АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ
«23» июня 2016 года город Вологда Дело № А13-4894/2016
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2016 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Коротышева Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заедания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» к Центральному банку Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 20.02.2016, обязании зарегистрировать решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области,
при участии от истца – генерального директора ФИО2, ФИО3 по доверенности от 15.05.2016, от ответчика – ФИО4 по доверенности от 09.11.2015, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области – ФИО5 по доверенности от 30.05.2016,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» (далее – истец, АО «ДЭП № 186») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления (далее - ответчик, Банк России) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 20.02.2016, обязании зарегистрировать решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.
Ответчик в отзыве на исковое заявление и представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица поддержал исковые требования.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, являясь представителем единственного акционера открытого акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» и открытого акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» (далее - ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185», присоединяемое общество), 10 июля 2012 года приняло решение о реорганизации ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186».
Также приняты решения об утверждении договора о присоединении открытого акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» к открытому акционерному обществу «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» (далее - Договор о присоединении) и передаточного акта, а также решение об определении порядка конвертации акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» в акции открытого акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186».
18 июля 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о начале процедуры реорганизации в форме присоединения (ГРН записи в отношении открытого акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» - 2123532004814 от 18.07.2012, ГРН записи в отношении ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» - 2123532004825 от 18.07.2012).
04 сентября 2012 года осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» при реорганизации в форме присоединения.
30 июля 2015 года решением единственного акционера открытое акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие № 186» переименовано в акционерное общество «Дорожное эксплуатационное предприятие № 180» (далее – Общество, АО «ДЭП 186»).
11 февраля 2016 АО «ДЭП 186» представило в Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации (далее - Главное управление) документы для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества, подлежащих размещению при реорганизации в форме присоединения к нему ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185».
20 февраля 2016 года Главное управление приняло решение об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие №186».
Согласно Уведомлению об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг № Т2-39-2-13/6796 от 20.02.2016 указанное решение принято в связи с нарушением эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, а также несоответствии документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, и состава содержащих в них сведений требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон № 39-ФЗ) и нормативных актах Банка России, а именно:
1. Нарушено требование ст. 24 Закона № 39-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12,2002 N 185-ФЗ), согласно которой эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска). Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких эмиссионных ценных бумаг. При этом размещение эмиссионных ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения согласно п. 3 ст. 24 Закона № 39-ФЗ и п. 8.3.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты), действовавших на дату принятия решения о реорганизации, осуществляется на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
2. Нарушено требования п. 8.5.3 Стандартов и п. 53.3 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П (далее - Положение), согласно которым если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация дополнительного выпуска акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.
3. Нарушено требование п. 3.3. Положения, в соответствии с которым решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении (решение о дополнительном выпуске ценных бумаг Общества утверждено решением генерального директора 04.06.2016 (Приказ № б/н от 04.06.2016).
4. В соответствии с требованием п. 1 ст. 27 Закона № 208-ФЗ уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.
Кроме того, согласно положениям п. 3 ст. 28 Закона № 208-ФЗ дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. Решение вопроса об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением о внесении в устав общества положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с Законом № 208-ФЗ для принятия такого решения, или об изменении положений об объявленных акциях.
Акционером Общества в нарушение требования п. 1 ст. 27 и п. 3 ст. 28 Закона № 208-ФЗ принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций при отсутствии соответствующих положений об объявленных акциях в уставе Общества.
Истец обратился в суд с иском, мотивируя следующими основаниями.
Истец считает, что дополнительное акции Общества, подлежащие размещению при реорганизации в форме присоединения к нему ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185», не размещены. При этом отсутствие размещения указанных ценных бумаг не препятствует их размещению в реестре акционеров Общества после государственной регистрации выпуска, поскольку такое размещение осуществляется на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, тогда как согласно п. 1 ст. 8 Закона № 39-ФЗ реестр владельцев ценных бумаг - формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета, записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение Обществом формальных требований п. 8.5.3 Стандартов и п. 53.3 Положения, согласно которым в случае если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества, также не является надлежащим основанием для принятия решения об отказе в осуществлении регистрационных действий. Принимая решение об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, регистрирующий орган должен соизмерять характер и степень допущенных эмитентом нарушений при эмиссии ценных бумаг, в противном случае применение подобных мер ответственности может иметь своими последствиями не устранение злоупотреблений и восстановление нарушенных прав участников рынка ценных бумаг, а выполнение карательных функций, влекущее за собой ограничения хозяйственной деятельности эмитента и акционеров.
Нарушение Обществом требований п. 3.3, Положения, в соответствии с которым решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении, также не является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении регистрационных действий в связи с тем, что 6-месячный срок утверждения решения о выпуске не предусмотрен Законом № 39-ФЗ и поэтому не может рассматриваться как пресекательный, препятствующий эмитенту проводить размещение ценных бумаг.
