АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
07 октября 2009 года г. Вологда Дело № А13-7845/2009
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 07 октября 2009 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шадриной А.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры по Вологодской области», Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области о признании права федеральной собственности на здание гаража (каретного сарая), расположенного по адресу: <...>.
при участии: от истца - ФИО1 по доверенности от 14.01.2009
от ответчика - ФИО2 по доверенности от 11.01.2009
третьи лица: от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - ФИО3, по доверенности от 09.07.2009
от ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры по Вологодской области» - ФИО4 по доверенности от 21.07.2009
от Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области – ФИО5 по доверенности от 29.07.2009
от Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области - ФИО6 по доверенности от 05.08.2009.
у с т а н о в и л:
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту имущественных отношений Вологодской области о признании права федеральной собственности на здание гаража (каретного сарая), расположенного по адресу: <...>.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры по Вологодской области», Управление Федеральной регистрационной службы по Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.
В обоснование заявленных требований Управление ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1), Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 за №1327, а также историко-архитектурное экспертное заключение по уточнению состава и границ исторического домовладения памятника федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека», выполненное Государственным институтом искусствознания по заказу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Вологодской области в период с 16 по 27 марта 2009.
Ответчик исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что в реестре собственности Вологодской области учитывается здание гаража по адресу: <...>, в отношении которого осуществлена государственная регистрация права собственности Вологодской области. Право собственности возникло в соответствии с п. 7 приложения № 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п. 8 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года № 114-рп, поскольку объекты, не исключенные Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации из представленных перечней объектов, передаваемых в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, считаются переданными в государственную собственность соответствующего субъекта Российской Федерации с момента принятия постановления ПравительстваРоссийской Федерации о его передаче или по истечении 3-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее постановление не было принято. Указал, что в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1993 года № 410 здание гаража в составе имущественного комплекса ГУК «Дирекция по реставрации, использованию и охране памятников истории и культуры в Вологодской области» передано в собственность Вологодской области. Департамент не обладает достоверной и полной информацией о здании гаража (каретного сарая), которое является предметом правопритязаний истца, поскольку в собственности Вологодской области находится здание гаража 1991 года постройки по ул. Ленинградской, 12 в г. Вологде. Считает, что объект на который претендует истец, и объект недвижимости, принадлежащий ответчику – не идентичны. Представленные экспертные заключения не могут являться надлежащими доказательствами по делу, поскольку содержат условную и не достаточно достоверную информацию (в соответствии с выводами экспертного заключения ввиду отсутствия необходимых для исследования материалов).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций считает требования Управления законными и обоснованными. Пояснил, что признание памятника федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека». ансамблем усадьбы является необходимой мерой по сохранению его историко-градостроительной среды. Считает, что надворная постройка (каретный сарай) безусловно является неотьемлимой частью памятника федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека».
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области пояснил, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) имеются следующие сведения о правах на здание гаража площадью 70,9 кв.м., расположенное по адресу: Вологодская область, <...>:
02.10.2008 произведена государственная регистрация права собственности Вологодской области на основании постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в государственную собственность Вологодской области" № 410 от 30.04.1993;
02.12.2008 произведена государственная регистрация права оперативного управления Государственного учреждения культуры "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области" на основании договора о порядке использования государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления (с приложениями) №79 от 24.09.2007 и дополнительного соглашения (с приложениями) от 17.10.2008 № 4/79.
ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» в отзыве на иск и представитель в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 за №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» под государственную охрану как памятник культуры государственного значения принят объект «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека»., а не усадьба дома Засецких.
Здание гаража по адресу: <...> построено в 1991 году, о чем свидетельствует уведомление на ввод объекта в эксплуатацию. Данный объект недвижимости не является памятником истории и культуры. Считает, что здание гаража по адресу: <...> и здание каретника по адресу: <...> разные объекты недвижимости.
Кроме того указал, что с 1991 года здание гаража по ул. Ленинградской, 12 используется Дирекцией по прямому назначению.
Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области в отзыве на иск и представитель в судебном заседании поддержал позицию Департамента имущественных отношений Вологодской области и ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области». Пояснил, что комплекса сооружений городской усадьбы Засецких XVIII-XIXвека не существует.
Заслушав пояснения истца, ответчика, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в обоснование исковых требований истец ссылается на п. 3 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», в соответствии с которым исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, а также на п.2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» которым установлено, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением Совета Министров от 30.08.1960 №1327.
Считает, что историко-архитектурное экспертное заключение по уточнению состава и границ исторического домовладения памятника федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека», выполненное Государственным институтом искусствознания по заказу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Вологодской области в период с 16 по 27 марта 2009, позволяет сделать вывод, что в состав территории памятника входят не только его внешние стены (пятно застройки), но и инженерные сооружения (фундаменты несохранившихся фрагментов зданий, остатки ограды территории, система водоотвода и т.д.), исторически связанные с постройкой здания и являющиеся его неотъемлимой частью. Данные выводы экспертизы, по мнению Управления, позволяют сделать вывод о том, что каретный сарай является неотъемлимой частью комплекса сооружений городской усадьбы Засецких XVIII-XIX века.
Из материалов дела следует, что под государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 за №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» был взят памятник федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека».
Согласно паспорта на памятник – Дом Засецких представляет из себя одноэтажное с мезонином здание, поставленное на углу квартала. Одно из немногих зданий города, которое сохранило архитектурную отделку интерьеров конца XIX века. В паспорте дается описание фасада здания, мезонина, отделки интерьеров, габаритов здания.
