АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2011 года город Вологда Дело № А13-7783/2011
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Караваевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления от 01.06.2011, выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 1000 кв.м. для эксплуатации здания бывшей начальной школы по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Абакановский с/с, <...>, выраженному в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.,
с участием представителей от заявителя – ФИО2 по доверенности от 28.05.2011, от ответчика – ФИО3 по доверенности от 12.01.2009 № 32,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее – Комитет) о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления от 01.06.2011, выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 1000 кв.м. для эксплуатации здания бывшей начальной школы по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Абакановский с/с, <...>, выраженному в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на незаконное требование документов, не предусмотренных действующим законодательством при предоставлении земельных участков.
В качестве устранения нарушенных прав и законных интересов просит суд обязать Комитет в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать ФИО1 схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Вологодская область Череповецкий район, Абакановский с/с, <...>.
Комитет в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, указали, что письмо от 06.06.2011 № 1-11/1196 носит информационный характер, отказом не является, необходимые документы были запрошены в соответствии с действующим на момент обращения предпринимателя правовым актом органа местного самоуправления, ФИО1 претендует на приобретение земельного участка большей площади, чем имеется в государственной собственности по данным государственного кадастра недвижимости.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании свидетельства о государственной регистрации права от 01.04.2011 серии 35-СК № 904802 является собственником объекта недвижимости – здания бывшей начальной школы площадью 128,1 кв.м., расположенного по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Абакановский с/с, <...>
Для реализации преимущественного права на приобретение земельного участка, расположенного под зданием и необходимого для его эксплуатации предприниматель 01.06.2011 обратился в администрацию с заявлением о его приобретении.
В ответ на заявление в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196 Комитет указал, что испрашиваемый земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, поэтому одновременно с заявлением о приобретении прав на земельный участок предпринимателю необходимо обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории с приложением справки сельского поселения о земельном участке, плана земельного участка (с указанием размера земельного участка, смежников, дорог, объектов недвижимости), выкопировки с плана землепользования с нанесением испрашиваемого земельного участка (М: 1:10000), сведений о категории земель.
Предприниматель не согласился с указанными действиями Комитета и обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –ЗК РФ, Земельный кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень документов, Перечень № 370)), утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.
Согласно Перечню документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
При этом в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом«О государственном кадастре недвижимости».
Из изложенного следует, что выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов предоставления земельного участка.
Обращение заявителя с заявлением о приобретении в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса, в случае если кадастровый учет испрашиваемого участка не проведен, порождает обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карет соответствующей территории.
Как установлено судом и не оспаривается Комитетом, 01.06.2011 предпринимателем в уполномоченный орган направлено заявление о приобретении права на земельный участок, к которому были приложены необходимые документы, установленные Перечнем № 370. Испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
Администрация в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196 сообщила о подаче заявления с нарушением требований Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства на территории Череповецкого муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена (утверждено решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 14.12.2010 № 282) и возвратила предпринимателю документы в связи с непредставлением справки сельского поселения о земельном участке, плана земельного участка (с указанием размера земельного участка, смежников, дорог, объектов недвижимости), выкопировки с плана землепользования с нанесением испрашиваемого земельного участка (М: 1:10000), сведений о категории земель документов, предоставление которых установлено постановлением администрации Череповецкого муниципального района «Об утверждении форм заявлений и перечня документов по предоставлению земельных участков на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области» от 02.02.2011 № 133 (далее –постановление от 02.02.2011 № 133).
Таким образом, указанным письмом администрация фактически отказала в рассмотрении заявления предпринимателя по существу и в предоставлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, тем самым воспрепятствовав заявителю в своевременной реализации законного права.
Вместе с тем, представление указанных в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196 документов, Перечнем № 370 не предусмотрено, следовательно, требование об их предоставлении является незаконным.
Доводы Комитета о наличии на момент обращения ФИО1 действующего правового акта органа местного самоуправления– постановления от 02.02.2011 № 133, которым предусмотрено представление указанных выше документов, судом отклоняются, так как положения муниципального правового акта не должны противоречить Земельному кодексу (пункту 5 статьи 36) и положениям приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 года № 370.