Нарушение акционером Общества требований п. 1 ст. 27 и п. 3 ст. 28 Закона № 208-ФЗ, согласно которым решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций принято при отсутствии соответствующих положений об объявленных акциях в уставе Общества, не является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг АО «ДЭП 186», поскольку является устранимым нарушением законодательства, т.к. не требуют для его устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, и согласно 5.9 Положения в данном случае регистрирующий орган запрашивает документы, представление которых требуется для проверки достоверности сведении, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие №186», размещаемых при реорганизации Общества в форме присоединения, не соответствуют закону, а именно требованиям ст. 21 Закона № 39-ФЗ, требованиям пп. 5.15 и 5.9 Положения.
Общество полагает, что, несмотря на внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» в нарушение установленного порядка, решение Главного управления об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества препятствует реализации АО «ДЭП 186» следующих прав:
Права на управление высшим органом - общим собранием акционеров в случаях и порядке, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) oт 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) и Законом № 208-ФЗ, поскольку на основании положений п. 1 ст. 53 юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Права требовать от акционера - владельца акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185», которые были погашены при конвертации в дополнительные акции Обществ, исполнения обязанностей, предусмотренных п. 4 ст. 65.2 ГК РФ, согласно которому участник корпорации обязан:
- участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены ГК РФ, другим законом или учредительным документом корпорации;
не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;
участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если ее участие необходимо для принятия таких решений;
- не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации; не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.
- нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.
Отсутствие регистрации выпуска дополнительных обыкновенных именных акций, размещенных при присоединении ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185» к АО «ДЭП 186» повлекло безусловное нарушение прав акционеров-владельцев акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 185», которые были погашены, совершать сделки с принадлежащими им акциями.
Возражая на доводы истца, ответчик приводит следующие обоснования.
11.02.2016 Обществом в Главное управление представлен комплект документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Согласно предусмотренным в них условиям и порядку размещения, размещение дополнительных акций Общества осуществляется в соответствии с Договором о присоединении от 06.04.2012 ОАО «ДЭП № 185» к Обществу путем конвертации акций ОАО «ДЭП № 185» номинальной стоимостью 100 рублей каждая в 22 033 дополнительные обыкновенные именные акции Общества номинальной стоимостью 100 рублей каждая с коэффициентом конвертации - 7 (семь обыкновенных именных акций ОАО «ДЭП № 185» конвертируется в одну обыкновенную именную акцию Общества).
В соответствии с пунктом 5.2 Договора о присоединении и пунктом 8.2 Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, датой размещения ценных бумаг дополнительного выпуска является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности ОАО «ДЭП № 185». При этом установлено, что указанная запись (государственный регистрационный номер записи: 2123532005705) внесена в ЕГРЮЛ 04 09.2012.
Обществом нарушено требование статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которой эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).
Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких эмиссионных ценных бумаг. При этом размещение эмиссионных ценные бумаг при реорганизации в форме присоединения, согласно пункту 3 указанной статьи закона и пункту 8.3.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее -Стандарты), осуществляется на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.
Принимая во внимание то, что 04.09.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ОАО «ДЭП № 185», Обществом не соблюдены вышеуказанные условия размещения эмиссионных ценных бумаг, предусмотренные требованиями статьи 24 Закона о рынке ценных бумаг.
Кроме того, Главным управлением установлено, что для регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг при выбранных Обществом параметрах и порядке размещения не соблюдены требования пунктов 8.5.3 Стандартов и 53.3 Положения Банка России от 11.08.2014 № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее - Положение), согласно которым в случае, если конвертация осуществляется в дополнительные акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества осуществляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого акционерного общества.
Документы для государственной регистрации представлены Обществом после того, как в отношении присоединяемого к Обществу ОАО «ДЭП № 185» в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности, правовых оснований для ее осуществления у Главного управления не имелось.
Довод Общества о том, что внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого ОАО «ДЭП № 185» не препятствует государственной регистрации дополнительного выпуска, представляется необоснованным, поскольку законодатель прямо указал на то, что такая регистрация не может быть осуществлена после прекращения деятельности присоединяемого акционерного общества.
Главным управлением выявлено нарушение требований пункта 3.3 Положения, в соответствии с которым решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
10.07.2012 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (Распоряжение от 10.07.2012 № 177-р и № 178-р) принято решение о реорганизации Общества в форме присоединения к нему ОАО «ДЭП №185». При этом в регистрирующий орган представлено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, утвержденное решением генерального директора Общества 04.02.2016 (Приказ №б/н от 04.02.2016), а также оригинал указанного приказа.
С момента принятия решения о размещении ценных бумаг (10.07.2012) до даты утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг (04.02.2016) прошло более шести месяцев.
