ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-6604/06 от 15.01.2007 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОЛОГОДСКОЙ   ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

15 января 2007 года                       г. Вологда             Дело № А13-6604/2006-29

      Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шадриной А.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП Сямженского района "Сямженское автотранспортное предприятие"

к муниципальному образованию Сямженский муниципальный район в лице управления финансов Сямженского муниципального района Вологодской области, ГП Вологодской области "Областная дирекция автобусных перевозок",Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Вологодской области в лице Департамента финансов.

о взыскании 68021 руб. 95 коп.

с участием представителей:

от истца – ФИО1 по доверенности от 01.01.2007

Минфина РФ – ФИО2  по доверенности от 12.01.2007

ГП ВО "Областная дирекция автобусных перевозок" – ФИО3 по доверенности от 28.12.2005

Управление финансов Сямженского муниципального района – ФИО4 по доверенности от 12.01.2007

Департамент финансов – ФИО5 по доверенности от 29.12.2006

у с т а н о в и л:

МУП Сямженского района "Сямженское автотранспортное предприятие" обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию Сямженский муниципальный район в лице управления финансов Сямженского муниципального района Вологодской области, ГП Вологодской области "Областная дирекция автобусных перевозок",Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Вологодской области в лице Департамента финансов ( с учетом уточнений) о взыскании 68021 руб. 95 коп. (без НДС) задолженности  по возмещению расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан Сямженского муниципального района Вологодской области льгот по оплате проезда 2001-2004 годах в соответствии в Федеральным законом РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в 2004г. на основании Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Законом РФ от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».

В судебном  заседании 02.11.2006, в связи с частичным погашением долга по закону об инвалидах, истец уточнил размер задолженности, просит суд взыскать с ответчиков 41344 руб. 17 коп., из которых непогашенной осталась задолженность по Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: 3484 руб. 70 коп. - за 2001 год., 4282 руб. 10 коп. – за 2002год., 10420 руб. 45 коп. – за 2003год (из них долг по июнь 2003г. – 5851 руб. 70 коп., с июня по 31.12.2003- 4568 руб. 75 коп.), 17641 руб. 70 коп. – за 2004год. По Указу Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» - задолженность по 2004 году – 4251 руб.,  по Закону РФ  «О донорстве крови и ее компонентов» задолженность за 2004 год – 1265 руб.

Уточнение исковых требований судом принято.

Департамент финансов исковые требования не признал, пояснил, что льготы установлены федеральным законодательством, в связи с чем надлежащим ответчиком является Российская Федерация. Заявленный в иске долг возник в связи с недофинансированием из федерального бюджета. Все средства, поступившие из   федерального бюджета РФ в Вологодскую область, распределены. Кроме того, считает, что расходы истца подлежат возмещению из федерального бюджета также и на основании постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 №23. В 2004г.  из федерального бюджета средства на многодетные семьи в федеральном бюджете предусмотрены не были и субъекту РФ – Вологодская область не выделялись. Положения ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот. Постановлением Правительства от 20.08.04 №426 утверждены Правила, пунктом 2 которых установлено, что расходы, связанные с реализацией ст.11 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ на 2004 год. Все поступившие средства федерального бюджета в 2004г. были направлены на возмещение фактически расходов муниципальных образований Вологодской области и субъекта РФ – Вологодская область. В составе расходов федерального бюджета на 2005г. ст.45 и приложением 44 Федерального закона от 23.12.2004 №173 были предусмотрены средства на погашение задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, сложившейся по состоянию на 01.01.2005 на реализацию ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов». Предусмотренные Вологодской области средства в сумме 1224300 руб. поступили в июле 2005 и распределены Постановлением Правительства области от 19.08.2005 №913.

Минфин РФ исковые требования не признал, пояснил, что федеральным законом от 23.12.03г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год»  не были запланированы денежные средства на финансирование льгот, предусмотренных Указом Президента РФ №431 от 05.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». По ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» согласно постановлению Правительства РФ от 20.08.04 №426 средства федерального бюджета выделяются лишь для компенсации затрат, понесенных бюджетами субъектов и муниципальных образований для реализации льгот. В 2004 году Вологодской области из федерального бюджета  на реализацию статьи 11 Закона «О донорстве крови и ее компонентов» было выделено 6 509 945 руб. 45 коп. Указанные средства были перечислены Департаменту финансов Вологодской области, распределены между муниципальными образованьями и перечислены соответствующим финансовым органам в качестве компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот по Закону «О донорстве крови и ее компонентов». Кроме того, в 2005 году Вологодской области на погашение задолженности прошлых лет по ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» было направлено 1 224 300 руб.  По закону об инвалидах представитель Минфина считает, что исполнил свои обязательства по перечислению денежных средств Вологодской области на реализацию льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В 2004г. из Фонда компенсаций Вологодской области на реализацию Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ были выделены средства в сумме 206 011 900 руб. (приложение 14 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год»), фактически область получила 221, 18 млн. руб.  За период с 2001года по июнь 2003 года представитель Минфина РФ заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Финансовое управление в отзыве на иск указало, что все полученные из областного бюджета средства распределены между предприятиями района, оказывающими соответствующие услуги. Финансирование заявленных в иске льгот является расходным обязательством Российской Федерации, в связи с чем надлежащим ответчиком является – Российская Федерация.

