ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-6553/20 от 31.08.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2020 года                       город Вологда          Дело  № А13-6553/2020

Арбитражный суд Вологодской  области  в составе судьи  Логиновой О.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Мацолой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительная консалтинговая компания «Стройальянс» об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области от 15.05.2020 № 77-д  о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от департамента – ФИО1 по доверенности от 22.01.2020,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Строительная консалтинговая компания «Стройальянс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента строительства Вологодской области (далее – департамент) от 15.05.2020 № 77-д  о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Общество в заявлении указывает, что у конкурсного управляющего отсутствуют в полном объеме разрешения на строительство, проектная документация на спорные объекты. Бывшим руководителем должника указанные документы конкурсному управляющему не переданы. Конкурсный управляющий обращался в департамент, Управление Росреестра по Вологодской области, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Вологды, Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области с просьбой предоставить имеющиеся документы в отношении объектов незавершенного строительства с целью исполнения обязанности застройщика по размещению информации, вместе с тем запросы органами государственной власти не исполнены. Кроме того, в рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий также обращался с ходатайством об истребовании необходимых документов, на дату подачи заявления ходатайство судом не рассмотрено. Полагает, что обществом приняты все меры для соблюдения законодательства о долевом участии в строительстве жилья. Просит признать правонарушение малозначительным, а также рассмотреть вопрос о назначении наказания ниже низшего предела.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, его представители в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьями 137, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей общества.

Департамент в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности. Не возражали против применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Заслушав представителя департамента, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов на основании договоров участия в долевом строительстве по объектам незавершенного строительства:

- 44-квартирный жилой дом секционного типа №3 по ГП, расположенный по адресу: Вологодская область, Вологодский район, д. Марфино, ул. Октябрьская, д.2;

- 3- этажный 27-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>;

- 10-этажный 5-секционный 196-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>;

- 2-этажный с мансардой 4-квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> по генплану.

Должностным лицом департамента на основании распоряжения от 13.01.2020 № 3 проведена внеплановая документарная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 31.01.2020 № 20-АД.

В ходе проверки анализа документов, представленных в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства за 3 квартал 2019 года установлено:

1) в отчетности застройщика за 3 квартал 2019 года  отсутствуют данные в разделах III «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика», IV «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам», V«Сводная накопительная ведомость проекта строительства» формы отчетности;

2) В нарушение пункта 2 Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр, к отчетности застройщика за 3 квартал 2019 года не предоставлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная) по итогам III квартала (составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете).

Таким образом, по мнению административного органа, отчетность застройщика за 3 квартал 2019 года представлена не в полном объеме.

По данным фактам консультантом отдела надзора в сфере долевого строительства управления государственного строительного надзора департамента ФИО2  27.03.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 95-д.

Начальник управления государственного строительного надзора, заместитель начальника департамента ФИО3, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении, приняла постановление по делу об административном правонарушении от 15.05.2020 № 77-д. Данным постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено должностными лицами департамента в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.56, пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

В силу пункта 6 части 6 статьи 23 Закона 214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 656/пр утверждены форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности она составляется застройщиком по форме, утвержденной вышеуказанным приказом, согласно которой отчетность содержит 5 разделов, в том числе разделы III «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика», IV «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам», V«Сводная накопительная ведомость проекта строительства» формы отчетности. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В ходе проверки установлено, что отчетность застройщика за 3 квартал 2019 года представлена не в полном объеме.

Общество ссылается на то, что им приняты все меры для соблюдения действующего законодательства, заявителем направлены запросы об истребовании документации, необходимой для исполнения обязанности по представлению сведений.

В отношении указанного довода арбитражный суд считает необходимым отметить, что соответствующие запросы датированы 10.12.2019, 20.03.2020, то есть после установленного законом срока для исполнения соответствующей обязанности.

Общество является застройщиком многоквартирного дома, имеет разрешение на строительство и привлекает для его осуществления денежные средства участников долевого строительства, в связи с этим несет обязанность по соблюдению требований Закона № 214-ФЗ. Невыполнение этой обязанности влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

 Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением, другими материалами дела об административном правонарушении.

Общество ссылается на положения статьи 2.9 КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В рассматриваемом случае судом учтено, что общество предпринимало действия для получения в установленном порядке необходимых сведений. В связи с этим, а также учитывая отсутствие в рассматриваемом случае реальной угрозы нарушения прав граждан, участвующих в долевом строительстве, а также ущерба государственным интересам, имуществу граждан-дольщиков,  тяжелое финансовое положение общества, арбитражный суд считает возможным применить положения о малозначительности.

 Судом при рассмотрении дела не установлено пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, общество подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.

При этом суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.    

С учетом вышеизложенного требования общества о признании незаконным и отмен е полностью постановления департамента от 15.05.2020 № 77-д подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

постановление Департамента строительства Вологодской области от 15.05.2020 № 77-д о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Строительная консалтинговая компания «Стройальянс», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного 24.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 1073525014254, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  признать незаконным и отменить полностью в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.  

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                             О.П. Логинова