ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-8624/12 от 26.02.2013 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

27 февраля 2013 года город Вологда Дело А13-8624/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кадуйское автотранспортное предприятие» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отмене постановления от 05.06.2012 № 07-53-07/193 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии: от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.06.2012,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Кадуйское автотранспортное предприятие» (далее – общество, ООО «Кадуйавтотранс») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отмене постановления от 05.06.2012 № 07-53-07/193 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), о признании недействительным предписания от 24.05.2012 № 07-44-07/216.

Определением суда от 23 июля 2012 года требование общества к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отмене постановления от 05.06.2012 № 07-53-07/193 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, выделено в отдельное производство, делу присвоен № А13-8624/2012.

В обоснование требований об оспаривании постановления общество указало на малозначительность допущенного нарушения, просило применить статью 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель общества требования поддержал.

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) в отзыве на заявление предъявленные требования не признало, считает оспариваемое постановление законным обоснованным.

Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Управления.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 10.05.2012 по 24.05.2012 на основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника Управления от 11.04.2012 № 272-р государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления провел плановую выездную проверку соблюдения заявителем обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.

По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 24.05.2012 № 07-46-07/261, в котором зафиксированы следующие нарушения:

- в нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ), пункта 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 отсутствуют разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

- в нарушение пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования № 43), части 2 пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42 (далее - Требования № 42), пункта 5.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 08.02.2011 № 41 (далее – Требования № 41) не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

- в нарушение пункта 5.3 Требований № 43, части 2 пункта 5.3 Требований № 42, пункта 5.3 Требований № 41 не назначено на каждом ТС лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС;

- в нарушение пункта 5.6.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.4 Требований № 42, пункта 5.6.4 Требований № 41 не разработана и не принята номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;

- в нарушение пункта 5.6.6 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.6 Требований № 42, пункта 5.6.6 Требований № 41 не разработано и не принято положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС;

- в нарушение пункта 5.6.10 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.10 Требований № 42, пункта 5.6.10 Требований № 41 не разработан и не принят Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;

- в нарушение пункта 5.14.2 Требований № 43, части 2 пункта 5.14.2 Требований № 42, пункта 5.15.2 Требований № 41 отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение перевозок по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;

- в нарушение пункта 5.14.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.14.4 Требований № 42, пункта 5.14.4 Требований № 41 отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая совершение АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;

- в нарушение пункта 5.25.1 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.1 Требований № 42, пункта 5.26.1 Требований № 41 не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;

- в нарушение пункта 5.25.2 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.2 Требований № 42, пункта 5.26.2 Требований № 41 не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ или ТС;

- в нарушение пункта 5.25.3 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.3 Требований № 42, пункта 5.26.3 Требований № 41 не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

- в нарушение пункта 5.25.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.4 Требований № 42, пункта 5.26.4 Требований № 41 не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.

По данному факту государственным транспортным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления в отношении общества составлен протокол от 01.06.2012 № 07-45-07/183 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ (т. 2 л.д. 39-42).

В указанном протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что ООО «Кадуйавтотранс» совершило административное правонарушение, выразившееся в следующем: в нарушение пункта 5.1 Требований № 43, части 2 пункта 5.1 Требований № 42 не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры; в нарушение пункта 5.3 Требований № 43, части 2 пункта 5.3 Требований № 42, пункта 5.3 Требований № 41 не назначено на каждом ТС лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС; в нарушение пункта 5.6.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.4 Требований № 42 не разработана и не принята номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС; в нарушение пункта 5.6.6 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.6 Требований № 42 не разработано и не принято положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС; в нарушение пункта 5.6.10 Требований № 43, части 2 пункта 5.6.10 Требований № 42 не разработан и не принят Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС; в нарушение пункта 5.14.2 Требований № 43, части 2 пункта 5.14.2 Требований № 42 отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение перевозок по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; в нарушение пункта 5.14.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.14.4 Требований № 42 отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая совершение АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий; в нарушение пункта 5.25.1 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.1 Требований № 42 не установлена конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается; в нарушение пункта 5.25.2 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.2 Требований № 42 не установлена конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ или ТС; в нарушение пункта 5.25.3 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.3 Требований № 42 не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения; в нарушение пункта 5.25.4 Требований № 43, части 2 пункта 5.25.4 Требований № 42 не установлена конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, государственный транспортный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынес постановление от 05.06.2012 № 07-53-07/193, которым ООО «Кадуйавтотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 22.2 КоАП РФ от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: 1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с приказом Федеральной служба по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в письме от 07.09.2011 № ВЧ-12/9-731 «О лицах уполномоченных рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ» указала, что должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с КоАП РФ считаются правомочными рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 01.06.2012 № 07-45-07/183 составлен уполномоченным должностным лицом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, рассмотрено государственным транспортным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления в пределах его должностных полномочий и компетенции административного органа.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).

