АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
26 августа 2005 года г. Вологда Дело № А13-6567/2005-20
Арбитражный суд Вологодской области составе: судьи Романовой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «Вологдаэнерго»
к Департаменту финансов Вологодской области, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области
о взыскании 47 084 руб. 76 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 24.12.04
от ответчика: УФК по Вологодской области, Минфин РФ – ФИО2 по доверенности от 31.01.05
Департамент финансов – ФИО3 по доверенности №18-14/3-юр от 11.01.05
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Вологдаэнерго» (далее - ОАО «Вологдаэнерго») обратилось в суд с иском к Департаменту финансов Вологодской области (далее – Департамент финансов), Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области (далее – УФК Минфина РФ), Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области (далее – Минфин РФ) о взыскании 47 084 руб. 76 коп. в возмещение расходов, возникших в связи с предоставлением истцом льгот отдельным категориям граждан Кичменгско-Городецкого муниципального района по оплате электроэнергии, в соответствии с ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», и Указом Президента РФ №431 от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в 2004г.
Департамент финансов Вологодской области иск не признал, считает, что расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов компенсируются за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсации бюджетам субъектов РФ на 2004 год. В июле 2005 года Вологодской области из федерального бюджета поступили средства на компенсацию затрат муниципальных бюджетов по ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» в сумме 1 224 300 руб., которые были распределены между муниципальными образованиями области в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19.08.05 №913, однако выделенных средств оказалось не достаточно для возмещения расходов истца. Финансирование расходов истца по Указу Президента РФ №431 от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» должно производится за счет средств федерального бюджета.
Министерство финансов РФ иск не признало, указав на то, что средства федерального бюджета выделяются согласно постановлению Правительства РФ от 20.08.04 №426 лишь для компенсации затрат, понесенных указанными бюджетами по ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов». Сначала Кичменгско-Городецкий район и Вологодская область должны возместить расходы истца, а потом эти средства будут возмещены из федерального бюджета. Порядок финансирования мероприятий по социальной поддержке многодетных семей установлен совместным письмом Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 29.06.92 №51/1-2359-18. Пунктом 2 указанного письма предусмотрено, что скидки на плату за коммунальные услуги возмещаются за счет средств местных бюджетов. Данный п.2 письма признан недействующим решением Верховного Суда РФ №1ГКПИ 03-139 от 26.03.03. Вместе с тем, АдминистрациейВологодской области во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.92 №431 было принято постановление от 01.07.92 №325 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Пунктом 4 указанного постановления установлено, что комитеты, управления администрации области, горрайадминистрации, мэрии г.Череповца и Шекснинского района должны обеспечить реализацию мероприятий по оказанию многодетным семьям необходимой социальной поддержки. Пункт 5 этого же постановления обязывает управление образования и финансовое управление разработать механизм реализации данного постановления. Такой механизм разработан не был. Кроме того, федеральным законом от 23.12.03г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» не были запланированы денежные средства на финансирование льгот, предусмотренных Указом Президента РФ №431 от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Управление федерального казначейства считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку является самостоятельным юридическим лицом, которое отвечает только по своим обязательствам.
Заслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и казны Вологодской области в лице Департамента финансов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец предоставил населению Кичменгско-Городецкого муниципального района в 2004 году льготы по оплате электроэнергии, предусмотренные ст.11 Федерального Закона «О донорстве крови и ее компонентов» №5142-1 от 09.06.93 для граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» и Указом Президента РФ №431 от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В связи с этим у истца возникли расходы в сумме 45 315 руб. 96 коп. по многодетным и 1 768 руб. 80 коп. по донорам, что подтверждается согласованными с отделом социальной защиты населения списками льготников. Спора о размере расходов истца нет.
Положения ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 09.04.02 №68-О в п.4 установил следующее. Учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, и что награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» производится Министерством Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов», впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение расходов между бюджетами всех уровней, должно производится за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства от 20.08.04 №426 утверждены Правила, пунктом 2 которых установлено, что расходы, связанные с реализацией ст.11 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ на 2004 год.
Таким образом, до 20.08.04 не был урегулирован порядок финансирования льгот по ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» и требования истца за период с января по август 2004 года подлежат удовлетворению в сумме 975 руб. 97 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. За период сентябрь-декабрь 2004 года в сумме 792 руб. 83 коп. подлежат удовлетворению за счет казны субъекта РФ – Вологодская область.
Порядок финансирования мероприятий по социальной поддержке многодетных семей был установлен совместным письмом Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 29.06.92 №51/1-2359-18. Пунктом 2 указанного письма предусмотрено, что скидки на плату за коммунальные услуги возмещаются за счет средств местных бюджетов. Данный п.2 письма признан недействующим решением Верховного Суда РФ №1ГКПИ 03-139 от 26.03.03. Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 09.04.02 №68-О, суд считает, что расходы истца по Указу Президента РФ от 05.05.92 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» за 2004г в сумме 22 009 руб. 98 коп. подлежат возмещению за счет казны РФ, интересы которой представляет Минфин РФ, поскольку федеральный законодатель не принял мер по возмещению расходов понесенных в результате предоставления льгот, установленных федеральным законодательством. Ссылки ответчика на постановление Администрации Вологодской области от 01.07.92 №325 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» не состоятельны, поскольку указанным нормативным актом бюджет Вологодской области, как источник финансирования льгот не предусмотрен.
В связи с тем, что Министерство финансов РФ на основании п.1 ч.1 ст.333.35 ч.2 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождено, в этой части госпошлина подлежит возврату истцу из бюджета, в остальной части госпошлина относится на казну Вологодской области в лице Департамента финансов.
В удовлетворении требований к УФК Минфина РФ следует отказать.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ Арбитражный суд Вологодской области
Р е ш и л :
взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Вологдаэнерго» 46 291 руб. 93 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот. В остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу открытого акционерного общества «Вологдаэнерго» 792 руб. 83 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот и 31 руб. 71 коп. в возмещение расходов по госпошлине. В остальной части иска отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу «Вологдаэнерго» из федерального бюджета РФ госпошлину частично в сумме 1 851 руб. 68 коп., перечисленную по платежному поручению №870 от 24.05.05. Платежное поручение остается в материалах дела.
В иске к Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.В. Романова