ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-7859/13 от 12.09.2013 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2013 года город Вологда Дело № А13-7859/2013

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поляковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от предприятия – Пушникова А.О. по доверенности от 28.02.2013, от Роскомнадзора – Васильевой Н.А. по доверенности от 15.01.2013, Белозерова А.Б. по доверенности от 18.04.2013,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (далее – Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заявлении указано, что предприятием допущено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией № 108074 на предоставление услуг почтовой связи. Представители заявители ссылаются на то, что ранее действовавшая лицензия № 25577, взамен которой выдана лицензия № 108074, также содержала требование по внедрению СОРМ. Полагают, что обязанность по внедрению СОРМ на сети связи возникла задолго до получения действующей в настоящее время лицензии. Роскомнадзор просит привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприятие в отзыве на заявление указывает на отсутствие состава вмененного правонарушения. Указывает, что предприятие до истечения двухмесячного срока с даты получения лицензии № 108074 обратилось в Управление Федеральной службы безопасности по Вологодской области (далее – ФСБ) с просьбой письменного согласования Плана взаимодействия оператора связи. В связи с изложенным предприятие просит отказать в удовлетворении предъявленных требований.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, предприятие 13.02.2003 зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037724007278 (л.д. 12 -16).

ФГУП «Почта России» имеет лицензию от 11.04.2013 № 108074 на предоставление услуг почтовой связи (л.д. 17 - 20).

На основании приказа от 04.06.2013 № 2690 Роскомнадзором 14.06.2013, 27.06.2013 проведена внеплановая документарная проверка предприятия, по результатам которой составлен акт проверки от 27.06.2013 (л.д. 18 – 30).

При проверке Роскомнадзором установлено, что представленный предприятием План мероприятий по выполнению требований к сети и средствам почтовой связи УФПС Вологодской области – филиала ФГУП «Почта России» для проведения оперативно-разыскных мероприятий» не согласован с Управлением Федеральной службы безопасности по Вологодской области.

С учетом изложенного Роскомнадзор пришел к выводу о том, что предприятием при оказании услуг почтовой связи по лицензии № 108074 не реализованы устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимаемые меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Данные обстоятельства, по мнению Роскомнадзора, свидетельствуют о нарушении предприятием требований статьи 64 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» (далее – Закона № 126-ФЗ), подпункта г пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, пунктов 7, 8 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538, пункта 13 Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19.05.2009 № 65, пункта 9 лицензионных требований № 108074.

По данному факту 03.07.2013 Роскомнадзором составлен протокол № 191-ПР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 36).

В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В статье 2 Закона № 126-ФЗ определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Из названной нормы следует, что оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закона № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно пункту 1 статьи 64 Закона № 126-ФЗ операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Как предусматривает пункт 2 статьи 64 названного Закона, операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

В силу пункта 4 статьи 64 Закона № 126-ФЗ порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такой порядок устанавливается Правилами взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 538 (далее - Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами).

Данные Правила распространяют свое действие в отношении всех видов связи, включая почтовую связь, а, следовательно, порядок взаимодействия операторов связи и уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, установленный данными Правилами, является обязательным и для операторов почтовой связи.

Согласно пункту 5 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами руководителем органа федеральной службы безопасности на основании заявления оператора связи, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи, определяется уполномоченное подразделение органа федеральной службы безопасности, осуществляющее взаимодействие с оператором связи.

В соответствии с пунктом 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план).

Требования, на нарушение которых указывается заявителем, приняты в дополнение к Правилам взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, а именно: для целей учета особенностей деятельности операторов почтовой связи.

Как указано в Приказе об утверждении Требований, данные Требования вводятся в целях реализации пункта 2 статьи 64 Закона № 126-ФЗ и пунктов 4, 6, 11 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами.

Таким образом, из приведенных положений нормативных - правовых актов следует, что план мероприятий, на отсутствие которого указывает заявитель, подлежит утверждению как со стороны уполномоченного органа, так и со стороны оператора почтовой связи.

Следовательно, утверждению плана мероприятий должен предшествовать процесс согласования его условий.

Как следует из материалов дела, предприятие 11.04.2013 получило лицензию на предоставление услуг почтовой связи № 108074.

План мероприятий по выполнению требований к сети и средствам почтовой связи УФПС Вологодской области – филиала ФГУП «Почта России» для проведения оперативно-разыскных мероприятий (далее – План) утвержден директором предприятия 03.06.2013.

В соответствии с ответом на запрос суда от 03.09.2013 указанный План поступил на согласование – 07.06.2013, согласован ФСБ – 27.06.2013.

Таким образом, предприятие обратилось в ФСБ для согласования Плана до истечения шестидесятидневного срока со дня получения указанной лицензии.

Следовательно, в действиях ФГУП «Почта России» отсутствует событие правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией № 108074.

При этом арбитражный суд отклоняет ссылку Роскомнадзора о том, что допущенное правонарушение является длящимся, поскольку наличие обязанности по утверждению и согласованию Плана возникла до получения лицензии № 108074 при действии лицензии № 25577.

В обоснование данного довода Роскомнадзор ссылается на пункт 20 лицензии от 11.04.2003 № 25577, содержащий те же требования, что и выданная в порядке продления лицензия № 108074.

Арбитражный суд не может согласиться с данным доводом Роскомнадзора по следующим основаниям.

Статьей 46 Закона № 126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и лицензией.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи. Согласно разделу XX указанного Постановления в перечень лицензионных условий включено требование об обеспечении реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Из положений пункта 3 статьи 33 Закона № 126-ФЗ следует, что срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата с приложением документов, указанных в статье 30 указанного Закона. По результатам рассмотрения заявления лицензирующим органом принимается решение о продлении срока действия лицензии и, соответственно, выдается лицензия в порядке продления срока действия ранее выданной лицензии.

Следовательно, выданная в порядке продления срока действия лицензия может содержать иные лицензионные требования, нежели ранее выданная, в том числе с учетом представленных документом и требований действующего законодательства.

Как указывалось ранее, в Правилах взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами предусмотрен шестидесятидневный срок для подачи заявления в орган федеральной службы безопасности, осуществляющий взаимодействие с оператором связи, исчисляемый с даты получения лицензии. В указанных Правилах не имеется исключений в отношении лицензий, выданных в порядке продления срока действия лицензии.

Исходя из указанных выше норм ФГУП «Почта России» при оказании услуг почтовой связи обязано выполнять именно лицензионные требования лицензии № 108074 и начать оказание услуг связи не позднее 11.04.2013, что и было в данном случае сделано.

Кроме того, согласно пояснениям представителя заявителя вопрос о соблюдении предприятием лицензионных требований при оказании услуг почтовой связи по лицензии № 25577 в рамках данного административного дела Роскомнадзором не выяснялся.

Данные обстоятельства подтверждаются запросом информации по внеплановой проверке от 05.06.2013, приказом о проведении внеплановой проверки от 04.06.2013, актом проверки от 27.06.2013 и протоколом об административном правонарушении от 03.07.2013.

В данных документах зафиксировано, что предметом проверки является соблюдение предприятием лицензионных требований по лицензии № 108074, а событие административного правонарушения выражается в несоблюдении пункта 9 лицензионных требований указанной лицензии.

Каких-либо других нарушений лицензионных требований Роскомнадзором не установлено. Доказательства обратного административным органом не представлено.

На основании изложенного Роскомнадзору следует отказать в удовлетворении требований о привлечении предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», расположенного по адресу: город Москва, Варшавское шоссе, дом 37, зарегистрированного 13.02.2003 зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037724007276, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области отказать.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.П. Логинова