В силу части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ).

В порядке статьи 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с пунктом 5 вышеназванных Требований № 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1); назначить по согласованию с перевозчиком лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности ТС второй категории, ответственных за транспортную безопасность всего состава поезда (за исключением случаев, когда ТС второй категории включается в состав пассажирского поезда) (пункт 5.3); разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (пункт 5.6.4); Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС (пункт 5.6.6); Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС (пункт 5.6.10); информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (пункт 5.14.2); совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (пункт 5.14.4); установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (пункт 5.25.1.); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ или ТС (пункт 5.25.2); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (пункт 5.25.3); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (пункт 5.25.4).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 42. В соответствии с пунктом 5 раздела II «Автомобильный транспорт» вышеназванных Требований № 42 субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1); назначить на каждом ТС лицо, занимающее должность на ТС, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС (пункт 5.3); номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (пункт 5.6.4); Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС (пункт 5.6.6); Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС (пункт 5.6.10); информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (пункт 5.14.2); совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (пункт 5.14.4); установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (пункт 5.25.1); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты), а также критических элементов ОТИ (пункт 5.25.2); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (пункт 5.25.3); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (пункт 5.25.4).

Как указано в акте проверки от 24.05.2012 № 07-46-07/261 (справка – приложение № 1; том 1, лист 60), основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Кадуйское автотранспортное предприятие» является деятельность автомобильного грузового транспорта. Дополнительными видами деятельности являются деятельность промышленного грузового транспорта, предоставление услуг по ремонту техническому обслуживанию и переделке ж/д локомотивов, моторных вагонов, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность внутреннего водного транспорта и др.

Общество оказывает услуги по текущему содержанию ж/д путей и инженерных сооружений филиала ОАО «ОГК-2» - Череповецкая ГРЭС (договор от 05.12.2011 № ОГК-12/12-000068; том 2, листы 101-133). Общество оказывает услуги по подаче и уборке вагонов и цистерн ж/д транспортом с выставочных путей на фронты погрузки и выгрузки филиала ОАО «ОГК-2» - Череповецкая ГРЭС (договор от 05.12.2011 № ОГК-12/12-000063 (том 2, листы 134-144).

Место фактического осуществления деятельности ООО «Кадуйавтотранс» находится на территории Череповецкой ГРЭС.

Материалами дела подтверждается, что общество имеет лицензию от 19.12.2008 № АСС-35-000568 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия указанной лицензии с 23.12.2008 по 22.12.2013 (том 2, лист 146).

Также из акта проверки от 24.05.2012 № 07-46-07/261 и  материалов дела следует, что ООО «Кадуйавтотранс» в целях обслуживания железнодорожного участка Череповецкой ГРЭС на основании договора аренды недвижимого имущества от 25.05.2010 № ОГК6-06/10-0302 временно владеет и пользуется объектами недвижимости: здание тепловозо-вагонного депо, инв. № 06/С02958, площадью 579 кв.м; склад ГСМ, инв. № 06/С02669, площадью 86,4 кв.м; здание раздаточной смазки, инв. № 06/С02897, площадью 17,1 кв.м; служебно-техническое здание, инв. № 06/С02939, площадью 470,3 кв.м; здание переездного поста, инв. № 06/С02893, площадью 8,1 кв.м; будка переездного поста, инв. № 06/С02882, площадью 8,3 кв.м; здание пескосушилки, инв. № 06/С02881, площадью 9,8 кв.м. (пункты 1.1, 1.5 названного договора от 25.05.2010).

