ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-8060/12 от 08.10.2012 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

08 октября 2012 года город Вологда Дело № А13-8060/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плахиной М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» к Правительству Вологодской области о признании незаконным отказа во включении инвестиционного проекта «Реконструкция производства ООО «Харовсклеспром» в Государственную областную инвестиционную программу, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2010 № 386 «О Государственной областной инвестиционной программе»,

при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.03.2012, от Правительства Вологодской области – ФИО2 по доверенности от 06.08.2012, ФИО3 по доверенности от 08.08.2012,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром» (далее – ООО «Харовсклеспром», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Правительству Вологодской области (далее – Правительство) о признании незаконным отказа во включении инвестиционного проекта «Реконструкция производства ООО «Харовсклеспром» (далее – инвестиционный проект) в Государственную областную инвестиционную программу, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2010 № 386 «О Государственной областной инвестиционной программе» (далее – программа).

В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на то, что экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области инвестиционный проект общества был рекомендован к включению в Государственную областную инвестиционную программу, что подтверждается протоколом заседания экспертного совета от 25.10.2011 № 2011-2 (приложение № 7). Об этом общество было уведомлено письмом Департамента инвестиционной политики от 02.11.2011 № 23-01-06/960 (Приложение № 5). От Правительства 05.07.2012 был получен ответ от 04.07.2012, которым общество было уведомлено о том, что Правительством принято решение не включать в инвестиционную программу прошедшие отбор и рекомендованные советом по инвестиционной деятельности Вологодской области. Данный отказ является не законным, так как действующие нормативные правовые акты не предусматривают возможность отказа во включении инвестиционного проекта после положительного решения совета по инвестиционной деятельности Вологодской области.

Представитель общества в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме.

Правительство в отзыве на заявление, дополнении к нему и его представители в судебном заседании предъявленные требования не признали, указали, что принятие решения о включении в состав инвестиционной программы относится к исключительной компетенции Правительства, осуществляется с учетом рекомендаций экспертного совета и оформляется постановлением Правительства области. Обязанность по принятию постановления у Правительства отсутствует. На заседании Правительства 25.06.2012 принято решение не включать в инвестиционную программу 15 проектов, прошедших отбор в соответствии с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в инвестиционную программу. Решение о не включении проектов, в том числе проекта заявителя, основано на отсутствие финансовой возможности и недостаточности доходной базы областного бюджета.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО «Харовсклеспром» обратилось в Правительство с заявкой на включение инвестиционного проекта «Реконструкция производства ООО «Харовсклеспром» в Государственную областную инвестиционную программу.

В соответствии с решением экспертного совета по инвестиционной деятельности области от 25.10.2011 данный инвестиционный проект был рекомендован для включения в Государственную областную инвестиционную программу и получения государственной поддержки в форме налоговых льгот, что подтверждается протоколом от 25.10.2011 № 2011-2.

Правительством 25.06.2012 принято решение не включать в Государственную областную инвестиционную программу проекты, прошедшие отбор, в том числе и проект заявителя, о чем общество было уведомлено письмом Департамента инвестиционной политики от 04.07.2012.

Общество не согласилось с данным решением и обратилось в суд с заявленными требованиями.

Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом Вологодской области от 12.11.1997 № 211-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области» (далее – Закон № 211-ОЗ) определены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории области и направлен на стимулирование такой деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона № 211-ОЗ государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используются, в том числе, следующие формы и методы:

проведение экспертизы инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета в соответствии с Порядком, установленным Правительством области;

предоставление субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Формирование консультативно-совещательных органов осуществляется в отношении инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), включенных в Государственную областную инвестиционную программу, и иных инвестиционных проектов, в отношении которых данная форма государственного регулирования рекомендована Инвестиционным советом при Губернаторе области.

Предоставление налоговых льгот, залогового обеспечения в целях исполнения обязательств перед третьими лицами применяется в отношении инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка), включенных в Государственную областную инвестиционную программу.

Статьей 3 Закона № 211-ОЗ определено, что государственная областная инвестиционная программа - перечень инвестиционных проектов, в отношении которых используются формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотренные абзацами восьмым, десятым части второй статьи 2 настоящего закона области, а также межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков).

Инвестиционный проект коммерческого характера направлен на создание нового производства, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение (модернизацию) действующего производства и предусматривает в качестве основной цели деятельности достижение прибыли субъектами инвестиционной деятельности.

Согласно статье 4 Закона № 211-ОЗ государственная областная инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Правительством области.

Инициаторами инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу могут быть осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления области.