Не может быть признан обоснованным довод Общества о том, что установленный шестимесячный срок для утверждения решения о вьпуске не является пресекательным. Так, Общество представило документы для государственной регистрации дополнительного выпуска только через 3,5 годи после принятия единственным акционером соответствующего решения о реорганизации, что явно превышает всевозможные разумные сроки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 26.12 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) решение о реорганизации в форме присоединения принимает общее собрание акционеров (единственный акционер) каждого общества, участвующего в присоединении. Однако, учитывая тс, что 04.09.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединяемого ОАО «ДЭП № 185», принятие последним актуального решения о реорганизации невозможно.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 27 Закона об АО уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений, общество не вправе размещать дополнительные акции.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 28 Закона об АО дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. Решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с вопросом о внесении изменений в устав общества положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с Законом об АО для принятия такого решения, или об изменении положений об объявленных акциях.
10.07.2012 решением акционера Общества (Распоряжение от 10.07.2012 № 178-р) принято решение о реорганизации Общества в форме присоединения к нему ОАО «ДЭП № 185», а также об утверждении Договора о присоединении от 06.07.2012, согласно которому предполагается увеличить уставной капитал Общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций в количестве 22 033 штук. Однако, в представленном в Главное управление уставе Общества отсутствуют положения об объявленных обыкновенных акциях в количестве не менее 22 033 штук. Таким образом, в нарушение требований пункта 1 статьи 27 и пункта 3 статьи 28 Закона об АО Обществом принято решение об увеличении уставного капитала при отсутствии в своем уставе соответствующих положений об объявленных акциях.
По доводу Общества о том, что отсутствие в уставе положений об объявленных акциях не является основанием для отказа в государственной регистрации, отмечаем, что положениями Закона об АО установлен запрет на размещение дополнительных ценных бумаг при отсутствии в уставе указанных положений (пункт 1 статьи 27 Закона об АО).
Наряду с вышеизложенными нарушениями, которые в соответствии со статьей 21 Закона о рынке ценных бумаг явились основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Общества, Обществом допущены иные нарушения действующего законодательства и недостатки, отмеченные Главным управлением в соответствующем уведомлении от 20.02.2016 № Т2-39-2-13/6796 об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска, направленном в адрес Общества.
Суд принимает доводы ответчика по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно требованиям главы 5 Закона N 39-ФЗ, эмитент обязан подготовить и представить в регистрирующий орган документы для регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями, установленными Стандартами.
Как указано в пункте 1 статьи 19 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг является одним из этапов процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг.
Согласно статье 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено Законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:
принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 39-ФЗ установлено, что регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
В соответствии со статьей 21 Закона 39-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, в том числе, является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, а также несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Банка России.
Доводы истца сводятся к тому, что, признавая нарушения, указанные ответчиком, истец просит восстановить права Общества и акционеров-владельцев акций ОАО «ДЭП № 185» путем признания незаконным решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг от 20.02.2016 и обязании ответчика зарегистрировать решение о дополнительном выпуске ценных бумаг АО «ДЭП 186», размещенных при присоединении ОАО «ДЭП 185» к АО «ДЭП 186», поскольку истец не видит иного способа для восстановления прав. Представители истца и третьего лица признали в судебном заседании, что частично нарушения носят устранимый характер.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 27 Закона об АО уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений, общество не вправе размещать дополнительные акции.
Кроме того, согласно требованиям пункта 3 статьи 28 Закона об АО дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества. Решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с вопросом о внесении изменений в устав общества положений об объявленных акциях, необходимых в соответствии с Законом об АО для принятия такого решения, или об изменении положений об объявленных акциях.
Указанные обстоятельства могут быть устранены истцом, вместе с тем, представители истца и третьего лица настаивают на удовлетворении иска как на единственном способе защиты права.
В силу требований статьи 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Суд считает недопустимым избранный истцом способ защиты права, поскольку им не были приняты исчерпывающие меры для восстановления права путем устранения имеющихся нарушений.
Поскольку имеющиеся нарушения, указанные ответчиком не оспариваются сторонами и не были устранены истцом на момент обращения, суд считает, что ответчик правомерно применил статью 21 Закона 39-ФЗ и 20 февраля 2016 года принял решение об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Акционерного общества «Дорожное эксплуатационное предприятие №186».
Учитывая изложенное, также отсутствуют законные основания для обязания ответчика зарегистрировать решение о дополнительном выпуске ценных бумаг АО «ДЭП 186».
При таких обстоятел ьствах, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина относится на истца.
Излишне оплаченная при обращении в суд государственная пошлина подлежит возвращению истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
отказать акционерному обществу «ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ №186» в удовлетворении исковых требований.
Возвратить акционерному обществу «ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ №186» (ОГРН <***> Вологодская область, Чагодощенский район, рп Сазоново) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. уплаченную по платежному поручению от 30.03.2016 №139.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия судебного акта.
Судья Е.Н. Коротышев