ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-4727/13 от 28.08.2013 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

28 августа 2013 года город Вологда Дело № А13-4727/2013

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Савенковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Диевой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ПАРТНЕР» о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области от 12.02.2013 № 10-54/6-1,

при участии от заявителя Барашкиной Л.В. по постоянной доверенности от 11.01.2013 № 1, от налоговой инспекции Бабаренко В.А. по постоянной доверенности от 04.07.2013 № 04-15/395,

у с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество «ПАРТНЕР» (место нахождения: 162606, Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 22, ОГРН 1023501236098, далее – общество, ЗАО «ПАРТНЕР») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4 «Б», ОГРН 1043500289898, далее – налоговая инспекция, инспекция) от 12.02.2013 № 10-54/6-1.

В обоснование заявленных требований общество сослалось на неправомерность решения налоговой инспекции и нарушение своих прав и законных интересов.

Налоговая инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании требования общества не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования общества подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника от 30.03.2012 № 10-15/115 (л.д. 72, 73) инспекцией начата выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества «Эр Си Груп» (далее – ЗАО «Эр Си Груп») по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.

В связи с проведением указанной проверки налоговой инспекцией на основании поручений об истребовании документов (информации) от 21.06.2012 № 10-17/17453 (л.д. 32), от 03.07.2012 № 10-17/17640 (л.д. 34), от 26.09.2012 № 10-17/18826 (л.д. 37) в адрес общества направлены требования от 25.06.2012 № 10-17/22896 (л.д. 31), от 04.07.2012 № 10-17/23161 (л.д. 33), от 27.09.2012 № 10-17/25216 (л.д. 36) о представлении документов (информации) из реестра владельцев ценных бумаг в отношении ЗАО «Эр Си Груп».

Общество письмами от 29.06.2012 № 401, от 13.07.2012 № ЦО-исх/7-12, 52-7, от 12.10.2012 № ЦО-исх/7-18, 52-12 (оборотная сторона л.д. 32, 35, 37) уведомило налоговый орган о невозможности предоставления запрашиваемой информации, в том числе по причине несоответствия запросов требованиям пункта 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 № 27 (далее – Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг), а именно запросы не скреплены печатью налогового органа.

В связи с непредставлением информации по требованиям налоговой инспекцией в отношении общества составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) от 26.10.2012 № 10-54/6 (л.д. 28-30).

По результатам рассмотрения указанного акта с учетом возражений заявителя налоговой инспекцией вынесено решение от 12.02.2013 № 10-54/6-1 (л.д. 41-45) о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Решением управления Федеральной налоговой службы России по Вологодской области от 08.04.2013 № 07-09/003960@, принятым по жалобе общества, последняя оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением налоговой инспекции от 12.02.2013 № 10-54/6-1, общество обратилось с настоящим заявлением в суд. По мнению заявителя, в соответствии с пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг требования налогового органа о предоставлении документов (информации) должны быть скреплены печатью, в связи с чем отказ общества в предоставлении документов (информации) правомерен.

Статьей 93.1 НК РФ определен порядок истребования налоговыми органами, проводящими налоговые проверки, у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о проверяемом налогоплательщике или информации о конкретных сделках. Установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 3 названной статьи налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Пунктом 4 статьи 93.1. НК РФ предусмотрено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ).

Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, предусмотрена в пункте 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб.

НК РФ не устанавливает порядок оформления требований о предоставлении документов (информации).

В силу пункта 4 статьи 31 НК РФ формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения и представления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, этим уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба.

Форма требования о представлении документов утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (далее – приказ). При этом, данным приказом не предусмотрено, что требование о представлении документов (информации) должно содержать печать налогового органа.

Указанный приказ является нормативным правовым актом (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.06.2007, регистрационный номер 9691), и, следовательно, обязателен к исполнению всеми участниками налоговых правоотношений.

Вместе тем, из материалов дела следует, что ЗАО «ПАРТНЕР» осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, то есть в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» является держателем реестра (регистратором).

Указанным законом установлено, что деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра (статья 8, пункт 5 статьи 42 указанного закона).

Требования о порядке ведения реестра ценных бумаг предусмотрены Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.

В силу пункта 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг регистратор обязан предоставлять информацию из реестра в порядке, установленном указанным документом.

Порядок предоставления налоговому органу информации из реестра определен пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, в соответствии с которым судебные, правоохранительные и налоговые органы, а также иные уполномоченные государственные органы могут получить информацию, необходимую им для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регистратор предоставляет информацию при получении запроса в письменной форме, подписанного должностным лицом соответствующего органа и скрепленного печатью. В запросе указывается перечень запрашиваемой информации, а также основания ее получения.

Правила, содержащиеся в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, распространяют свое действие в полном объеме в отношении ЗАО «ПАРТНЕР» как участника профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

По общему правилу при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма, поэтому учитывая специфику деятельности общества (регистрационная компания), а также то, что регистратор не состоит в хозяйственных связях с проверяемым налоговым органом налогоплательщиком - ЗАО «Эр Си Груп», зарегистрированным в системе ведения реестра акционеров, порядок предоставления налоговому органу информации из реестра регулируется пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг.

Требования пункта 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, как специального источника регулирования по предоставлению информации из реестра акционеров государственным органам, в том числе налоговым органам, предусматривают наличие печати соответствующего органа на запросе. В требованиях налогового органа, направленных в адрес общества, печать отсутствовала.

При этом наличие печатей на поручениях не имеет значения для представления информации из реестра, поскольку такие поручения определяют взаимоотношения налоговых органов и не являются запросами реестродержателю о представлении информации из реестра владельцев ценных бумаг.

На основании вышеизложенного, отказ общества представить затребованную налоговым органом информацию в связи с нарушением порядка затребования информации от регистрирующего органа правомерен.

В связи с тем, что требования налогового органа о представлении документов (информации) не соответствуют указанным выше требованиям, основания для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за неправомерное несообщение сведений отсутствуют. При таких обстоятельствах, требования общества подлежат удовлетворению, решение налоговой инспекции от 12.02.2013 № 10-54/6-1 следует признать недействительным.

Поскольку требования общества удовлетворены полностью, в соответствии с частью первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с налоговой инспекции в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области 12.02.2013 № 10-54/6-1.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «ПАРТНЕР».

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области в пользу закрытого акционерного общества «ПАРТНЕР» судебные расходы в сумме 2000 руб.

В части признания недействительным решения налогового органа решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.В. Савенкова