ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-5112/07 от 28.11.2007 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 12 декабря 2007 года             г. Вологда        Дело № А13- 5112/2007

Резолютивная часть решения объявлена  28 ноября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен  12 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Кудина А.Г., при     ведении   протокола   судебного   заседания   секретарем          Коноплевой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента культуры Вологодской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области о признании недействительными требования о приостановлении размещения заказа от 29.06.2007, решения от 04.07.2007 № 64/07, предписания от 04.07.2007 № 64/07,

при участии представителей от заявителя – Калатановой С.М. по доверенности от 30.01.2007 № 1-13/163, от ответчика – Осипова С.В. по доверенности от 10.05.2007 № 746,

у с т а н о в и л:

Департамент культуры Вологодской области обратился в Арбитражный суд Вологодской области (далее – Департамент) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее также – Управление) о признании недействительными требования о приостановлении размещения заказа от 29.06.2007, решения от 04.07.2007 № 64/07, предписания от 04.07.2007 № 64/07.

В обоснование заявленных требований Департамент и его представитель сослались на  несоответствие оспариваемых актов положениям части 6 статьи 57, статье 58, пункту 1 части 1 статьи 59, частям 1 и 2 статьи 60, части 7 статьи 47, части 4 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -  Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), пункту 60 Указа Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305.

Управление и его представитель с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых актов.

Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, Департамент культуры Вологодской области зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией г. Вологды (Регистрационная Палата) 12.03.2002 за номером 566, о чем 05.08.2002 инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Вологде в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1023500871063.     

Заявитель, является в силу пункта 1.4 Положения о департаменте культуры Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 04.03.2002 № 84 (приложение 1)(в редакции постановления Правительства области  от 21.03.2005 № 272), органом исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере культуры.

Приказом Департамента от 11.06.2007 № 92а принято решение о проведении с 11.06.2007 запроса котировок по организации и проведению VI Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России» и утвержден состав котировочной комиссии.     

Департаментом 09.06.2007 на официальном сайте Правительства Вологодской области  размещено извещение о проведении запроса котировок, включающее в себя: «запрос котировок на проведение VI Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России», «котировочную заявку»  и «Приложение 1. Расшифровка технического задания».

В запросе указаны: наименование заказчика, его почтовый адрес: Департамент культуры Вологодской области: 160035, г.Вологда, ул.Герцена, 37, факс 72-47-80 (ответственный - начальник управления по финансовым, экономическим и правовым вопросам Семенов М.В. тел. 72-41-40) настоящим приглашает к участию в процедуре котировки цен (пункт 1). Источник финансирования: средства областного бюджета, областная целевая программа «Великий Устюг- родина Деда Мороза» (пункт 2). Форма котировочной заявки: письменная (пункт 3). Наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг: Услуги по организации и проведению VI Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России». Услуги должны включать в себя: работу творческой группы по организации и проведению фестиваля; тиражирование печатной продукции (афиши, пригласительные билеты, программы, бэджи и т.д.); транспортные услуги по перевозке участников фестиваля; награждение участников фестиваля памятными подарками; экскурсионное обслуживание (пункт 4). Место оказания услуг: г.Великий Устюг (пункт 5). Сроки оказания услуг: с 11 июля по 15 июля 2007 года (пункт 6). Максимальная цена контракта: 300000 рублей с учетом затрат на уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей (пункт 7). Место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок: 160035, г.Вологда, ул.Герцена, 37, факс 72-47-80 в срок  с 09.06.07 до 10.00 часов 22.06.07 (пункт 8). Срок и условия оплаты: предоплата 100 % в течение 5 банковских дней с даты заключения государственного контракта (пункт 9). Срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного контракта в течение 6 дней со дня подписания  протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок (пункт 10).

С котировочными заявками к Департаменту обратились 21.06.2007 в 11 час. 50 мин. Государственное учреждение культуры  и образования «Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации» (цена      240 000 руб.), 22.06.2007 в 9 час. 40 мин. – общество с ограниченной ответственностью «Туристическая фирма «Странник» (цена 247 500 руб.) и индивидуальный предприниматель Ганичев Юрий Валентинович (247 300 руб.).

Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформлены протоколом от 25.06.2007. Согласно которому:  предложения о наиболее низкой цене в проведении запроса котировок (победитель котировочного запроса): ГУКО «Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации» (пункт 4); Сведения об участнике запроса котировок, предложившем наиболее выгодные условия, следующие после предложенных победителем: ИП Ганичев Ю.В. (пункт 5).

Там же комиссией принято решение о заключении договора с ГУКО «Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации», цена контракта - 240 000,0 руб.

В тот же день протокол размещен на официальном сайте Правительства Вологодской области.

ООО ТФ «Странник», считая, что организация и проведение Департаментом запроса котировок на проведение VI Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества «Семья России» сопровождалось многочисленными нарушениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, обратилось 29.06.2007 в Управление ФАС России по Вологодской области с жалобой.