Представитель ГП ВО "Областная дирекция автобусных перевозок" подтвердил имеющуюся перед истцом задолженность по закону об инвалидах за 2001-2004 в сумме 35828 руб. 95 коп. Считает, что задолженность возникла в связи с недофинансированием из федерального бюджета. Кроме того заявил о пропуске истцом срока исковой давности за период с 2001года по июнь 2003 года.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично за счет казны Российской Федерации  по следующим основаниям.    

Как следует из материалов дела, истец в 2001-2004гг. предоставлял льготы по оплате проезда отдельным категориям граждан Сямженского муниципального района Вологодской области льгот в соответствии в Федеральным законом РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ №431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Законом РФ от 09.06.1993 №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» в связи с чем, остались не возмещенными расходы в сумме  41 344 руб. 17 коп. Сумма расходов истца подтверждается актами сверки расчетов с Управлением финансов Сямженского муниципального района, согласованными списками многодетных семей, имевших право на льготы в 2004г.,реестром граждан доноров, согласованным с  Сямженским РККК,счет-фактурами,отчетами о количестве перевезенных пассажиров. Размер расходов истца ответчиками не оспаривается.

В связи с заявлением Минфина РФ,  ГП ВО "Областная дирекция автобусных перевозок"  о  пропуске истцом срока исковой давности сумма задолженности - 13618 руб. 50 коп. (за период с 2001г. по июнь 2003) взысканию  не подлежит на основании 196, 199 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Истец определял размер своих расходов в связи с предоставлением льгот ежемесячно, а следовательно имел право обратиться в суд по прошествии каждого месяца 2001г., 2002 г., 2003 годов, а не по окончании финансового года.  Однако он обратился за взысканием суммы только 24.07.2006, то есть с пропуском 3-х летнего срока исковой давности.

Статьей 30 Федерального Закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действовавшей в 2004г.   установлено, что  инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. Финансирование указанной льготы осуществляется из федерального бюджета путем предоставления субсидий из Фонда компенсаций. Поскольку выделенных в 2004году средств федерального бюджета из Фонда компенсации Вологодской области оказалось недостаточно для возмещения в полном объеме расходов истца, то  иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Расходы истца по Указу Президента РФ от 05.05.92 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 09.04.02 №68-О,  подлежат возмещению за счет казны РФ, интересы которой представляет Минфин РФ. Ссылки ответчика на постановление Администрации Вологодской области от 01.07.1992 №325 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» не состоятельны, поскольку указанным нормативным актом бюджет Вологодской области не брал на себя обязательства по финансированию льгот многодетным семьям за счет собственных средств.

Решение о предоставлении спорной льготы принято на федеральном уровне Указом Президента РФ.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 № 68-О «По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» федеральный законодатель не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса, за счет каких средств должно предоставляться лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В данном определении Конституционный Суд Российской Федерации также указывает на то, что пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.

 Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 года №23, при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, аб­заца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ве­дению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означа­ет право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным зако­нодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот оз­начает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по воз­мещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, воз­лагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образова­ние, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из феде­рального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Феде­рации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие рас­ходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального об­разования.

         На основании изложенного, учитывая,  что Минфин РФ не представил доказательств выделения субъекту РФ – Вологодская область из федерального бюджета средств, достаточных для возмещения расходов истца, иск в сумме 27 726 руб. 45 коп. подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации. В части взыскания 13618 руб. 50 коп. надлежит отказать за пропуском истцом срока исковой давности.

В иске к муниципальному образованию Сямженский муниципальный район в лице управления финансов Сямженского муниципального района Вологодской области, ГП Вологодской области "Областная дирекция автобусных перевозок",Вологодской области в лице Департамента финансов надлежит отказать.

     От уплаты госпошлины Минфин РФ освобожден.

     Руководствуясь ст.110, 104, 167-169, 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

р е ш и л :

        взыскать с  Российской Федерации за счет казны Российской Федерации  в пользу МУП Сямженского района "Сямженское автотранспортное предприятие" 27726 руб. 45 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.

       В остальной части иска отказать.

В иске кмуниципальному образованию Сямженский муниципальный район в лице управления финансов Сямженского муниципального района Вологодской области, ГП Вологодской области "Областная дирекция автобусных перевозок",Вологодской области в лице Департамента финансов отказать.

      Возвратить МУП Сямженского района "Сямженское автотранспортное предприятие" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2032 руб. 00 коп., перечисленную по платежному поручению № 102 от 27.07.2006.

       Выдать справку.

       Платежное поручение № 102 от 27.07.2006 остается в материалах дела.

      Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

       Судья                                                                                             А.Н. Шадрина