Отбор инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу осуществляет экспертный совет по инвестиционной деятельности области (далее - экспертный совет) в соответствии с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу.

Постановлением Правительства области от 12.04.2010 № 383 утвержден Порядок формирования государственной областной инвестиционной программы (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка Инвестиционная программа разрабатывается и утверждается Правительством области.

Согласно пункту 2.2 Порядка отбор проектов для включения в Инвестиционную программу осуществляется экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области (далее - Экспертный совет).

Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что порядок отбора проектов предусмотрен Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Инвестиционную программу.

В силу пункта 2.4 Порядка в Инвестиционную программу включаются инвестиционные проекты, межмуниципальные инвестиционные проекты (индустриальные парки), инвестиционные проекты в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) (далее - инвестиционные проекты), прошедшие отбор и рекомендованные Экспертным советом для включения в Инвестиционную программу.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка изменения в Инвестиционную программу в части включения в нее новых инвестиционных проектов вносятся в соответствии с решением Экспертного совета об отборе и включении проектов в Инвестиционную программу.

Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что изменения в Инвестиционную программу, предусмотренные настоящим Порядком, вносятся постановлением Правительства области:

для включения (исключения) инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) - один раз в квартал до 20 числа второго месяца квартала;

для включения (исключения) инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков) - до 1 ноября текущего года.

Постановлением Правительства области от 26.04.2010 № 477 утверждено Положение о порядке проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную областную инвестиционную программу (далее - Положение).

Согласно данному Положению, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявки и отклонения ее, основной целью проведения отбора проектов является определение и включение в инвестиционную программу наиболее эффективных проектов, реализация которых обеспечит внедрение новых производств, технологий, создание новых рабочих мест, увеличение доходной части областного бюджета (пункт 1.3).

Отбор проектов основывается на принципах гласности, равноправия, презумпции добросовестности инвесторов и сбалансированности публичных и частных интересов (пункт 2.1).

Инициаторами проектов для включения в инвестиционную программу могут быть осуществляющие инвестиционную деятельность на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления области (пункт 2.2).

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что отбор проектов осуществляется экспертным советом по инвестиционной деятельности Вологодской области (далее - экспертный совет).

В соответствии с пунктом 3.2 Положения, отбор инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков) на очередной финансовый год осуществляется один раз в год в срок до 1 ноября текущего финансового года.

Согласно пункту 4.1 Положения все представленные на рассмотрение проекты оцениваются экспертным советом на соответствие следующим параметрам:

- социальная значимость проекта для области;

- экологическая безопасность производства;

- качество и стоимость продукции относительно аналогичных товаров, реализуемых на российском рынке;

- наличие сырьевой базы в пределах России и региона;

- наличие и емкость рынков сбыта;

- наличие гарантий обеспечения исполнения кредитных обязательств.

В силу пункта 4.2 Положения руководствуясь параметрами, предусмотренными пунктом 4.1 настоящего Положения, а также заключениями, указанными в пунктах 3.10, 3.12 и 3.13 настоящего Положения, экспертный совет принимает одно из следующих решений:

- рекомендовать включить проект в инвестиционную программу;

- отказать во включении проекта в инвестиционную программу;

- рекомендовать доработать проект.

По инвестиционным проектам в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) решения, предусмотренные абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, принимаются экспертным советом в отношении каждого проекта отдельно.

Пунктом 4.5 Положения определено, что проекты, прошедшие отбор в соответствии с настоящим Положением и рекомендованные экспертным советом для включения в инвестиционную программу, включаются в нее соответствующим постановлением Правительства области.

Исходя из приведенных положений, целью включения инвестиционных проектов в Государственную программу является как внедрение новых производств, технологий, создание новых рабочих мест, увеличение доходной части областного бюджета, так и обеспечение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов на территории области.

При этом, исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов решения экспертного совета о включении инвестиционного проекта в государственную программу для Правительства носит рекомендательный характер.

В соответствии со статьей 12 Устава Вологодской области, принятого постановлением Законодательного собрания Вологодской области от 03.10.2001 № 481 (далее – Устав), Правительство области - высший исполнительный орган государственной власти области.

Согласно пункту «д» части 2 статьи 63 Устава Правительство области участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, инвестиций, ценообразования в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы.

Частью 2 статьи 68 Устава определено, что полномочия Правительства области реализуются коллегиально путем принятия решений и постановлений.

Таким образом, в силу пункта 4.5 Положения, статьи 4 Закона № 21-ОЗ и Устава области включение инвестиционного проекта в Государственную областную инвестиционную программу относится к исключительной компетенции Правительства области, которое обязано при принятии решения обеспечивать сбалансированность публичных и частных интересов, принимать меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, проводить единую государственную политику в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии (часть 1 статьи Устава).

