АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 августа 2012 года город Вологда Дело № А13-8103/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2012 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ананьевой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице управления федеральной почтовой связи по Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» об оспаривании постановления отделения надзорной деятельности по Устюженскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области от 09.07.2012 о назначении административного наказания в соответствии с частью 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.02.2012, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 13.01.2012,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице управления федеральной почтовой связи по Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие, ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании постановления отделения надзорной деятельности по Устюженскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – Управление) от 09.07.2012 о назначении административного наказания в соответствии с частью 1, 3, 4 статьи 20.4 (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований ссылается на процессуальные нарушения при привлечение к ответственности.
Административный орган в отзыве и его представитель в судебном заседании предъявленные требования отклонили, полагая привлечение общества к административной ответственности по части 1,3, 4 статьи 20.4 КоАП законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.06.2012 № 79 в отношении предприятия по адресу: <...> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки от 07.06.2012 и протоколы об административном правонарушении № 84,85,86 от 07.06.2012.
В протоколах зафиксировано, что предприятием на объектах не организована система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений (ППБ 01-03 пункт 4); отсутствуют в зданиях поэтажные планы эвакуации, соответствующие ГОСТ (ППБ 01-03 пункт 16); на случай отключения электроэнергии у персонала отсутствуют электрические фонари (ППБ 01-03 пункт 55); на дверях помещений, которые постоянно не эксплуатируются и закрыты на замок, отсутствуют таблички с указанием их предназначения (ППБ 01-03 пункты 40,44); у персонала отсутствуют ключи (соответственно и возможность входа в случае пожара) от замков части закрытых помещений, которые опечатаны (ППБ 01-03 пункты 40, 44; Постановление Правительства РФ № 390 пункт 35), не предоставлены документы по молниезащите здания; отсутствует журнал проверок молниезащиты (РД 34.21.122-87), для складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны по ПУЭ, которые надлежит обозначать на дверях помещения (ППБ 01-03 пункт 33 Постановление Правительства РФ № 390 пункт 20), на двери, ведущей на чердак, отсутствует информация о месте нахождения ключей от замка (ППБ 01-03 пункт 44), не проведена огнезащитная обработка деревянных (горючих) конструкций чердака (ППБ 01-03 пункт 36); во всех окнах первого этажа здания установлены глухие металлические решётки (ППБ-03 пункт 40); не предоставлены документы о состоянии электрооборудования и электропроводки на соответствие требованиям ПУЭ (ППБ 01-03 пункт 3, 57); отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 пункт 3, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 61, НПБ 110-03,Своды Правил СП 5.1330.2009, СП 3.13130.2009); отсутствует автоматическая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (ППБ 01-03 пункт 3, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 61, НПБ 104-03, Своды Правил СП 5.1330.2009, СП 3.13130.2009); часть участков электропроводки проходит по горючему основанию (ППБ 01-03 пункт 3, пункт 57 ПУЭ); часть светильников в помещениях не оборудована плафонами (ППБ 01-03 пункт 60; Постановление Правительства РФ № 390 пункт 42); часть участков электропроводки не закреплена на конструкциях и имеет провисы (ППБ 1-03 пункт 3, 57); соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей выполнено не при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (ППБ 01-03 пункты 3,57 пункт 2.1.21 ПУЭ); часть соединений участков электропроводки не закрыты распределительными коробками (ППБ 01-03, пункты 3,57); места прохождения электропроводки в горючих конструкциях не оборудованы негорючими вставками (керамика, металл) (ППБ 01-03 пункты 3,57, ПУЭ); не предоставлена документация от организации, имеющей лицензию, о состоянии печей в здании (ППБ 01-03 пункт 65); часть печных дымовых труб в пределах чердака не побелена (ППБ 01-03 пункты 65,74; Постановление Правительства РФ № 390 пункт 88); не предоставлены документы об очистке дымоходов и печей от сажи в течение отопительного периода (не реже 1 раза в 3 месяца). (ППБ 01-03 пункт, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 82); не оборудовано специальное безопасное место для удаления углей, золы и шлака (ППБ 01-03 пункт 71; Постановление Правительства РФ № 390 пункт 85); на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, указывающие направление выхода (ППБ 01-03 пункт 51; Постановление Правительства РФ № 390 пункт 43); часть дверей эвакуационных выходов открывается внутрь здания (ППБ 01-03 пункт 52); часть дверей эвакуационных выходов из 2-го этажа не имеют легкооткрываемых запоров, позволяющих открывать двери изнутри без ключа, и закрыты на замки (ППБ 01-03 пункт 52, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 35); в фойе первого этажа (главный вход) посетители оставляют велосипеды и детские коляски, тем самым загромождая пути эвакуации (ППБ 01-03 пункт 53; Постановление Правительства РФ № 390 пункты 36, 116); под лестничным маршем на 1-м этаже хранятся различные материалы (ППБ 01-03 пункт 54 при покраске и ремонте коридоров применялась горючая краска (ППБ 01-03 пункт 53); на территории не скашивается трава и не убран различный горючий мусор (ППБ 01-03 пункт 21, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 61); в противопожарном разрыве между зданием почты и зданием дизельной ЭТУС складируются дрова (ППБ 01-03 пункт 22, Постановление Правительства РФ № 390 пункт 79); ворота въезда на территорию у здания со стороны улицы Карла Маркса заблокированы, возможность их свободно открыть отсутствует (ППБ 01-03 пункт 23; не проводится техническое обслуживание огнетушителей (НПБ 166-97 пункт 7).
