АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
30 марта 2007 года г. Вологда Дело № А13-9005/2006-29
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2007
В полном объеме решение изготовлено 30 марта 2007
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шадриной А.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области»
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области
третьи лица - Департамент Культуры Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области.
о признании права оперативного управления в отношении памятников истории и культуры, находящихся на балансе ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области»
при участии:
истца – ФИО1 по доверенности от 15.12.2006
от Департамента Культуры Вологодской области – ФИО2 по доверенности от 05.10.2006; ФИО3 по доверенности от 30.01.2007;
от Департамента имущественных отношений Вологодской области –ФИО4 по доверенности от 09.01.2007;
от ответчика – ФИО5 по доверенности от 27.03.2007, ФИО6 по доверенности от 09.02.2007
у с т а н о в и л:
государственное учреждение культуры «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» (далее – Дирекция) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент Культуры Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области (определение суда от 18.12.2006) о признании права оперативного управления Дирекции в отношении 49 памятников истории и культуры, находящихся на балансе и учитываемых в составе основных средств.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области в отзыве на иск и представители в судебном заседании требования истца не признали в полном объеме. По существу исковых требований пояснили, что исходя из смысла статей 120 и 296 Гражданского кодекса РФ имущество Российской Федерации на праве оперативного управления может закрепляться только за федеральными организациями (учреждениями). Возможность закрепления этого имущества за областными организациями (учреждениями) должна быть обусловлена нормами федерального законодательства. При этом ответчик признал, что Дирекция является государственным учреждением культуры Вологодской области, а также единственным на территории Вологодской области учреждением, которое осуществляет владение, пользование, содержание и реставрацию объектов культурного наследия, в частности и федерального (общероссийского) значения, на территории Вологодской области. Передача объектов культурного наследия федерального (общероссийского) значения на баланс Дирекции была осуществлена органами советской власти Вологодской области, в виду этого вопрос о балансодержателе объектов недвижимости, являющихся собственностью Российской Федерации, не поднимался. Территориальное управление предлагало Дирекции заключить договор о предоставлении государственного имущества на правах владения и пользования, однако Дирекция от его заключения отказалась (т.1 л.д.62-63).
Департамент Культуры Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области требования истца считают обоснованными и подлежащими удовлетворению, в виду того, что право оперативного управления на заявленные в иске памятники истории и культуры у истца возникло в силу закона до разграничения в 1991 году государственной собственности в Российской Федерации и в установленном порядке не прекращалось.
Заслушав пояснения истца, третьих лиц, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требованияДирекции подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 Решения Исполнительного комитета Вологодского областного Совета трудящихся от 13 октября 1966 года №559 при управлении культурыбыла создана производственная группа по охране и эксплуатации памятников истории и культуры. Финансирование группы на основании осуществлялось за счет спецсредств получаемых от сдачи в аренду памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной (т.1 л.д.78).
В соответствии с Приказом Управления культуры №29 от 08.02.1990 «О совершенствовании областных органов охраны памятников истории и культуры» производственная группа по охране и эксплуатации памятников истории и культурыреорганизована в Дирекцию по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области (т.1 л.д.79). Имущество, находившееся на балансе управления культуры, было передано на баланс Дирекции. Основанием для принятия на баланс управления культуры памятников истории и культуры являлось Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года №1327, которым был утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Передача памятников истории и культуры на баланс истца осуществлялась в соответствии с законодательством, действующим на момент их передачи. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры, согласно ст. ст.7,9 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и сиспользовании памятников истории и культуры» осуществлялось Советом министров СССР, Советом Министров РСФСР, исполнительными комитетами областных Советов народных депутатов, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами охраны памятников – Министерством культуры РСФСР, местными органами культуры. На основании п.58 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 №865 «Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры» было установлено, что недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения) передаются на баланс местных государственных органов охраны памятников.
В соответствии с ч. 3 статьи 5 Закона РСФСР №443-1 от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» имущество, закрепленное собственником за государственным учреждением, находится в оперативном управлении этого учреждения.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30.04.1993 №410 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Вологодской области» Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области передана в государственную собственность Вологодской области.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 10.02.1994 года №96 «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» к компетенции Госкомимущества России отнесены полномочия по передаче в установленном порядке государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в полное хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду и пользование юридическим лицам. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом согласно названному Постановлению вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным агентствам. Решения, принятые до введения в действие указанного постановления Госкоимуществом России и его территориальными агентствами, в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1, сохраняют свою юридическую силу (пункт 12 Постановления). Распоряжением Госкомимущества России от 05.02.1992 №45-р Комитет по управлению имуществом Вологодской области был наделен правами и полномочиями территориального агентства по управлению федеральным имуществом. Спорное имущество было закреплено Комитетом по управлению имуществом Вологодской области за Дирекцией на праве оперативного управления в пределах полномочий по управлению и распоряжению имуществом федеральной собственности (договор №184 от 09.12.1995). Актов приема передачи имущества не составлялось, однако сам факт нахождения на балансе истца 49 памятников истории и культуры федерального значения ответчик не отрицает.
