ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
7 августа 2019 года город Вологда Дело № А13-4796/2019
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 7 августа 2019 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Шекснинский, 21» к мэрии города Череповца Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о признании незаконным бездействия,
при участии от мэрии г.Череповца – ФИО1 по доверенности от 29.01.2019, от Управления – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019,
у с т а н о в и л:
товарищество собственников жилья «Шекснинский, 21» (далее – ТСЖ «Шекснинский, 21», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к мэрии города Череповца (далее – мэрия г.Череповца, мэрия) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии решения (постановления) о разрешении проведения либо запрета на проведение перепланировки (реконструкции) согласно представленным документам многоквартирного дома (далее – МКД), расположенного по адресу: <...>. Просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества, возложить на мэрию принять решение о разрешении либо об отказе в перепланировке (реконструкции) согласно представленным документам МКД, расположенного по адресу: <...>.
В заявлении от 19.04.2019 товарищество просило признать незаконным бездействие мэрии г.Череповца, выраженное в непринятии решения о разрешении на проведение перепланировки (переустройства) МКД, расположенного по адресу: <...>, и обязать мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ «Шекснинский, 21», возложить на нее обязанность принять решение о разрешении перепланировки (переустройства) МКД, расположенного по адресу: <...>.
В заявлении от 14.05.2019 заявитель уточнил требования: просил допустить к участию в деле в качестве соответчика Управление архитектуры и градостроительства Мэрии г.Череповца, признать незаконным бездействие надлежащего ответчика, выраженное в непринятии решения о разрешении на проведение перепланировки (переустройства) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>. Просит суд обязать надлежащего ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества, возложить на надлежащего ответчика обязанность принять решение о разрешении перепланировки (переустройства) многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Определением суда от 14.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца (далее – Управление архитектуры г.Череповца, Управление).
В обоснование заявленных требований товарищество считает незаконным бездействие мэрии по принятию решения в виде постановления по заявлению ТСЖ «Шекснинский, 21» от 22.01.2019, что, по его мнению, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, полагает, что необходимость принятия единогласного решения всеми собственниками помещений в доме по какому-либо из вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, не предусмотрена.
Мэрия г.Череповца в отзыве и ее представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для принятия требуемого заявителем решения, поскольку товарищество обращалось в мэрию с заявлением по рассмотрению проблемы и конфликтной ситуации не в рамках регламента по согласованию перепланировки (переустройства) МКД. Уполномоченным органом по рассмотрению заявлений о согласовании переустройства является самостоятельный орган мэрии г.Череповца – Управление архитектуры г.Череповца. Кроме того, оспариваемые действия (бездействие) не нарушают прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку оно не является собственником квартиры №280 в названном доме.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, поскольку права заявителя, не являющегося собственником квартиры, не нарушены.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представители в заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ «Шекснинский, 21» обратилось в Управление архитектуры г.Череповца через МФЦ с заявлением от 07.12.2018 (рег.№18.1-176785, вх.№5753/03-06/0 от 11.12.2018) о согласовании переоборудования фасада МКД, прилегающего к квартире №280, расположенной на 1 этаже по пр.Шекснинский 21, согласно приложенному проекту.
Письмом от 21.12.2018 №МФЦ 18.1-176785 03-06-10/5753 (л.д.30) Управление сообщило о согласовании архитектурных решений переоборудования фасада (с устройством крыльца) по объекту «Перепланировка квартиры №280 по пр.Шекснинский д.21 в г.Череповце с устройством крыльца» (комплекты №17-10-51/1-АР на 4 листах, № 17-10-51/1-ПЗУ на 3 листах) и о необходимости проведения общего собрания собственников помещений МКД в целях получения решения о согласовании перепланировки в соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ.
Считая, что в указанном письме Управление незаконно возложило на заявителя обязанность по проведению общего собрания собственников жилья для получения согласования реконструкции, товарищество обратилось в мэрию г.Череповца с заявлением по индивидуальному рассмотрению проблемы и конфликтной ситуации от 18.01.2019 (вх.от 22.01.2019), в котором просило рассмотреть жалобу и обязать структурное подразделение мэрии г.Череповца рассмотреть надлежащим образом представленные документы и принять решение о согласовании реконструкции части фасада МКД по Шекснинскому проспекту д.21 (л.д.59-61).