Из материалов дела следует, что решением экспертного совета по инвестиционной деятельности Вологодской области 25.10.2011 инвестиционный проект ООО «Харовсклеспром» был рекомендован к включению в Государственную областную инвестиционную программу в числе других 15 инвестиционных проектов, также рекомендованных к включению в нее.

Между тем, на заседании Правительства от 25.06.2012 было принято решение не включать в Государственную программу проекты, прошедшие отбор в соответствии с Положением, в том числе и инвестиционный проект заявителя. За данное решение проголосовало 6 членов Правительства, что подтверждается выпиской из протокола заседания правительства от 25.06.2012 № 30.

В качестве основания для не включения проектов в государственную программу послужил факт значительной потери доходов бюджета Вологодской области в период кризиса и рос долговой нагрузки области.

Так, к началу 2012 года долги Вологодской области достигли 25.8 млд. руб., что составляет 89,6% от собственных доходов областного бюджета.

В связи с тем, что выпадающие доходы бюджета при включении в инвестиционную программу 15 рекомендованных экспертным советом проектов, в том числе проекта заявителя, составят 1,2 млд.руб. за 5 лет, суд полагает, что принятие решения об отклонении рекомендованных проектов является законным и обоснованным.

Суд полагает, что Правительство в силу предоставленных ему полномочий имело право и было обязано учитывать не только рекомендации экспертного совета по инвестиционной деятельности Вологодской области, который оценивает конкретные проекты только в рамках параметров, определенных в пункте 4.1 Положения, но и социально-экономическое положение в области в целом, состояние доходной базы бюджета, наличие государственного долга и объем дефицита бюджета, наполняемость областного бюджета и сокращение его расходов.

Представленными в судебное заседание документами подтверждается тот факт, что Вологодская область не имеет возможности на ближайшие 5 лет сократить свою доходную часть бюджета с целью поддержания представленных на рассмотрение инвестиционных проектов, в том числе и инвестиционного проекта ООО «Харовсклеспром». Иное нарушало бы принцип сбалансированности публичных и частных интересов, поскольку Правительство фактически оказывало бы финансовую помощь хозяйствующему субъекту при сокращении социальных расходов областного бюджета на 3.4 млд. руб., в том числе социальных льгот гражданам (35,8 млн.руб.).

Доказательств обратного, не представлено.

Суд полагает, что грубого нарушения процедуры рассмотрения заявки и инвестиционного проекта заявителя не допущено, поскольку проект оценен экспертным советом в установленные сроки, передан на рассмотрение Правительству, которое также рассмотрело проект и приняло по нему решение.

Нарушение срока принятия решения по проекту Правительством (позднее 1 ноября текущего года) не повлекло каких-либо негативных последствий для общества, доказательств обратного не представлено.

Доводы общества о том, что Положение на момент рассмотрения заявки и проекта не предусматривает возможность отклонения инвестиционного проекта Правительством после рекомендации экспертного совета, являются несостоятельными.

Положение регламентирует только порядок проведения отбора инвестиционных проектов, межмуниципальных инвестиционных проектов (индустриальных парков), инвестиционных проектов в составе межмуниципального инвестиционного проекта (индустриального парка) для включения в Государственную программу, и не регулирует отношения по непосредственному рассмотрению проекта Правительством и включению его в Государственную программу.

Кроме того, как в Положении, так и в Законе № 211-ОЗ указано, что решение о включении проекта в состав Государственной программы принимается Правительством, а поэтому рассмотрение инвестиционного проекта Правительством должно проходить всю процедуру принятия решения Правительством, в том числе голосование по нему, что предполагает как положительное, так и отрицательное решение по конкретному вопросу, что следует из общих принципов системы управления и регламента Правительства области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 04.07.2007 № 700.

В данном случае, решение об отклонении инвестиционного проекта принято компетентным органом, в пределах предоставленной ему Уставом, Законом № 211-ОЗ и Положением полномочий.

На основании изложенного требования ООО «Харовсклеспром» о признании незаконным отказа Правительства Вологодской области во включении инвестиционного проекта «Реконструкция производства ООО «Харовсклеспром» в Государственную областную инвестиционную программу, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2010 № 386 «О Государственной областной инвестиционной программе» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Харовсклеспром», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1023501481618, расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным отказа Правительства Вологодской области во включении инвестиционного проекта «Реконструкция производства ООО «Харовсклеспром» в Государственную областную инвестиционную программу, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2010 № 386 «О Государственной областной инвестиционной программе» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья С.А. Киров