Согласно разъяснением, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.09.1992 №13 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности», на праве оперативного управления соответствующим учреждениям принадлежит имущество, переданное им создавшим их собственником, если из законодательных актов, договора собственника с учреждением или характера их взаимоотношений с собственником не вытекает, что имущество предоставлено им собственником временно с условием последующего возврата собственнику, либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением за учреждением данного имущества на праве оперативного управления.
В настоящее время Дирекция является единственным на территории Вологодской области учреждением, которое осуществляет владение, пользование, содержание и реставрацию объектов культурного наследия, в частности и федерального (общероссийского) значения, на территории Вологодской области.
В соответствии абзацем 8 подпункта «а» пункта 2.1. раздела II Устава одним из видов деятельности учреждения является исполнение функций балансодержателя памятников истории и культуры в соответствии и в пределах, установленных нормативными правовыми актами и договором об использовании государственного имущества на праве оперативного управления.
Дирекция является налогоплательщиком земельного налога, поскольку земельные участки под памятниками федерального значения являются объектом налогообложения. В соответствии с частью 1 закона Вологодской области от 21 ноября 2003 года №968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» имущество бюджетных учреждений и организаций, финансируемых из областного бюджета освобождается от налогообложения. Поскольку финансирование Дирекции осуществлялось и за счет областного бюджета, а памятники федерального значения находились в оперативном управлении, информация о них предоставлена в Межрайонную ИФНС №11 по Вологодской области, как о имуществе бюджетного учреждения. Таким образом, все имущество Дирекции, как бюджетного учреждения, освобождено от налогооблажения.
Материалами дела подтверждено, что право оперативного управления спорными помещениями у истца возникло в силу закона до разграничения в 1991 году государственной собственности в Российской Федерации и в установленном порядке не прекращалось.
Положениями ст. 300 Гражданского кодекса РФ закреплена неизменность принадлежности права оперативного управления учреждения на принадлежащее ему имущество при переходе права собственности на данное учреждение.
Каких-либо решений об изъятии памятников федерального значения, учитываемых на балансе истца, на федеральном уровне не принималось.
На основании вышеизложенного требования Дирекции законны, иск заявлен обоснованно, в связи с чем подлежит удовлетворению.
Ответчик от уплаты госпошлины освобожден, в связи с чем уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату Дирекции из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 104, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
признать за государственным учреждением культуры «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области», с момента вступления настоящего решения в законную силу, право оперативного управления в отношении 49 памятников истории и культуры, находящихся на балансе и учитываемых в составе основных средств учреждения согласно следующего перечня:
№ | Наименование | Адрес | Ввод в эксплуатацию |
1. | Ансамбль ФИО7 монастыря | Великий Устюг, Красноармейская, 40 | XVIII – XIX век |
2. | Комплекс Преображенских церквей: Спасо-Преображенская зимняя церковь | Великий Устюг, Комсомольская 1 | 1696 г. |
3 | Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря | Великий Устюг, ФИО8, 13 | XVII-XVIII в.в. |
4 | Комплекс Преображенских церквей: Преображенско-Сретенская летняя церковь | Великий Устюг, ул. Комсомольская 1 | 1725 г. |
