АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
10 ноября 2011 года г.Вологда Дело № А13-7773/2011
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Мамоновой А.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой О.Ю., секретарем судебного заседания Сашиной Е.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газмаркет-ТРЦ» об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 20.07.2011 №95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от инспекции – ФИО1 по доверенности от 22.08.2011, ФИО2 по доверенности от 01.11.2011,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Газмаркет-ТРЦ» (далее – ООО «Газмаркет-ТРЦ», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (далее – Инспекция госстройнадзора, Инспекция) от 20.07.2011 № 95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование ссылается на отсутствие состава правонарушения, поскольку рабочая документация не является составной частью проектной документации.
Инспекция госстройнадзора в отзыве и ее представители в судебном заседании заявленные требования отклонили, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание его представитель не явился, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей административного органа, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, должностными лицами инспекции в соответствии с программой проведения проверок на основании распоряжения от 09.06.2011 № 257, проведена 15.06.2011 проверка законности строительства, организации строительной площадки, ведения исполнительной документации, а также актов на скрытые работы, соответствия выполняемых работ и применяемых материалов проектной документации и нормативным документам в области строительства при строительстве объекта капитального строительства, 2-х этажного здания торгового центра, расположенного по адресу: <...> (напротив здания торгового центра по ул.Ленинградская 97 «б»). По результатам проверки оформлен акт проверки от 20.06.2011 №220 и ведущим консультантом областного отдела госстройнадзора составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2011 № 73, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что на момент проверки 15.06.2011 застройщиком ООО «Газмаркет-ТРЦ» в инспекцию госстройнадзора предоставлена проектная документация не в полном объеме: в ходе проверки производителем работ предоставлена проектная документация 03-07-10-КЖ.1 лист 23, которая отсутствует в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» подраздел 3 «Конструкции железобетонные ниже отметки 0.000» проектной документации 03-07-10-КЖ.1, предоставленном застройщиком к извещению о начале строительства, данный раздел содержит графическую часть на 9 листах, чем нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
И.о.начальника инспекции госстройнадзора ФИО3, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 08.07.2011 №220 и приложенные к нему материалы, принято постановление от 20.07.2011 № 95 о назначении административного наказания. Этим постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и на него наложено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением инспекции и обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено должностными лицами в пределах полномочий, предоставленных статьей 23.56, пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 №1211, пунктом 4 Приложения 1 к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 18.07.2002 № 149 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.10.2002 №3888).
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 2 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГСК РФ) в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства.
Согласно части 6 статьи 52 ГСК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Частью 3 статьи 52 ГСК РФ определено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 ГСК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО «Газмаркет-ТРЦ» 24.02.2011 выдано разрешение на строительство 2-х этажного здания торгового центра со строительным объемом 194 000 куб.м, общей площадью 25175,04 кв.м, торговой площадью 10846,22 кв.м, площадью выставочного зала 7244,53 кв.м, на земельном участке с К№35:24:0403003:344 площадью 38404 кв.м.
Таким образом, ООО «Газмаркет-ТРЦ» является застройщиком названного объекта капитального строительства, и на нем лежит обязанность по представлению документов инспекции.
Согласно оспариваемому постановлению инспекцией установлено, что на момент проверки 15.06.2011 застройщиком ООО «Газмаркет ТРЦ» в инспекцию госстройнадзора предоставлена проектная документация не в полном объеме: в ходе проверки производителем работ предоставлена проектная документация 03-07-10-КЖ.1 лист 23, которая отсутствует в разделе 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» подраздел 3 «Конструкции железобетонные ниже отметки 0.000» проектной документации 03-07-10-КЖ.1, предоставленном застройщиком к извещению о начале строительства, данный раздел содержит графическую часть на 9 листах.
Из материалов дела усматривается, что общество направило в инспекцию извещение о начале строительства объекта капитального строительства «Торговый центр. Проектируемое здание 2-х этажное, каркасное, общей площадью 25175,04 кв.м» по адресу: <...>. В приложение к извещению направлена проектная документация «Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» подраздел 3 «Конструкции железобетонные ниже отметки 0.000» 03-07-10-КЖ.1 на 9 листах. В графической части тома КЖ.1 на листе КЖ.1-9 изложены решения «Фундаментные балки Б-1, Б-2, Б-3. Ведомость расхода стали. Узлы полов».
В ходе проверки инспекцией выявлено, что на листе 23 рабочей документации содержатся конструктивные решения в части примыкания фундаментных балок к ростверку, которые отсутствуют в проектной документации.
Рабочая документация в составе проектной документации инспекции с извещением о начале строительства не представлялась.
Изложенные обстоятельства не оспариваются заявителем.
