ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-8015/20 от 20.08.2020 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

20 августа 2020 года                     город Вологда              Дело № А13-8015/2020

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, публичного акционерного общества «Северсталь»,

у с т а н о в и л:

Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомного надзору (далее – Северо-Западное управление Ростехнадзора, Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Северсталь» (далее – ПАО «Северсталь», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 04.06.2020 №16-35-028-021/08-1473-1318/ПТ-101 и приложенных к нему материалов.

ПАО «Северсталь» в отзыве на заявление предъявленные требования отклонило, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со статьями 137, 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Судом в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 20.08.2020 завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.

Иссл едовав доказательства по делу, арбитражный суд считает заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Северо-Западного управления Ростехнадзора на основании распоряжения от 26.02.2020 № 16-35-28-021/08-1473/Рк проведена выездная проверка исполнения ПАО «Северсталь» предписания от 20.09.2019 №23-028-021/08-4700-2508/ПР на объекте капитального строительства «Доменный цех. Реконструкция комплекса доменной печи №3 в составе: доменная печь с колошниковым устройством, литейный двор доменной печи, здание управления печью» по адресу: Вологодская область, г.Череповец, Северо-Западный промузел,  по результатам которой составлен акт проверки от 30.03.2020 № 16-35-28-021/08-1473-1923/А-110 и государственным инспектором межрегионального отдела по государственному строительному надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол от 04.06.2020 № 16-35-028-021/08-1473-1318/ПТ-101 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Административный орган в указанном протоколе пришел к выводу о неисполнении ПАО «Северсталь» в установленный срок 13.03.2020 пунктов 2-4, 8-9, 16-21 предписания Управления от 20.09.2019 №23-028-021/08-4700-2508/ПР, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Северо-Западного Управления Ростехнадзора в пределах полномочий, предоставленных пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 5.1 статьи 6, частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», пунктами 4.3, 5.5, 5.7 Положения о Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 14.11.2018 №559, Перечнем должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.10.2017 №454, распоряжением Северо-Западного управления Ростехнадзора от 22.09.2017 №282-Р.

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

На основании пункта 5.1 статьи 6, части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГСК РФ), пунктов 1, 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», пунктов 4.3, 5.7 Положения о Северо-Западном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 14.11.2018 №559, Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденного приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38, Управление наделено полномочиями осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГСК РФ, в том числе полномочиями по проведению проверок, составлению актов по итогам проверок и выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 54 ГСК РФ предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

На основании части 6 статьи 54 ГСК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Управлением установлено, что на момент выездной проверки 30.03.2020 на указанном объекте капитального строительства выявлены нарушения ПАО «Северсталь» обязательных требований – предписание от 20.09.2019 № 23-028-021/08-4700-2508/ПР не исполнено в части пунктов 2-4, 8-9, 16-21, а именно:

- в нарушение проектной документации шифр 119148 том 4.2.3 МП119148-КР2.3-КМ3 л.2 при устройстве перекрытий на отм.+9,820 расположение балок здания управления печью не соответствует предусмотренному проектом;

- в нарушение проектной документации шифр 119148 том 4.2.3 МП119148-КР2.3-КМ3 л.2 при устройстве конструкций перекрытия на отм.+14,200 расположение балок здания управления печью не соответствует предусмотренному проектом;

-  в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.30 при устройстве фундаментов здания управления печью применена бетонная смесь В25 W8F150, вместо предусмотренного проектом В25 W6F150;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.22 контроль качества сварных соединений металлоконструкций литейного двора выполнен на соответствие требованиям СП 53-101-98, вместо ГОСТ 23118-2012;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.22 при устройстве конструкций фундаментов литейного двора применена бетонная смесь В25 W8 F200, вместо предусмотренного проектом  В25 W6 F150;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.17 контроль качества сварных соединений кожуха доменной печи выполнен на соответствие требованиям СП 70.13330.2012, вместо ГОСТ 23118-2012;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.18 выполнена антикоррозийная защита кожуха доменной печи. Внешняя поверхность покрыта ЛАК ПФ-170 с 10% содержанием алюминиевой пудры без грунтовки, вместо покрытия двумя слоями эмали по двум слоям грунтовки;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.17 при монтаже кожуха доменной печи (пятнадцатый пояс) применены электроды ОК 74.70, которые соответствуют типу Э60, вместо предусмотренных проектом электродов типа Э50А;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.17 контроль качества сварных соединений листа днища доменной печи выполнен на соответствие требованиям СП 70.13330.2012, вместо ГОСТ 23118-2012;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.17 при монтаже кожуха доменной печи применены электроды ОК 74.70, которые соответствуют типу Э60, вместо предусмотренных проектом электродов типа Э50А;

- в нарушение проектной документации МП119148-КР1-ТЧ л.17 контроль качества сварных соединений воздуховодов аспирации в зоне четырехколонника выполнен на соответствие требованиям СП 70.13330.2012, вместо ГОСТ 23118-2012.

В соответствии с предписанием от 20.09.2019 срок устранения обществом перечисленных нарушений установлен Управлением до 13.03.2020. Доказательств продления срока исполнения предписания не имеется.

В протоколе об административном правонарушении от 04.06.2020 административным органом вменено в вину обществу неисполнение предписания в указанный срок. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Согласно разъяснению в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта. Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.

В пункте 44 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, указано, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Таким образом, на момент обращения Управления в суд 25.06.2020 срок давности привлечения общества к административной ответственности за неисполнение предписания от 20.09.2019 № 23-028-021/08-4700-2508/ПР истек.

Пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» учитывая, что сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса, не подлежит восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).

Таким образом, требование Северо-Западного управления Ростехнадзора о привлечении ПАО «Северсталь» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л :

в удовлетворении требований Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении публичного акционерного общества «Северсталь» (адрес: <...>; основной государственный регистрационный номер 1023501236901)  к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                        С.А. Киров