ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-6903/12 от 02.09.2013 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

17 сентября 2013 года город Вологда Дело № А13-6903/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Корепина С.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сошниковой В.Л., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Север Гранд Древ» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН <***>), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с участием третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента земельных отношений Вологодской области, Правительства Вологодской области,

при участии: от истца ФИО1 по доверенности от 23.07.2012, от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области ФИО2 по доверенности от 28.01.2013, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ФИО3 по доверенности от 28.12.2012, от Правительства Вологодской области ФИО4 по доверенности от 28.12.2012,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Север Гранд Древ» (далее - истец) обратилось с исковым заявлением в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 35:24:0303006:0486, площадью 56078 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, в размере его рыночной стоимости, равной 5 402 500 руб., и о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области внести рыночную стоимости земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В обоснование заявленных требований истец сослался на нарушение результатами кадастровой оценки его прав и законных интересов, поскольку утвержденная кадастровая стоимость земельного участка, применяемая для целей определения арендной платы, значительно превышает его рыночную стоимость; в качестве правового обоснования иска истец указал норму статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Определением суда от 18.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент земельных отношений Вологодской области, Правительство Вологодской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области.

Определением суда от 24.07.2012 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением суда от 11.09.2012 по делу назначалась судебная экспертиза отчета об оценке № 01/431, ее проведение поручено некоммерческому партнерству «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки». Производство по делу приостановлено.

Согласно экспертному заключению №А13-690312 от 22.02.2012 некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» представленный истцом в обоснование иска отчет об оценке № 01/431 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Определением суда от 14.05.2013 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, ее проведение поручено индивидуальному предпринимателю ФИО5. Производство по делу приостановлено.

Материалы экспертизы поступили в суд 24.07.2013.

В судебном заседании 27.08.2013 производство по делу возобновлено.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования уточнил в соответствии с заключением эксперта, просит установить с даты вступления в силу настоящего судебного акта кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 35:24:0303006:0486, площадью 56078 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, в размере его рыночной стоимости, равной 20 244 000 руб.

Уточнение заявленных требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Поскольку требование о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области внести рыночную стоимости земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости истцом в ходатайстве об уточнении требований не поддержано, суд оценивает указанное ходатайство как отказ от данного требования. Производство по делу в указанной части подлежит прекращению применительно к пункту 4 части первой статьи 150 АПК РФ, о чем вынесено определение.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возразил против отнесения на учреждение судебных издержек, поскольку права истца учреждение не нарушало.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра) указал, что считает Управление Росреестра ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Вологодской области возразил против удовлетворения иска со ссылкой на уменьшение доходной части бюджета.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец в соответствии с договором №24-5265А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города, дополнительным соглашением №1 от 03.08.2007, является арендатором земельного участка, кадастровый номер 35:24:0303006:0486, площадью 56078 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности.

Постановлением Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01 января 2011 года.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка установлена в размере 186 736 375 руб. 32 коп.

Истец не согласился с результатами кадастровой оценки и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка №01/431 от 15 мая 2012 года, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью «Бюро независимой оценки», рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 03 мая 2012 года в размере 5 402 500 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд.

На момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30 декабря 2009 года № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18 января 2013 года № 51 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области».

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.

Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10 февраля 2013 года.

Кадастровая стоимость арендуемого истцом земельного участка в соответствии с новыми результатами оценки составляет 56 540 082 руб. 72 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 3 ФСО №4).

Порядок государственной кадастровой оценки земель установлен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка» Закона об оценочной деятельности), Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила).

Согласно данным Правилам (пункты 3-5) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.

В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает порядок установления кадастровой стоимости земельных участков и специальную процедуру рассмотрения в административном порядке споров, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, вынесенные по результатам рассмотрения которых решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Одновременно действующее законодательство устанавливает исключение из общего порядка установления кадастровой стоимости земель, определяя, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности, пунктом 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 255, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка не требуется проведение государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости земельного участка.

Закрепляя данное правило закон, тем не менее, не установил заявительный порядок внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Права владельца земельного участка на установление экономически обоснованного размера платы за землю путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в настоящее время могут быть защищены в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности путем оспаривания результатов кадастровой оценки в специально созданной комиссии либо в суде.

Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01 марта 2011 года №274-О-О, №275-О-О, №276-О-О, №277-О-О, №278-О-О, №279-О-О, №280-О-О, №281-О-О, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28 июня 2011 года № 913/11, права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

В ходе проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (экспертное заключение №А13-6903/2012/2) рыночная стоимость арендуемого истцом земельного участка определена по состоянию на дату кадастровой оценки (02.06.2012) в размере 20 244 000 руб.

Оценив экспертное заключение в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, суд приходит к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности.

При таких обстоятельствах, кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 20 244 000 руб.

Как разъяснил ВАС РФ в постановлении от 28.06.2011 № 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Вологодской области выполняет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № 531 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с 01.03.2012 наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Таким образом, уполномоченным органом кадастрового учета и надлежащим ответчиком по делу является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Каких-либо самостоятельных требований к Управлению Росреестра истец не заявляет. При таких обстоятельствах Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по делу, в силу чего в иске к Управлению Росреестра надлежит отказать.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).

По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Стоимость проведенной по настоящему делу судебной экспертизы составила 25 000 руб. Расходы на проведение экспертизы понесены истцом в соответствии с платежным поручением №45 от 16.05.2013.

Поскольку первоначально заявленные требования истца об установлении рыночной стоимости в размере 5 402 500 руб., не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства и были уточнены истцом после получения результатов судебной экспертизы, расходы на проведение экспертизы относятся судом на истца и на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в равных долях.

В соответствии с разъяснениями пункта 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05 декабря 2007 года №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» когда орган государственной власти (орган местного самоуправления) выступает в арбитражном суде от имени публично-правового образования, требование другой стороны о возмещении понесенных судебных расходов подлежит удовлетворению за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12500 руб. подлежат возмещению истцу за счет казны Российской Федерации.

Государственная пошлина при обращении в суд в сумме 4000 руб. уплачена по квитанции от 01.06.2012 физическим лицом ФИО6.

Доказательств того, что указанные расходы понесены истцом (расходный кассовый ордер, авансовый отчет и т.д.), в материалы дела не представлено.

Согласно разъяснениям пункта 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы. Суммы, подлежащие выплате заявителем во исполнение принятого обязательства в будущем, по правилам статьи 110 АПК РФ не взыскиваются.

После фактической оплаты оказанных услуг заявитель вправе повторно обратиться в суд первой инстанции за распределением недовзысканной части расходов по правилам статьи 112 АПК РФ.

Поскольку истцом доказательств фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины в материалы дела не представлено, указанные расходы не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

установить с даты вступления в силу настоящего судебного акта кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 35:24:0303006:0486, площадью 56078 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения производственной деятельности, в размере его рыночной стоимости, равной 20 244 000 руб.

В удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области отказать.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» за счет казны федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Север Гранд Древ» 12 500 руб. в возмещение расходов на оплату экспертизы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.В. Корепин