Мэрия г.Череповца в письме от 19.02.2019 №01-01-32/ОР-79 (л.д.35-36, 62-64), ссылаясь на положения части 3 статьи 36, части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.12.2018 по делу №А13-14144/2018, сообщила, что для осуществления реконструкции, переустройства и (или) перепланировки квартиры № 280 по пр.Шекснинскому, в результате которых будет выполнено строительство отдельного входа на придомовой территории, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД. Одновременно разъяснено, что ТСЖ «Шекснинский, 21» является некоммерческой организацией и не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому обращение товарищества не может быть рассмотрено на комиссии по индивидуальному рассмотрению проблем конфликтных ситуаций бизнеса в силу пункта 2 постановления мэрии г.Череповца от 16.03.2015 №1713.
Товарищество не согласилось с предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), статьям 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 9 АПК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ. Перечень способов защиты права не является исчерпывающим.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В статье 1 ГК РФ закреплены основополагающие принципы гражданского законодательства, в их числе принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
По смыслу названных правовых норм лицо вправе требовать признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, если данными ненормативным актом, решением, действием (бездействием) органа, осуществляющего публичные полномочия, прямо нарушены его конкретные субъективные права и законные интересы и судебным актом по делу эти права будут восстановлены.
Требования ТСЖ «Шекснинский, 21» заявлены по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения арбитражным судом требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основной задачей арбитражного суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, является не разрешение спора о праве, а осуществление судебного контроля за законностью действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление следующих обстоятельств: наличие у истца (заявителя) принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и нарушение этих прав именно ответчиком.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ГК РФ, статей 49, 125, 199 АПК РФ, выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца (заявителя), суд не вправе изменять предмет или основание иска, поскольку данное право принадлежит исключительно истцу (заявителю).
В силу части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны: наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом по общим правилам, установленным в пункте 4 части 2 статьи 125 АПК РФ, при предъявлении иска к нескольким ответчикам в заявлении указываются требования к каждому из них.
Заявление общества от 14.05.2019 не соответствует указанным требованиям. Выбор надлежащего ответчика и его действий (бездействия), которые заявитель просит признать незаконными, является исключительно прерогативой истца (заявителя). Арбитражный суд в силу действующих процессуальных норм не вправе по собственной инициативе определять предмет, основание и форму требований истца.
Определениями суда от 07.03.2019, от 25.04.2019, от 14.05.2019 заявителю предлагалось уточнить заявленные требования, определить надлежащего ответчика по делу, конкретные заявления, не рассмотренные или ненадлежащим образом рассмотренные ответчиком, положения нормативных правовых актов, нарушенных ответчиком.
Определения суда заявителем не исполнены, представители товарищества в судебное заседание не явились.
В соответствии с принципом состязательности сторон, закрепленным в статье 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с этим суд рассматривает требования ТСЖ «Шекснинский, 21» в том виде, в котором они заявлены, поскольку не вправе выйти за их пределы.
Из содержания заявлений товарищества усматривается, что оно обратилось в арбитражный суд в целях получения решения органа местного самоуправления о согласовании переоборудования фасада МКД, прилегающего к квартире №280, расположенной на 1 этаже дома № 21 по пр.Шекснинский г.Череповца, согласно проекту (комплекты №17-10-51/1-АР на 4 листах, № 17-10-51/1-ПЗУ на 3 листах).
Вместе с тем, в силу требований статей 65, 198, 199, 200 АПК РФ на заявителе лежит обязанность доказать наличие защищаемого им права, то есть соблюдение им установленного порядка обращения в уполномоченный орган и создание оспариваемым решением (действиями, бездействием) препятствий в осуществлении заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности.
В статье 50 ГК РФ определено, что товарищества собственников жилья относятся к некоммерческим организациям.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В Уставе ТСЖ «Шекснинский, 21» (л.д.71-85) указано, что товарищество является некоммерческой организацией собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, создаваемой в соответствии с действующим законодательством и уставом товарищества. Пунктом 2.2 предусмотрено, что товарищество может заниматься хозяйственной деятельностью, предусмотренной в Уставе товарищества, предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения его уставных задач и целей.
Таким образом, правомочия товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ограничены целями его создания и осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом товарищества и решениями собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, регламентированном жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Частью 2 статьи 26 ЖК РФ регламентировано, что для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно приведенному перечню, в том числе заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В порядке частей 4 и 5 статьи 26 ЖК РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.
В силу части 6 статьи 26 ЖК РФ предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 16, статей 34, 37, 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), пункта 7 части 1 статьи 14 ЖК РФ, статей 23, 38, 39 Устава города Череповца, утвержденного постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 № 84 (Зарегистрировано в Правительстве Вологодской области 10.08.2005 № 864), Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Мэрии г.Череповца от 21.09.2017 № 4442 (далее – Административный регламент), уполномоченным органом по принятию решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в городе Череповце определено Управление архитектуры г.Череповца, которое является органом мэрии г.Череповца с правами юридического лица.
