ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-6133/06 от 01.11.2007 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

01 ноября 2007 года г. Вологда Дело № А13-6133/2006-29

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2007 года

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2007 года

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Виноградова О.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «Вологдаэлектротранс» к Муниципальному образованию г. Вологда в лице Администрации г. Вологды, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, третье лицо - Департамент труда и социального развития Вологодской области.

о взыскании 2 981 526 руб. 00 коп.

при участии представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности от 10.04.2007 г.,

от ответчиков:

от Департамента финансов – ФИО2 по доверенности от 29.12.2006 г.,

от Администрации г. Вологды – ФИО3 по доверенности от 24.01.2006 г.,

от третьего лица – не явился,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Вологдаэлектротранс» обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию г. Вологда в лице Администрации г. Вологды о взыскании 2 916 880 руб. 00 коп. (без учета НДС) убытков, возникших в период с февраля по июнь 2006 года в связи с неисполнением Администрацией г. Вологды обязательств по возмещению истцу транспортных расходов, связанных с предоставлением льготного проезда студентам, учащимся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и учащимся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 64 646 руб. 00 коп.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 24.10.2006 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект РФ – Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области.

Определением Арбитражного суда Вологодской области от 29.11.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и социального развития Вологодской области.

В ходе судебного разбирательства по делу истец, в связи с частичным погашением за счет средств городского бюджета затрат за перевозку по льготным билетам в сумме 1 649 000 руб. 00 коп. (платежное поручение № 421 от 13.12.2006 г.), уменьшил размер исковых требований, просит взыскать с муниципального образования г. Вологда за счет казны г. Вологды оставшуюся задолженность в размере 1 267 880 руб. 00 коп. (без учета НДС) Считает, что частичным погашением задолженности ответчик, муниципальное образование г. Вологда, признал обоснованность заявленных истцом требований. Также истец, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказался от заявленных требований в части взыскания 64 646 руб. 00 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Уменьшение размера исковых требований, отказ от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами приняты судом.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования и доводы, изложенные в иске. Пояснил также, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются. Согласно п.п. 7 п. 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, маршрутных такси) освобождается от налогообложения НДС, к данным услугам относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением льгот, утвержденных в установленном порядке. В этой связи сумма убытков 1 267 880 руб. 00 коп. предъявлена к взысканию без учета НДС.

Администрация г. Вологды иск не признала, считает, что из договора от 01.02.2006 г. обязанность Администрации г. Вологды возместить расходы истца, связанные с предоставлением льготного проезда студентам и учащимся не возникла. Решением Вологодской городской Думы от 27.12.2005 г. № 367 «О бюджете города Вологда на 2006 год» средства на возмещение вышеуказанных расходов предусмотрены не были. Учет количества проданных билетов не может являться надлежащим доказательством обоснованности расходов по размеру. Возникновение убытков – фактических расходов, связанных с перевозкой студентов и учащихся по льготным проездным билетам истцом не доказано. Частичное погашение задолженности в сумме 1 649 000 руб., в соответствии с решением городской Думы №195 от 07.11.2006, не является признанием задолженности перед истцом.

Департамент финансов Вологодской области надлежащим ответчиком по заявленным требованиям считает муниципальное образование г. Вологда. Указал, что за счет средств Вологодской области производится финансирование расходов, связанных с частичной компенсации стоимости месячного студенческого проездного билета для проезда на городских маршрутах автомобильного пассажирского и городского электрического транспорта, а также по маршруту «Вологда – Молочное» отдельным категориям студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования на территории области в соответствии с Законом Вологодской области №1359-ОЗ от 22.12.2005 г. «О компенсации стоимости месячного студенческого проездного билета отдельным категориям студентов» и Постановлением Правительства Вологодской области от 01.02.2006 г. № 89 «О порядке реализации закона области от 22.12.2005 №1395-ОЗ». Согласно данного закона право на частичную компенсацию стоимости месячного студенческого проездного билета имеют следующие категории студентов: лица из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очной форме; лица, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по очной форме, имеющие хорошую или отличную успеваемость. Основанием для предоставления частичной компенсации стоимости месячного студенческого проездного билета является решение заседания комиссии образовательного учреждения по итогам предыдущего семестра.

Департамент труда и социального развития Вологодской области в отзыве на иск указал, что заявленные требования о возмещении расходов вытекают из договора с Администрацией г. Вологды и являются расходной частью городского бюджета, дело просит рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав представителей истца, ответчиков, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению за счет казны муниципального образования г. Вологда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Вологдаэлектротранс» в период с февраля по июнь 2006 года в соответствии с договором от 01.02.2006 г., заключенным с Администрацией г. Вологды, предоставляло право на льготный проезд студентам, учащимся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и учащимся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, в связи с чем остались не возмещенными расходы истца в сумме 1 267880 руб. 00 коп. (с учетом частичного погашения задолженности ответчиком без учета НДС). Данный договор был заключен по предложению Администрации г. Вологды для решения вопроса о компенсации истцу потерь доходов от реализации льготных и студенческих проездных билетов (письмо от 08.11.2005 №7-0-5/9558/4442/100-4504 - т.1 л.д.39).