Таким образом, под государственную охрану как памятник взято здание, а не «усадьба Засецких XVIII-XIX века» или «комплекс сооружений городской усадьбы Засецких XVIII-XIX века».
В исследовательской части историко-архитектурного экспертного заключения по уточнению состава и границ исторического домовладения памятника федерального значения «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека» дается описание характеристикам усадьбы. Указано, что согласно плану усадьбы, обозначенной на плане Вологды 1872 года, наряду с главным домом (сохранившимся в настоящее время зданием, на которое составлен паспорт в 1981 году), на красную линию ул. Ленинградской, севернее него, торцом выходила прямоугольная постройка. Это мог быть как жилой флигель, так и хозяйственное строение. Третья, меньшая по размерам постройка, располагалась в юго-западной части владения, выходя южным торцом на красную линию пр. Победы. Обе постройки не сохранились. Существующая надворная хозяйственная постройка (в запросе названная каретным сараем) – бревенчатая прямоугольная в плане под двускатной кровлей с кирпичными торцовыми стенами - сооружена, судя по ее архитектурно-строительным особенностям в конце XIX—начале XXвека. Она поставлена позади упоминавшегося выше флигеля вдоль северной границы владения. Четыре входных проема обращены во двор дома, что свидетельствует в пользу того, что здание принадлежало именно этому историческому владению.
Таким образом, согласно заключению, на территории усадьбы Засецких XVIII-XIX века по ул. Ленинградской, 12 изначально существовало 4 постройки: главный дом и три постройки, две из которых в настоящее время не сохранились.
В собственности Вологодской области в настоящее время находится здание гаража общей площадью 70,9 кв.м., 1991 года постройки по ул. Ленинградской, 12, о чем свидетельствует уведомление на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.61), в г. Вологде. Износ данного здания по данным технической инвентаризации составляет 29%.
Судом, в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у Государственного института искусствознания запрашивались документы, которые были исследованы им при подготовке историко-архитектурного экспертного заключения, а именно: копия паспорта 1981 на памятник истории и культуры «Дом Засецких», копия учетной карточки 1981 на памятник истории и культуры «Дом Засецких», исторический план <...>), выписка из историко-архитектурного опорного плана и проекта зон охраны памятников истории и культуры города Вологды (репродукция № 89 пункт № 15), копии четырех фотографий с изображением дома Засецких и надворной хозяйственной постройки (каретного сарая), копия «Экспертного заключения об оценке возможности сохранения историко-культурно ценности и развития территории объекта культурного наследия федерального значения здания - дома Засецких XVIII-XIX вв по адресу: <...>», подготовленного главным архитектором ГУП ФИО7 ФИО8, карта (план) границ домовладения по адресу: <...>. Помимо этого судом запрашивались дополнительные материалы: «План губернскому городу Вологде», опубликованный в Полном Собрании законов Российской империи, План губернского города Вологды «Российский архив древних актов Ф.1356, ОП.1. Д.561), План губернского города Вологды (Российский государственный исторический архив Ф 1293, Оп. 168, д.6), план Вологды 1972, План Вологды начала ХХ.
По запросу суда Государственным институтом искусствознания представлены только План губернскому городу Вологде», опубликованный в Полном Собрании законов Российской империи, План губернского города Вологды «Российский архив древних актов Ф.1356, ОП.1. Д.561), План губернского города Вологды (Российский государственный исторический архив Ф 1293, Оп. 168, д.6), план Вологды 1972, План Вологды начала ХХ. Остальных документов в суд не представлено.
С учетом того, что в материалы дела не представлены ни план усадьбы, обозначенной на плане Вологды 1872 года, ни фотографии, представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на экспертизу (представитель Управления пояснил в судебном заседании, что полный комплект документов, направляемых на экспертизу представить не может), суд считает невозможным установить идентичность объекта недвижимости, права на которые заявляет истец (каретный сарай XIXвека) и объекта недвижимости, права на который зарегистрировано за Вологодской областью (гараж 1991 года постройки).
Более того, как уже отмечалось ранее, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 за №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» под государственную охрану как памятник культуры государственного значения принят объект «Дом Засецких с изразцовыми печами XIXвека», а не усадьба, либо ансамбль усадьбы.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗобъекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:
1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;
2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;
3) сведения о наименовании объекта;
4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;
5) сведения о местонахождении объекта;
6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;
7) сведения о виде объекта;
8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны);
9) описание границ территории объекта;
10) фотографическое изображение объекта;
11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;
12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 Федерального закона
Объекты культурного наследия федерального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.
Решения Правительства Российской Федерации об уточнении пообъектного состава памятников истории и культуры федерального значения, расположенных на территории Вологодской области, свидетельствующего о включении здания каретника в число объектов культурного наследия федерального значения, в суд не представлено.
Помимо этого, суд считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного субъективного права, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных указанной статьей. Однако в том случае, когда положения закона предписывают только определенный способ защиты гражданского права, лицо вправе применять лишь этот способ защиты.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №3039/07 от 04.09.2007 и №10527/08 от 27.01.2009, если истец, считающий себя собственником спорного здания, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, вопрос о праве собственности на такое здание может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска с соблюдением правил, предусмотренных статьями 223 и 302 Кодекса.
Данный вывод вытекает из системного толкования норм гражданского права о способах защиты права собственности (глава 20, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении виндикационного иска обеспечиваются возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов и стабильность гражданского оборота.
На основании изложенного суд считает, что правовых оснований для удовлетворения требований Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области о признании права собственности не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.Н.Шадрина