В связи с этим инспекция пришла к выводу о несоблюдении ООО «Газмаркет-ТРЦ» требований пункта 2 части 5 статьи 52 ГСК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 ГСК РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения и обнаружения правонарушения, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В порядке пункта 4 части 12 статьи 48 ГСК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются в числе прочих раздел конструктивные и объемно-планировочные решения.
В силу части 13 статьи 48 ГСК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Пунктом 9 Положения регламентировано, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 14 Положения раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» должен содержать в графической части чертежи характерных разрезов зданий и сооружений с изображением несущих и ограждающих конструкций, указанием относительных высотных отметок уровней конструкций, полов, низа балок, ферм, покрытий с описанием конструкций кровель и других элементов конструкций (подпункт «р»); схемы каркасов и узлов строительных конструкций (подпункт «т»); план и сечения фундаментов (подпункт «х»).
Анализ изложенных норм в совокупности свидетельствует о том, что проектная документация должна содержать архитектурные, технические и технологические решения, работ по строительству объекта капитального строительства, при проведении которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, рабочая документация разрабатывается в целях детализации решений, содержащихся в проектной документации.
Как пояснил представитель инспекции в судебном заседании, на листе 23 рабочей документации содержатся технические решения работ по строительству свайного фундамента - примыкания фундаментных балок к ростверку, не указанные в проектной документации 03-07-10-КЖ.1.
Согласно приложению А СП 24.13330.2011 «Свод правил. Свайные фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 786, ростверк (raft): распределительная балка или плита, объединяющая головы свай и перераспределяющие на них нагрузку от вышерасположенных конструкций; свайный фундамент (pile foundation): комплекс свай, объединенных в единую конструкцию, передающую нагрузку на основание.
Следовательно, при проведении указанных работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, документы, содержащие соответствующие технические решения должны представляться в составе проектной документации.
Доводы инспекции заявителем не опровергнуты.
Таким образом, суд считает доказанным нарушение ООО «Газмаркет-ТРЦ» пункта 2 части 5 статьи 52 ГСК РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки от 20.06.2011 №220, протоколом об административном правонарушении от 08.07.2011 № 73, объяснениями представителя общества в протоколе об административном правонарушении, и приложенными документами.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечить соблюдение требований градостроительного законодательства, соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов и оно несет ответственность за его неисполнение.
Изложенные обстоятельства правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, а, следовательно, и наличии вины ООО «Газмаркет-ТРЦ» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Следовательно, доводы инспекции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, на дату его выявления, то есть 15.06.2011, являются обоснованными.
Вместе с тем, Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена в действие часть 5.1.статьи 52 ГСК РФ, согласно которой лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1, 2 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 2011 года в порядке его статьи 74.
Следовательно, обязанность представления в инспекцию проектной документации отменена с 01.07.2011. В связи с этим с указанной даты действия, связанные с ненадлежащим исполнением этой обязанности, не образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доводы представителя инспекции о том, что введенное исключение распространяется только на лиц, фактически выполняющих работы по строительству объекта, судом отклоняются. Обязанность представления документов с извещением о начале строительстве возложена частью 5 статьи 52 ГСК РФ только на заказчика и застройщика объекта капитального строительства, следовательно, и право не представлять такие документы может быть предоставлено только этим лицам. В данном случае под лицом, осуществляющем строительство, следует понимать застройщика.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановление обществом на момент рассмотрения дела судом не исполнено.
Учитывая, что ООО «Газмаркет-ТРЦ» совершило административное правонарушение до вступления в силу изменений в ГСК РФ и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности представлять проектную документацию с извещением о начале строительства, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 10708/10.
Таким образом, инспекция госстройнадзора в данном случае не имела правовых оснований для составления протокола об административном правонарушении от 08.07.2011 №73 и вынесения постановления от 20.07.2011 №95 о назначении административного наказания ООО «Газмаркет-ТРЦ».
Постановление инспекции от 20.07.2011 № 95 о назначении административного наказания ООО «Газмаркет-ТРЦ» не соответствует КоАП РФ.
Кроме того, часть 5 статьи 52 ГСК РФ содержит срок представления документов, включая проектную документацию, в орган государственного строительного надзора - не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства.
Согласно извещению о начале строительства от 16.03.2011 срок начала строительства – март 2011 года.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обязанность представления проектной документации в полном объеме не исполнена ООО «Газмаркет-ТРЦ» в марте 2011 года, следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, 20.07.2011, 2-х месячный срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Исходя из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Учитывая, что сроки, установленные статьей 4.5 Кодекса, не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, заявленные требования ООО «Газмаркет-ТРЦ» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 20.07.2011 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газмаркет-ТРЦ» (место нахождения: <...>; основной государственный регистрационный номер 1083525006080) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания признать незаконным и полностью отменить.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья А.Е.Мамонова