В соответствии с условиями договора от 01.02.2006 г. Администрация г. Вологда приняла на себя обязательства по оплате Обществу разницы между стоимостью льготных проездных билетов и стоимостью билета для граждан. Расходы общества, согласно договора, должны подтверждаться ежемесячными отчетами о количестве реализованных проездных билетов. (т.1 л.д.8-9).

В соответствии с Уставом муниципального образования г. Вологда к полномочиям Вологодской городской Думы относятся установление за счет собственных средств города дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории г. Вологды (ст. 31 Устава).

В соответствии с Постановлением от 13.01.2005 г. № 33 «О тарифах на проезд в городском транспорте общего пользования» (в ред. постановлений Главы г. Вологды от 20.01.2005 г. № 122, от 17.02.2005 г. № 415, с изм., внесенными постановлением Главы г. Вологды от 16.06.2006 г. № 23) в рассматриваемый судом период действовали следующие тарифы:

стоимость месячного проездного билета на предъявителя для проезда в автобусах (кроме автобусов малых и особо малых) или троллейбусах – 300 рублей;

стоимость социального месячного проездного билета для студентов, учащихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на проезд в автобусах (кроме автобусов малых и особо малых) или троллейбусах – 160 рублей;

стоимость социального месячного проездного билета для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования на проезд в автобусах (кроме автобусов малых и особо малых) или троллейбусах в размере 100 рублей.

Транспортным предприятиям города: МУ ПАТП № 1, ОАО «Вологдаэлектротранс», ОАО ПАТП-2, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров автобусами (кроме автобусов малых и особо малых), было предписано оказывать услуги по транспортному обслуживанию населения в соответствии с данными тарифами т.2 л.д.101-107).

Действие тарифов до 01.07.2006 г. приостановлено не было.

Довод Администрации о том, что учет количества проданных билетов не может подтвердить тот факт, что имели место фактические расходы, а также то, что истцом не доказан размер понесенных убытков опровергается следующими представленными в суд документами:

справками коммерческих отделов о количестве проданных ученических и студенческих билетов;

ведомостями от кассиров о полученных деньгах за проданные билеты;

отчетом о прибылях и убытках общества за первое полугодие 2006;

расчетом себестоимости перевозки одного пассажира по итогам 1 полугодия 2006, согласно которого затраты общества за 6 мес. на пассажирские перевозки составили 58823,16 тыс. руб; доходы общества за 6 мес. от пассажирских перевозок составили 51751,44 тыс. руб.; убыток от пассажирских перевозок составил - 7101,72 тыс. руб.; себестоимость перевозки 1-го пассажира - 6,007 руб. при утвержденном тарифе 6 руб.(т.2 л.д.94);

расчетом льготности социальных месячных проездных билетов.

Учет произведенных операций истцом осуществляется в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 28.06.2002 г. № 149 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта» (т.2 л.д.108-117).

В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, правоотношения, возникающие между организациями, предоставляющими услуги получателям льгот, и уполномоченными государством органами, производящими выплаты, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным.

Согласно статьям 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23, при рассмотрении исков организаций, предоставивших потреби­телям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), следует учитывать что, компенсация не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потре­бителя. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приоста­новлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

На основании изложенного суд считает, что требования открытым акционерным обществом «Вологдаэлектротранс» заявлены обоснованно, размер убытков документально подтвержден, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в сумме 1 267880 руб. 00 коп. (без учета НДС).

В связи с тем, что задолженность в сумме 1 649 000 руб. погашена после предъявления иска в суд, государственная пошлина в сумме 25835 руб. 05 коп. подлежит взысканию с муниципального образования г. Вологда за счет казны г. Вологды в пользу ОАО «Вологдаэлектротранс».

В части взыскания 64646 руб. 00 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами производство по делу подлежит прекращению в связи с отказом истца от иска в этой части.

Руководствуясь статьями 110, 104, 150, 167 – 169, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

взыскать с муниципального образования г. Вологдаза счет казны муниципального образования г. Вологда в пользу открытого акционерного общества «Вологдаэлектротранс» 1267880 руб. 00 коп. убытков, а также 25835 руб. 05 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Вчасти взыскания 64646 руб. 00 коп. производство по делу прекратить.

В иске к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Вологдаэлектротранс» из федерального бюджета уплаченную платежным поручением № 1279 от 06.07.2006 г. государственную пошлину в сумме 572 руб. 58 коп.

Выдать справку.

Платежное поручение № 1279 от 06.07.2006 г. остается в материалах дела.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.Н. Виноградов