Как следует из материалов дела, пункт 1 постановления администрации Череповецкого муниципального района «Об утверждении форм заявлений и перечня документов по предоставлению земельных участков на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области» отменен решением администрации Череповецкого муниципального района от 04.08.2011 № 1119 на основании протеста прокуратуры Череповецкого района от 22.07.2011 № 1774ж-2011/528.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о соблюдении предпринимателем положений статьи 36 Земельного кодекса при обращении с заявлением о приобретении права на земельный участок и незаконности обжалуемых действий Комитета.
Ссылка Комитета на невозможность утверждения схемы расположения в указанном заявителем размере в связи с наличием участков смежных землепользователей судом отклоняется, так как данные обстоятельства не являлись основанием к отказу в рассмотрении заявления по существу и выдаче схемы, изложенному в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196.
Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из материалов дела, решением администрации Череповецкого муниципального района от 10.08.2011 № 1626 по заявлению ФИО1 от 03.08.2011 утверждена схема расположения земельного участка по адресу <...> Абакановского сельсовета Череповецкого района Вологодской области в размере 300 кв.м. Данное решение в установленном порядке не обжаловано, незаконным не признано. Следовательно, права заявителя в части утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка в размере 300 кв.м. восстановлены.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Суд считает, что при сложившихся обстоятельствах, применительно к положениям части 7 статьи 36 ЗК РФ пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ соответствующим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя будет возложение обязанности на Комитет в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять и рассмотреть заявление от 01.06.2011 по существу и по результатам рассмотрения утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка за исключением участка площадью 300 кв.м, схема расположения которого утверждена решением администрации Череповецкого муниципального района от 10.08.2011 № 1626, или предоставить заявителю в тот же срок мотивированный отказ.
Кроме того предприниматель обратился с требованием о взыскании судебных расходов в размере 20 000 руб. на оплату услуг представителя, возникших в связи с рассмотрением данного дела в суде.
В подтверждение возникших расходов при рассмотрении дела в суде предпринимателем представлено соглашение (договор) об оказании юридических услуг от 03.08.2011, заключенный предпринимателем ФИО1 (далее – «Заказчик») с ФИО2 (далее – «Исполнитель»), в соответствии с которым Исполнитель обязуется по заданию «Заказчика» оказать услуги по составлению заявления в арбитражный суд, участию в судебных заседаниях.
Стоимость услуг определена сторонами в пункте 2.2 указанного договора и составила 20 000 рублей.
В подтверждение оплаты перечисленных услуг заявителем представлен расходный кассовый ордер о выдаче ФИО2 03.08.2011 денежных средств в размере 20 000 руб.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам в соответствии со статьей 106 АПК РФ относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Факт составления заявления в арбитражный суд и участия в судебных заседаниях ФИО2 21.09.2011, 20.10.2011, 21.11.2011 подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт оказания услуг ФИО2 в рамках заключенного договора оказания услуг от 03.08.2011 подтверждается материалами дела, наличие расходов по исполнению данного договора документально обоснованно.
В соответствии с частью второй статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Как следует из статьи 65 АПК РФ, пунктов 20, 21 информационного письма 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказать их чрезмерность.
Доказательств чрезмерности расходов Комитетом не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя удовлетворяются судом полностью.
Государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная по квитанции Сбербанка России от 03.08.2011, подлежит отнесению на Комитет.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
признать не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области по отказу в рассмотрении заявления от 01.06.2011, выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 1000 кв.м. для эксплуатации здания бывшей начальной школы по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, Абакановский с/с, <...>, выраженному в письме от 06.06.2011 № 1-11/1196.
Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО1, обязать в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять и рассмотреть заявление от 01.06.2011, по результатам рассмотрения утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка за исключением участка площадью 300 кв.м, схема расположения которого утверждена решением администрации Череповецкого муниципального района от 10.08.2011 № 1626, или предоставить в тот же срок мотивированный отказ.
Взыскать с Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в пользу предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
В части признания незаконными действий Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья Ю.В. Селиванова