В пунктах 1.2, 2.6 Административного регламента установлено, что заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещения в многоквартирном доме, либо уполномоченные ими лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), либо их уполномоченные представители, обратившиеся в управление архитектуры и градостроительства мэрии или муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Череповце" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги (далее - заявитель). Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения заявитель представляет (направляет) комплект документов, включая заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266) (далее - заявление).
Следовательно, в рассматриваемом деле товариществу необходимо подтвердить наличие у него прав собственника помещения в многоквартирном доме либо предоставление ему собственником помещений полномочий на обращение с заявлениями в защиту таких прав, а также соблюдение установленного порядка обращения с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке помещений в МКД.
На основании статей 15, 16, 18, 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат жилые помещения, а также общее имущество в многоквартирном доме. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Доказательств наличия прав собственности ТСЖ «Шекснинский, 21» на какие-либо помещения или общее имущество в многоквартирном доме материалы дела не содержат, заявитель на наличие таких прав не ссылается.
Статья 137 ЖК РФ, Устав ТСЖ «Шекснинский, 21» (л.д.71-85) не наделяют товарищество правом обращаться с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке помещений в МКД.
Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05.03.2018 (л.д.49-53) также не содержит таких решений собственников помещений в МКД.
Более того, из содержания названного протокола не следует, что проведение реконструкции части МКД предоставляет ТСЖ «Шекснинский 21» право осуществлять приносящую доход деятельность либо иным образом затрагивает его интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, заявителем не подтверждено наличие у него защищаемого права.
Определениями суда от 25.04.2019, от 14.05.2019 заявителю предлагалось представить доказательства соблюдения товариществом порядка обращения с заявленными требованиями к ответчикам, а также обоснование нарушения прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с подтверждающими доказательствами.
Определения суда товариществом не исполнены.
Вместе с тем, требования к Управлению архитектуры г.Череповца заявителем при обращении в арбитражный суд фактически не предъявлены, предмет требований в этой части не определен, в том числе не заявлено требований о признании незаконными решений или действий (бездействия), оформленных письмом Управления от 21.12.2018 №03-06-10/5753.
В связи с этим у суда отсутствуют полномочия для оценки правомерности действий Управления в этой части.
При обращении к мэрии г.Череповца ТСЖ «Шекснинский, 21» в заявлении от 18.01.2019 (вх.от 22.01.2019) сформулировало свои требования как индивидуальное рассмотрение проблемы и конфликтной ситуации.
Указанное обращение не соответствует требованиям статьи 26 ЖК РФ и Административного регламента, поэтому удовлетворение требований заявителя не может привести к восстановлению защищаемого им права. При этом мэрия г.Череповца не является уполномоченным органом по принятию требуемого заявителем решения. Требования заявителя к необходимости оформления мэрией ответа на его заявление в форме постановления неправомерны.
Как обоснованно указывает ответчик - мэрия г.Череповца, обращение товарищества рассмотрено по правилам Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», заявителю даны разъяснения на поставленные вопросы в письме от 19.02.2019 №01-01-32/ОР-79.
Постановление мэрии г.Череповца от 16.03.2015 № 1713 «О создании комиссии по индивидуальному рассмотрению проблем и конфликтных ситуаций бизнеса» правомерно не применено мэрией к обращению товарищества, поскольку названная комиссия создана в целях индивидуального рассмотрения проблем и конфликтных ситуаций бизнеса с органами мэрии и их структурными подразделениями, а также в целях оперативного решения проблем, возникших в результате действий/бездействия органов мэрии и их структурных подразделений у субъектов малого и среднего предпринимательства в ходе их деятельности в городе Череповце. Товарищество не относится к коммерческим организациям, равно как и к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как указано выше, доказательств обращения ТСЖ «Шекснинский,21» в Управление архитектуры г.Череповца в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности не имеется, заявителем не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает, что в рассматриваемом деле товариществом выбран неверный способ защиты права, поскольку удовлетворение заявленного требования не приведет к результату, на который рассчитывал заявитель и не восстановит защищаемые им права, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, требования ТСЖ «Шекснинский, 21» не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., уплаченной заявителем при обращении в суд по чеку-ордеру от 02.03.2019, следует отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Шекснинский, 21» (местонахождение: <...>; основной государственный регистрационный номер 1093528006373) к Мэрии города Череповца и Управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца о признании незаконным бездействия отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.Е.Мамонова