие ошибки в выданной предпринимателю лицензии, выразившейся в том, что в информации об участке недр «Бор-2», в том числе на схеме расположения участка недр не исключены участки ограниченного землепользования пользования (том 2, лист 140).

На основании вышеназванного решения от 18.12.2020 № 175 из площади, на которой на основании лицензии могут проводиться работы по геологическому изучению исключены земли лесного фонда общей площадью 5,26 га, находящиеся: Харовское лесничество, Харовское участковое лесничество, СХК «Харовский», квартал № 43, выделы № 24, 27, 33.

Площадь исключенных земель лесного фонда (5,26 га) и их местоположение (Харовское лесничество, Харовское участковое лесничество, СХК «Харовский», квартал № 43, выделы № 24, 27, 33) соответствуют тем, что указаны в заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севлеспроект» от 27.04.2020 11/635 и в письмах Департамента лесного комплекса области от 16.04.2020 № ИХ.03-2658/20, от 27.04.2020 № ИХ.03-2919/20.

Следовательно, уполномоченным органом признано, что выданная предпринимателю лицензия в действительности удостоверяет право на геологическое изучение в целях поисков и оценки песков и песчано-гравийного материала на участке недр «Бор-2» значительно меньшей площади (0,064 кв. км), нежели была указана первоначально при выдаче лицензии (0,117 кв. км) и, соответственно, указана предпринимателем в Проекте на производство геологоразведочных работ, заявлена предпринимателем при обращении за утверждением спорной схемы расположения земельного участка.

В письме от 07.05.2020 № их.08-3054/20 Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, сообщив заявителю, что в соответствии с данными государственного лесного реестра выделы № 24, 27, 33 квартала № 43 относятся к защитным лесам с категорией защитности «Нерестоохранные полосы лесов» со статусом особо защитных участков леса «Исключенные из РГП», предложил ему рассмотреть вопрос целесообразности пользования недрами на участке недр «Бор-2» в Харовском районе (том 2, лист 24).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок частично находится в границах земельного участка с кадастровым номером входит в состав земель лесного фонда, местоположение которого: Вологодская область, Харовский муниципальный район, Харовское лесничество, Харовское участковое лесничество, СХК «Харовский», квартал № 43, выделы № 24, 27, 33, общая площадь наложения составляет 5,26 га.

При этом статьей 84 ЛК РФ, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, не предусмотрено право этих органов на проведение лесоустройства, в том числе согласование схем расположения лесных участков, не относящихся к муниципальной собственности.

Следовательно, заявитель не доказал нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определением от 22.09.2020 Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области и Администрации предложено сверить координаты углов точек (приложение № 1 к лицензии ВОЛ 807763 ТП) и координаты характерных точек границ земельного участка, указанные в схеме расположения земельного участка, по результатам рассмотрения которой вынесено оспариваемое постановление; результаты сверки представить в суд.

Во исполнение указанного определения Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области представил письменные объяснения от 15.10.2020, в которых сообщил, что в пункте 1 условий пользования недрами, установленных при предоставлении лицензии на пользование недрами ВОЛ 80763 ТП, указаны географические координаты угловых точек участка недр «Бор-2 в системе WGS-84. КУМИ администрации Харовского района представлены координаты и схема расположения земельных участков с кадастровыми номерами 35:12:0403049:ЗУ 1 и 35:12:0403049:ЗУ 1(2) в системе МСК-35. При рассмотрении вышеуказанных материалов установлено несоответствие конфигурации границ образуемых земельных участков и участка недр «Бор-2», предоставленного в пользование на основании лицензии (том 2, лист 4).

Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя не подтверждают нарушение оспариваемым постановлением Администрации от 07.02.2020 № 118 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, не имеется предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных товариществом требований о признании недействительным постановления администрации Харовского муниципального района от 07.02.2020 № 118 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности».

Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. (чек-ордер от 09.04.2020), относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требований предпринимателя Костерина Виктора Юрьевича (ОГРН 305353501200012; ИНН 352100662210; место жительства: Вологодская область, Харовский район, деревня Мятнево) о признании недействительным постановления администрации Харовского муниципального района от 07.02.2020 № 118 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности».

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в  течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                             А.В. Парфенюк