В протоколах отражено, что ответственность за указанные нарушения предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Начальник ОНД по Устюженскому району, рассмотрев протоколы об административном правонарушении №№ 84, 85, 86 и приложенные к ним материалы, вынес постановление от 09.07.2012 № 53/54/55 о назначении обществу наказания в виде штрафа в сумме 150 000 рублей в соответствии с частью 1,3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 23.34 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 названной статьи вправе, в частности, главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители (часть вторая статьи 23.34 КоАП РФ).
Следовательно, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03), руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.
Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
Согласно пункту 55 ППБ 01-03 в зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;
использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.;
устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;
снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;
загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;
проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;
оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;
устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;
остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;
устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий коридор (на площадку лестничной клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир;
устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.
Согласно пункту 44 ППБ 01-03 двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
В домах с наличием продуваемого подполья (свайного пространства) с конструкциями из горючих материалов доступ посторонних лиц под здания должен быть ограничен.
Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.
В соответствии с пунктом 35 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее – постановление Правительства РФ № 390) запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Согласно приказу Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» результаты проверок оформляются актами, заносятся в паспорта и журнал учета состояния устройств молниезащиты.
Пунктом 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.
Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается.
Согласно пункту 20 постановления Правительства РФ № 390 Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Пунктом 36 ППБ 0103 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
В соответствии с пунктом 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Согласно пункту 61 постановления Правительства № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) содержатся в приказе МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)» (далее – НПБ 110-03).
Согласно «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 система оповещения и управления эвакуацией людей должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
В соответствии с пунктом 60 ППБ 01-03, пунктом 42 постановления Правительства РФ № 390, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно пункту 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 65 ППБ 01-03 предусмотрено, что перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.
На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены (пункт 74 ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 88 постановления Правительства № 390 руководитель организации обеспечивает побелку дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы.
В соответствии с пунктом 67 ППБ 01-03, пунктом 82 постановления Правительства № 390, руководитель организации перед началом отопительного сезона, а также в течение отопительного сезона обеспечивает проведение очистки дымоходов и печей от сажи не реже: 1 раза в 3 месяца - для отопительных печей; 1 раза в 2 месяца - для печей и очагов непрерывного действия; 1 раза в 1 месяц - для кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки.
Согласно пункту 71 ППБ 01-03, пункту 85 постановления Правительства № 390, зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть пролиты водой и удалены в специально отведенное для них безопасное место.
В соответствии с пунктом 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей (пункт 43 постановления Правительства № 390).
Пунктом 52 ППБ 01-03, пунктом 35 постановления Правительства № 390 предусмотрено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Согласно пункту 53 ППБ 01-03, пункту 36 постановления Правительства № 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
В соответствии с пунктом 116 постановления Правительства № 390 запрещается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах и на путях эвакуации.
Пунктом 54 ППБ 01-03 предусмотрено, что при расстановке технологического, выставочного и другого оборудования в помещениях должны быть обеспечены эвакуационные проходы к лестничным клеткам и другим путям эвакуации в соответствии с нормами проектирования.
В соответствии с пунктом 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно пункту 61 постановления Правительства № 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 22 ППБ 01-03 противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.
Кроме того, согласно пункту 79 постановления Правительства № 390 запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.
На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
Согласно разделу 7 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
Факт нарушения предприятием требований пожарной безопасности, зафиксированный в протоколах № 84, 85, 86, подтверждается материалами дела и ФГУП «Почта России» не оспаривается.
На основании части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина предприятия заключается в том, что оно не предприняло необходимых и достаточных мер, направленных на исполнение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем постановление от 09.07.2012 не может быть признано законным, поскольку Управлением допущены существенные процессуальные нарушения при привлечении предприятия к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии комплексом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является и его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания полномочий по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как следует из материалов дела, при составлении протоколов об административном правонарушении, вынесении постановления о назначении административного наказания присутствовала ФИО3, которая законным представителем юридического лица не является. Доверенность, выданная ФИО3, имеет общий характер и не содержит указаний на предоставление ей полномочий по конкретному административному делу. Наличие такой доверенности не является доказательством надлежащего извещения ФГУП «Почта России» или его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела.
Иных сведений об извещении предприятия по адресу местонахождения: <...> суду не представлено.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, так как лишили ФГУП «Почта России» возможности реализовать свои процессуальные права и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, требования общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
постановление отделения надзорной деятельности по Устюженскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области от 09.07.2012 о назначении административного наказания Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице управления федеральной почтовой связи по Вологодской области – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1037724007276 в соответствии с частью 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и полностью отменить.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.
Судья Ю.В. Селиванова