АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
02 марта 2007 года город Вологда Дело № А13-740/2007
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лавровой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Вологды к Отделу государственного пожарного надзора по городу Вологде Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 26.01.2007 № 163,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.12.2006, от административного органа – ФИО2 по доверенности от 13.01.2007,
у с т а н о в и л:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Вологды (далее – Комитет) обратился с заявлением об оспаривании постановления отдела государственного пожарного надзора по городу Вологде Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области (далее – Госпожнадзор) о назначении административного наказания от 26.01.2007 № 163 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), виде штрафа в размере 100 минимальных размеров оплаты труда - 10000 рублей в части размера наказания (с учетом уточнения требований, принятого судом).
В обоснование заявленных требований Комитет ссылается на то, что административным органом при назначении наказания не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
Госпожнадзор в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями Комитета не согласились, ссылаясь на правомерность привлечения его к административной ответственности и вынесения постановления от 26.01.2007 № 163.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Госпожнадзором 22.01.2007 в ходе мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в жилом доме по адресу: <...> выявлены нарушения Комитетом пунктов 11, 36, 91, 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила), а именно: не реализуется выполнение мер пожарной безопасности, в том числе, не проводится противопожарный инструктаж, отсутствует журнал учета инструктажей; не производится огнезащитная обработка кровли, пожарные краны находятся в неисправном состоянии, перекрыт пожарный проезд. По результатам данной проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, от 24.01.2007 № 163.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с частью 1 статьи 28.3 и статьей 23.34 КоАП РФ инспектором Госпожнадзора ФИО2, о чем указано в протоколе.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, которая устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.
Частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
Главным государственным инспектором города Вологды по пожарному надзору ФИО3 вынесено постановление № 163 от 26.01.2007 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности на Комитет в виде штрафа в 100-кратном размере минимальной месячной оплаты труда в сумме 10 000 руб.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности приказом по предприятию или организации, ответственные квартиросъемщики или арендаторы квартир (комнат) в домах государственного, муниципального или ведомственного жилищного фонда, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Постановлением Главы города Вологды от 08.07.2002 № 1936 в муниципальную собственность принят жилой дом по адресу: улица Возрождения, 24 с наружными инженерными сетями, исключая квартиры, находящиеся в частной собственности, доли владельцев указанных квартир в общем имуществе дома и автостоянки в количестве 17 штук в данном жилом доме.
В судебном заседании представитель Комитета частично не согласился с выявленными нарушениями, оспаривает невыполнение требований норм пожарной безопасности по неисправности пожарных кранов. Пояснил, что пожарные краны находятся в гаражах, которые не были приняты в муниципальную собственность и не находятся на балансе Комитета.
В силу положений статьи 38 Закона данные доводы Комитета являются обоснованными. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за неисправность пожарных кранов должны нести собственники имущества. Госпожнадзор в ходе проверки не установил собственников автостоянки (гаражей), где находятся пожарные краны, не представил доказательств их включения в муниципальную собственность.
На момент проверки был перекрыт пожарный проезд к жилому дому и не представлен журнал учета противопожарных инструктажей.
В судебное заседание представитель Комитета представил журнал учета противопожарных инструктажей, в соответствии с которым с жильцами дома 27.01.2007 проведен противопожарный инструктаж. Также представил акт обследования придомовой территории жилого дома от 05.02.2007, согласно которому установлено, что проведены мероприятия по обеспечению проезда пожарной техники к дому, шлагбаум ликвидирован.
По факту отсутствия огнезащитной обработки кровли жилого дома представитель Комитета пояснил, что данные работы не были проведены в связи с отсутствием финансирования. В настоящее время в связи с отрицательной температурой воздуха такие работы не могут быть проведены, при наступлении положительных температур эти работы будут произведены. Просит назначить наказание в виде предупреждения.
Представитель Госпожнадзора пояснил, что данные нарушения у Комитета выявлены впервые, ранее предписание об устранении нарушений правил пожарной безопасности в отношении Комитета не выносилось.
При наложении административного наказания, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность
В данном случае, Госпожнадзором наложен на общество административный штраф без указания каких-либо отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В данном случае, судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность Комитета, а именно: заявитель находится в трудном материальном положении в связи с отсутствием достаточного финансирования, привлекается к административной ответственности впервые, принимает меры к устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности, характер деятельности Комитета.
Поэтому, суд считает возможным объявить обществу предупреждение.
В связи с чем, постановление от 26.01.2007 № 163 следует признать незаконным и изменить в части наложения на Комитет административного штрафа в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 10 000 руб., назначив обществу административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление отдела государственного пожарного надзора по городу Вологде Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области от 26.01.2007 № 163 о привлечении Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Вологды к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации признать незаконным и изменить в части наложения штрафа в размере 100 минимальных размеров оплаты труда (10 000 рублей).
Назначить Комитету жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Вологды, расположенному по адресу: <...> «а», зарегистрированному 28.11.2003 за основным государственным регистрационным номером 1033500082846, административное наказание по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья О.П. Логинова