5. | Дом ФИО9 | Великий Устюг, ул. ФИО9, 8 | XVIII в. |
6. | ФИО10 | Великий Устюг, ул. Набережная, 56 | 1668 г. |
7. | Церковь Сретения | Великий Устюг, Пл. Коммуны, 13 | 1685-1690 г.г. |
8. | Дом купца ФИО11 | Великий Устюг, Советский пр., 125 | XYIII в. |
9. | Ансамбль Владимирских церквей: церковь Владимирская с колокольней (холодная) | Вологда, ул. Октябрьская, 46Б | 1764 г. |
10. | Церковь Цареконстантиновская (Константина и Елены) | Вологда, Пр. Победы, 85 | 1690 г. |
11. | Дом ФИО12 | Вологда, ул. Герцена, 37 | 1829 г. |
12. | Церковь Сретения | Вологда, Набережная 6 Армии, 85 | 1731 г. |
13. | ФИО13 | Вологда Набережная 6 Армии, 205 | 1750 г. |
14. | ФИО14 на Каменье | Вологда, ул. Засодимского, 14-6 | 1698 г. |
15. | Церковь ФИО15 | Вологда, ул. Засодимского, 14-а | 1780 г. |
16. | Ансамбль Дмитриевских церквей: ФИО16 с фресками (холодная) | Вологда, Набережная 6 Армии, 121 | 1710 г. |
17. | Ансамбль Дмитриевских церквей: Церковь Успения | Вологда, ул. Набережная 6 Армии, 119 | 1750 г. |
18. | Церковь Николы во владычной слободе | Вологда, ул. Гоголя, 108 | 1660 г. |
19. | Здание Скулябинской богодельни | Вологда, Набережная 6 Армии, 63 | XVIII в. |
20. | Дом Засецких | Вологда, Ленинградская , 12 | XIX в. |
21. | Дом Пузан-Пузыревского | Вологда, Герцена, 35 | 1868 г. |
22. | Дом ФИО17 | Вологда, Советский пр, 20 | XIX в. |
23. | Колокольня Спасского собора | Вологда, с. Прилуки, Спасо-Прилуцкий монастырь | XYI-XVII в. |
24. | Церковь ФИО18 | Вологда, Советский пр., 37 | XYIII в. |
25. | ФИО19 | Вологда, Советский пр., 69 | 3- я четверть XVIII в. |
26. | Церковь Казанская | Вологда, Торговая пл. 6 | 1760 г. |
27. | Церковь Иоанна Златоуста | Вологда, Набережная 6 Армии, 105 | 3- я четверть XVIII в. |
28. | Ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря | Вологда, с. Прилуки | 1537 г.- XYII в. |
29. | Усадьба Б-вых | Грязовецкий район, с. Покровское | 1812 г. |
30. | ФИО20 | Сокольский район, с. Архангельское | XVIII в. |
31. | Ансамбль Успенских церквей: Успения с колокольней | Тотьма, Набережная Кускова, 7 | 1749 г.- 1808 г. |
32. | Ансамбль ФИО17 монастыря | Пригород г. Тотьмы | 1796 -1825 г.г. – с. XIX в. |
33. | Церковь Рождества Христова | Тотьма, ул. Ленина, 31 | 1745 г. |
34. | Здание городской управы | Тотьма, ул. Советская, 6 | С. XYIII в. |
35. | Церковь Входо-Иерусалимская | Тотьма, ул. Кирова, 1 | 1774-1791 г.г. |
36. | ФИО14 | Тотьма, ул. Ленина, 15 | 1738 г. |
37. | Спасо-Каменный монастырь | Усть-Кубенский район, оз. Кубенское | XYI-XYII в.в. |
38. | Дом особняк | Устюжна, ул. Карла Маркса, 10 | с. XIX в. |
39. | Дом К-вых | Устюжна, ул. Карла Маркса, 11 | 1851 г. |
40. | Дом Винцеаса Петариса | Устюжна, Торговая пл., 13 | 1850-1902 г.г. |
41. | Усадьба ФИО21: Дом купца ФИО21 | Устюжна, Торговая пл., 14 | 2 половина XIX в. |
42. | Церковь Покровская | Устюжна, пер. Первомайский, 3 | 1-я половина XYIII в. - конец XIX в. |
43. | Усадьба ФИО21: Дом купца ФИО21 | Устюжна, Карла Маркса, 2 | Конец XIX в. |
44. | Усадьба ФИО21: Дом купца ФИО21 | Устюжна, Ленина, 16 | Конец XIX в. |
45. | Усадьба ФИО21: Трактир | Устюжна, Ленина, 18 | 60-е годы XIX в. |
46. | Дом купца ФИО22 | Устюжна, Ленина, 1 | 2-я половина XIX в. |
47. | Дом купца ФИО23 | Устюжна, Правая Набережная, 15 | с. XIX в. |
48. | Ансамбль купеческих зданий: Здание государственного банка | Устюжна, Торговая пл., 13 | 2-я половина XIX в. |
49. | Здание городской думы | Устюжна, Соборная пл., 1 | 1-я половина XIX века |
Возвратить государственному учреждению культуры «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную платежным поручением №516 от 14.09.2006.
Выдать справку и платежное поручение.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А.Н.Шадрина