АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2015 года город Вологда Дело №А13-8933/2015
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Колтаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ипшман Е.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к акционерному обществу «ФосАгро-Череповец» о взыскании 619 176 рублей 68 копеек,
при участии: от истца - ФИО1 по доверенности от 07.11.2014, от ответчика - ФИО2 по доверенности от 15.04.2015,
у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, место нахождения <...>, далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к акционерному обществу «ФосАгро-Череповец» (ОГРН <***>, место нахождения <...>, далее – АО «ФосАгро-Череповец») о взыскании 619 176 рублей 68 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ФосАгро-Череповец» на станции Кошта Северной железной дороги от 13.07.2012 № 4-109.
В обоснование заявленных требований истец сослался на условия договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ФосАгро-Череповец» на станции Кошта Северной железной дороги от 13.07.2012 № 4-109 и на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статью 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ОАО «ФосАгро-Череповец» (Владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «ФосАгро-Череповец» на станции Кошта Северной железной дороги от 13.07.2012 № 4-109 (далее – договор) со сроком действия с 01.01.2013 по 31.12.2017 (с учетом протокола разногласий, протокола согласования разногласий).
По условиям договора производится эксплуатация принадлежащего владельцу (ответчик) пути необщего пользования, примыкающего стрелкой № 2А съезда 2А/4А (участок 52) и стрелкой 6А съезда 6А/8А (участок 51) V главного пути станции Кошта. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 75136,41 м.
В соответствии с параграфом 4 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных путей №№ 12, 13, 14, 35, 36, 37, 38 сортировочно-отправочного парка №№ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 4, 15, 16 парка приема, №№ 3, 5, 7, 6, 8 приемо-отправочного парка станции Кошта, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В феврале 2014 года имели место случаи нахождения вагонов на путях общего пользования в связи с чем была начислена плата за пользование железнодорожным путем общего пользования при нахождении вагонов, не принадлежащих перевозчику, в размере 619 176 рублей 68 копеек.
На основании пункта 9.1 параграфа 9 договора (с учетом протокола разногласий) «Владелец» уплачивает «Перевозчику» плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения вагонов на пути необщего пользования, либо за время ожидания их подачи или приема на станции назначения и за время задержки в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика, по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2.
В соответствии с пунктом 9.3. параграфа 9 договора (с учетом протокола разногласий) «Владелец» уплачивает «Перевозчику» плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным Протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 12.12.2011 № 47. Плата начисляется за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца.
Ответчик начисленную плату не оплатил, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ установлен запрет на односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу статьи 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно абзацу пятому статьи 39 Устава размер платы за пользование вагонами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10 и от 18.10.2012 № 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. Поскольку Уставом не предусмотрено взимание перевозчиком платы за пользование вагонами, не принадлежащими ему, то возможность включения данного условия в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования допускается только по соглашению сторон. При этом размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах ОАО «РЖД» вправе требовать с ответчика внесения спорных платежей.
Пунктом 9.3 параграфа 9 стороны согласовали уплачиваемые владельцем перевозчику платежи, определили механизм расчета платы.
Так, Владелец перечисляет перевозчику плату за нахождение вагонов, не принадлежащих ему, на железнодорожных путях общего пользования по ставкам договорного сбора за отстой, утвержденным протоколом заседания Правления Дороги от 12.12.2011 № 47. Плата начисляется за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования и за время задержки в пути следования по причинам, зависящим от владельца (пункт 9.3 Договора).
В соответствии с частью первой статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно подпункту 2 пункта 4.7 означенных Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, где указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути (пункт 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45).
Номера вагонов и причина их задержки в актах определена - неприем ОАО «ФосАгро-Череповец», время начала и окончания задержки вагонов также указано. Время начала задержки указано по истечении двух часов со времени прибытия вагона.
Таким образом, представленные истцом акты оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3.2.4 указанных Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 при несогласии с содержанием акта общей формы грузополучатель вправе изложить свое мнение, которое в акте удостоверяется подписью «с разногласиями» или «с возражением».
В обоснование жалобы ответчик сослался на недоказанность истцом периода простоя, а также на недоказанность того, что нарушение сроков приема вагонов произошло по вине АО «ФосАгро-Череповец».
Вместе с тем, доказательств задержек вагонов по причинам, не зависящим от АО «ФосАгро-Череповец», последнее в порядке статьи 65 АПК РФ не представило.
Согласно статье 34 Устава перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Параграфом 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производятся по уведомлению. О предстоящей подаче перевозчик уведомляет Владельца не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи. Уведомление передается круглосуточно по телефону <***> с записью в книгу уведомлений.
Факт уведомления ответчика о времени подачи вагонов подтверждается выкопировкой из книги уведомлений формы ГУ-2 ВЦ, представленной в материалы дела.
Данная книга оформлена в соответствии с требованиями Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2007 № 333р.
Книга уведомлений формы ГУ-2 ВЦ ведется в ОАО «РЖД» в электронном виде, что не противоречит условиям договора.
Доказательств отсутствия факта уведомления АО «ФосАгро-Череповец» о подаче вагонов либо несвоевременного уведомления о подаче вагонов ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах дела истец обоснованно начислил ответчику плату в сумме 619 176 рублей 68 копеек за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с условиями договора.
При этом параграфом 7 договора предусмотрено количество условных вагонов, а не фактическое их количество. За единицу условной длины вагона, в соответствии с пунктом 4.5 «Инструкции по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1», утв. МПС РФ от 19.03.1992 № ЦЧУ-4895, принимается универсальный полувагон длиной по осям сцепления автосцепок 13 920 мм. Кроме того, указанное нарушение может возникнуть только по причинам, зависящим от ответчика, и не является основанием для освобождения АО «ФосАгро-Череповец» от обязанности вносить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение суммарного количества вагонов, поступающих на железнодорожный путь необщего пользования и отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования, ответчиком не представлено. Указанное нарушение также может возникнуть только по причинам, зависящим от ответчика.
При этом, нарушение суммарного количества вагонов, поступающих на железнодорожный путь необщего пользования и отправляемых с железнодорожного пути необщего пользования не является основанием для освобождения АО «ФосАгро-Череповец» от обязанности вносить плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Ссылка на статью 39 Устава безосновательна, поскольку предметом настоящего спора является взыскание платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, а не плата за пользование вагонами.
Кроме того, параграфом 5 договора сторонами согласована сдача не более 9 составов в сутки со ст. Кошта и не более 9 составов со ст. Фосфаты-товарная (при среднем количестве вагонов в составе - 60 вагонов, общее количество сдаваемых вагонов в сутки составляет - 1080 вагонов), а пунктом 13.9 договора стороны установили максимальную суточную перерабатывающую способность погрузки и выгрузки в количестве 717 вагонов.
Доводы ответчика о несоблюдении перевозчиком сроков доставки грузов голословны и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 33 Устава, пункта 2 «Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом», утвержденных Приказом МПС РФ № 27 от 18.06.2003, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
При этом, в силу статьи 33 Устава и пункта 10 указанных Правил, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
При данных обстоятельствах, спорные вагоны прибывали на станцию назначения в установленные законом сроки.
С учетом указанного суд признает заявленные исковые требования обоснованными. Доводы ответчика не принимаются по изложенным основаниям.
Доказательств оплаты ответчиком не представлено.
Иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л :
взыскать с акционерного общества «ФосАгро-Череповец» (ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 619 176 рублей 68 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования; кроме того, 15 383 рубля 53 копейки в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.А. Колтакова