ООО «Кадуйавтотранс» в целях ремонта и обслуживания транспортных средств на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.11.2010 № ОГК6-06/10-0458 временно владеет и пользуется объектами недвижимости: административно-бытовое здание, инв. № 06/С02879, площадью 439,2 кв.м; здание ПТО «КАМАЗ», инв. № 06/С03056, площадью 501,9 кв.м; здание гаража на 13 автомобилей, инв. № 06/С02968, площадью 913,2 кв.м; автозаправочная станция автохозяйства ЧГРЭС, инв. № 06/С03058, протяженностью 86,7 кв.м; здание автогаража корпус 2, инв. № 06/С02899, площадью 1451,4 кв.м; здание автогаража корпус 3, инв. № 06/С02898, площадью 987,9 кв.м. (пункты 1.1, 1.5 названного договора от 01.11.2010)

В заявлении об оспаривании постановления общество указало, что оно является собственником двух автобусов, шести единиц легкового транспорта, трех единиц грузового транспорта, семи единиц спецтехники.

Согласно акту проверки от 24.05.2012 № 07-46-07/261 Управлением в ходе проверки установлено наличие во временном владении и пользовании ООО «Кадуйавтотранс» транспортных средств (легковые автомобили 4 ед., автобусы – 7 ед., грузовые автомобили – 18 ед., п/прицепы – 3 ед., прицепы – 5 ед., строительная техника – 22 ед., специальная техника – 8 ед., тепловозы – 2 ед., путевая машина – 1 ед., модуль шпалозаменяющий – 1 ед., снегоочиститель – 1 ед., теплоход НОРД – 1 ед.), принадлежащих на праве собственности ОАО «ОГК-2». Обоснованность выводов Управления в указанной части подтверждена договором аренды транспортных средств от 23.12.2011 № ОГК12-12/000028, договором аренды транспортных средств от 12.11.2010 № ОГК6-06/10-0457, договором аренды транспортных средств без экипажа от 12.11.2010 № ОГК6-06/10-0457.

Частью 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Тот факт, что ООО «Кадуйавтотранс» осуществляет деятельность на охраняемой территории филиала ОАО «ОГК-2» и объекты, используемые обществом для осуществления деятельности, принадлежат ОАО «ОГК-2», выступающим заказчиком по выполняемым обществом подрядным работам на объектах ОАО «ОГК-2», не исключают заявителя из категории субъектов транспортной инфраструктуры, на которых распространяются положения Закона № 16-ФЗ.

Как отмечалось ранее, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица - собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лица, использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ).

Объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства определены в пунктах 5 и 11 этой же статьи. При этом материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявитель на законном основании использует объекты транспортной инфраструктуры (иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения) и вышеуказанные транспортные средства.

Следовательно, общество обязано было соблюдать вышеуказанные Требования № 43 и Требования № 42, что не было им сделано.

Таким образом, Управлением доказано наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Судом не установлено наличие существенных нарушений предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности.

В заявлении общество и его представитель в судебном заседании ссылались на малозначительность допущенного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному названным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в названном Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Суд принимает во внимание, что обществу вменяется несоблюдение требований нормативных правовых актов в области требований по обеспечению транспортной безопасности, сам факт несоблюдения которых создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Общество не доказало исключительность обстоятельств, повлекших правонарушение.

Допущенное нарушение касается основополагающих требований транспортной безопасности, то есть требований, обеспечивающих отсутствие угрозы жизни, здоровью граждан, следовательно, не может быть признано малозначительным.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом и перевозка грузов железнодорожным транспортом связана с использованием источника повышенной опасности, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями, направленными на создание безопасных условий для жизни и здоровья граждан.

Следовательно, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае отсутствуют.

При вышеизложенных обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным и отмены постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05.06.2012 № 07-53-07/193 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Кадуйское автотранспортное предприятие» (место нахождения: Вологодская область, Кадуйский район, пгт. Кадуй; ОГРН <***>) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 № 07-53-07/193 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия.

Судья А.В. Парфенюк