Согласно жалобе ООО ТФ «Странник» в нарушение пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ спорный запрос котировок не содержит количество поставляемых товаров, характеристик выполняемых работ, не представлен объем выполняемых работ, оказываемых услуг, не указаны требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.    

Управлением в адрес участников размещения заказа, государственного заказчика, с использованием средств факсимильной связи направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы (г.Вологда, Пушкинская, 25, каб. 125, 07.07.2007, 15 час. 30 мин.).

В адрес Департамента Управлением тем же способом за исходящим 1045 от 29.06.2007 также направлено требование о приостановлении размещения заказа (л.д. 75).

Решением Комиссии по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области  (далее – Комиссия Управления) от 04.07.2007 № 64/07 жалоба ООО «ТФ «Странник» признана обоснованной.

Решением установлено, что государственным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не указаны сведения (не в полном объеме), предусмотренные пунктом 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ; условия запроса котировок допускают двусмысленное толкование и не содержат однозначно трактуемых требований, объективно оценить и сравнить котировочные заявки участников размещения заказа невозможно.

Предписанием Комиссии Управления от 04.07.2007 № 64/07, выданного  Департаменту на основании указанного решения, предписано котировочной комиссии государственного заказчика прекратить нарушение Закона о размещении заказов: отменить протокол рассмотрения оценки котировочных заявок № 1 от 25.06.2007 в срок до 09.07.2007.

Департамент, не согласившись с указанными требованием, решением и предписанием Управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. 

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

В соответствии  с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ  (в редакции действовавшей в спорный период) внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также в целях контроля за исполнением предложений или предписаний, направленных или вынесенных в соответствии с частями 8 и 10 настоящей статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

При выявлении в результате проведения установленных частью 1 настоящей статьи проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе, с том числе: выдать заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Причиной проведения антимонопольным органом внеплановой проверки, вынесения требования, решения и на его основании – предписания, послужила жалоба участника конкурса – ООО «ТФ «Странник».

В силу статьи 57  Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ  любой участник размещения заказа для нужд субъекта Российской Федерации вправе обжаловать  действия (бездействия) заказчика, котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы, в судебном порядке, а также в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При том, что обжалование действий (бездействия) заказчика, котировочной комиссии в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Частью 1 статьи 59 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 –ФЗ установлены случаи возврата жалобы.

Судом не установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о не выполнении Управлением обязанности по возврату жалобы.

Не направление жалобы ООО «ТФ «Странник» в адрес заказчика, котировочной комиссии, является нарушением части 6 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Вместе с тем, это не является основанием для возврата жалобы, и не препятствует ее рассмотрению соответствующим органом.

Довод Департамента об отсутствии в жалобе следующих сведений: места нахождения, почтового адреса, номера контактного телефона заказчика, фамилии, имена отчества членов котировочной комиссии, действия (бездействия) которых обжалуются, не соответствует материалам дела.

Жалоба ООО «ТФ «Странник» (л.д. 65-71) подписана директором О.И.Новоселовой с приложениями, являющимися неотъемлемой частью жалобы, а именно «Запрос котировок по фестивалю «Семья России», протокол рассмотрения котировочных заявок, запросы котировок на транспортное обслуживание от ГУКО ОНМЦ.

Из жалобы и приложений видно, что заказчиком является Департамент культуры Вологодской области, расположенный по адресу: 160035, г. Вологда, ул. Герцена, д. 37, факс 72-47-80, контактный  телефон  – 72-41-40, председатель котировочной комиссии – Поромонов С.Е., заместитель председателя – Семенов М.В., члены комиссии – Доможирова Е.В., Федотовская Л.И., Калатанова С.М.

Довод о нарушении Управлением части 1,2 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ снят Департаментом в ходе рассмотрения дела, что подтверждается Соглашением от 22.11.2007.

Ссылка заявителя на часть 7 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, не принимается судом, в связи с тем, что указанная норма не подлежит применению к фактически сложившимся спорным правоотношениям.

Рассмотрение указанной жалобы произведено антимонопольным органом с соблюдением положений главы 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В силу пункта  2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным арбитражному суду необходимо установить, что данный акт  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 –ФЗ установлено, что запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

 Сведения, содержащиеся в извещении о проведении запроса котировок от 09.06.2007 не содержат характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг; требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ, услуг; требования к их безопасности;  требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В связи с чем, вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 4 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ является верным, фактически не отрицается заявителем.

Оспариваемые требование, решения и предписание соответствуют Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя  удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении заявления, государственная пошлина, уплаченная по квитанции Сбербанка от 10.07.2007 в сумме 2000 руб.,  подлежит отнесению на Департамент.    

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требования Департамента культуры Вологодской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области о признании недействительными требования о приостановлении размещения заказа от 29.06.2007, решения от 04.07.2007 № 64/07, предписания от 04.07.2007 № 64/07,  отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия.

Судья                                                                                                  А.Г.Кудин