АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 ноября 2010 года г. Вологда Дело № А13-9054/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола секретарем судебного заседания Виноградовой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области о признании недействительным приказа от 24.05.2010 № 16, при участии третьего лица, открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания»,
с участием от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.01.2010, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 19.07.2010, от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 17.12.2009, ФИО4 по доверенности от 30.08.2010,
у с т а н о в и л:
государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго»(далее – ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго», ГЭП «ВОКЭ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области (далее – Департамент) о признании недействительным приказа от 24.05.2010 № 16 «О лишении статуса гарантирующего поставщика ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» и включении его зоны деятельности в зону деятельности гарантирующего поставщика открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» в административных границах Вологодской области. По мнению заявителя, Департамент установил, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не было получено предприятием в результате незаконных действий открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания», поэтому оснований для издания приказа не имелось.
Представитель ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая приказ законным и обоснованным. По мнению Департамента, основания для лишения статуса гарантирующего поставщика возникли 01.01.2010, соответствующее решение принято по требованию Федеральной службы по тарифам, предприятию была предоставлена возможность представить доказательства наличия препятствий выходу предприятия на оптовый рынок электроэнергии.
Определением суда от 23.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее – ОАО «ВСК», общество).
ОАО «ВСК» в отзыве и его представители в судебном заседании поддержали доводы Департамента. Считают, что статус гарантирующего поставщика утрачен предприятием в силу положений законодательства, надлежащих доказательств нарушения права на участие в торговле электрической энергией на оптовом рынке заявителем не представлено.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области в связи с указанием Федеральной службы по тарифам в письме от 06.05.2010 № ЕП-3919/5 и по результатам совещания 18.05.2010 издан приказ от 24.05.2010 № 16 о лишении статуса гарантирующего поставщика ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» с 1 июня 2010 года, с этой же даты зона деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии предприятия в границах электрических сетей ГЭП «ВОКЭ» включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО «ВСК».
ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» не согласилось с приказом Департамента и обратилось в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики отнесено обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня.
В числе методов государственного регулирования и контроля электроэнергетике назван государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики (часть 2 статьи 20 Закона № 35-ФЗ).
На основании части 4 статьи 21 Закона № 21-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации названной нормой отнесено участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.
В статье 3 Закона № 35-ФЗ определено, что гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу статьи 38 Закона № 35-ФЗ порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 36-ФЗ) до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 6 Закона №36-ФЗ и статьи 21 Закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 №530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее – Правила).
Согласно пункту 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных настоящими Правилами оснований, обусловливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса.
В силу подпункта «б» пункта 36 Правил до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу Правил являются в том числе энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн кВт.ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 40 Правил в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 г. Если такая организация не получает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке и утрачивает статус гарантирующего поставщика до 1 января 2010 г. и в ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика статус гарантирующего поставщика присваивается до 1 января 2010 г. в соответствии с настоящими Правилами иной организации, требование настоящего абзаца распространяется также на эту иную организацию.
Согласно пункту 57 Правил уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней с даты принятия решения о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, или об изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке и случаях, которые установлены настоящими Правилами, уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в целях внесения соответствующих изменений в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.
Постановлением Правительства Вологодской области от 15.02.2010 №132 утверждено Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса Вологодской области (далее – Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Департамент топливно-энергетического комплекса Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере электроэнергетики, газоснабжения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности области.
В силу пункта 3.1.6 Положения для достижения основных задач Департамент осуществляет полномочия в сфере электроэнергетики, в частности, функции уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, в том числе участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности, контроль осуществляемой гарантирующими поставщиками деятельности в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей.
Таким образом, Департамент, являясь уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной политики в сфере электроэнергетики, обладает полномочиями по принятию решений о смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика в какой-либо зоне деятельности, приказ издан Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого акта) до определения победителя первого конкурса согласовано присвоение статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и границы зон деятельности организациям, не являющимся участниками оптового рынка электрической энергии, в том числе государственному энергетическому предприятию «Вологдаоблкоммунэнерго» в границах балансовой принадлежности электрических сетей ГЭП «ВОКЭ».
Статус гарантирующего поставщика присвоен ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» на основании подпункта «б» пункта 36 Правил.
Предприятие по состоянию на 01.01.2010, равно как и на момент издания оспариваемого приказа и на дату рассмотрения дела судом не являлось субъектом оптового рынка электроэнергии (мощности), право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, не получено. Данные обстоятельства представителем заявителя в судебном заседании не оспариваются.
Следовательно, требование пункта 40 Правил предприятием не выполнено и с 1 января 2010 года оно лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности.
Вместе с тем, пунктом 41 Правил предусмотрено, что указанная в пункте 40 Правил организация не может быть лишена статуса гарантирующего поставщика, если будет доказано, что право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке не получено такой организацией в результате нарушения органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется такое право, установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
По мнению заявителя, наличие такого нарушения установлено Департаментом в протоколе совещания от 30.03.2010, в связи с чем оснований для издания приказа не имелось.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статьей 3, частью 1 статьи 31 Закона № 35-ФЗ к субъектам оптового рынка отнесены юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка, в состав которых входят, в числе других покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 33 Закона № 35-ФЗ принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка отнесено к функциям Совета рынка. Предоставление услуг по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами осуществляют организации коммерческой инфраструктуры.
Согласно статье 35 Закона № 35-ФЗ порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В силу пункта 4 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 (далее – Правила ОРЭМ), участники оптового рынка участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка и выполнения всех условий участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Пунктом 29 Правил ОРЭМ установлено, что участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 настоящих Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил ОРЭМ организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Согласно договору о присоединении к торговой системе оптового рынка, утвержденному решением Наблюдательного совета НП «АТС» 14.07.2006, функции Совета рынка осуществляет некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (НП «Совет рынка»), коммерческого оператора – открытое акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (ОАО «АТС»).
Таким образом, органами или организациями, на основании решений и (или) действий которых предоставляется право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке, являются НП «Совет рынка» и ОАО «АТС».
Сведений о несоблюдении ими установленного порядка предоставления права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в материалах дела не имеется, заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
ОАО «ВСК» к органам и организациям, на основании решений и (или) действий которых предоставляется право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке, не относится, что не оспаривается заявителем.
В правоотношениях, связанных с получением ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» права на участие в торговле на оптовом рынке электроэнергии (мощности), общество выступает в качестве смежного субъекта оптового рынка, который, исходя из положений пунктов 16 и 17 Правил ОРЭМ, пунктов 6, 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденного Наблюдательным советом НП «Совет рынка» 26.11.2009, и правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 № 1773/09, не может безусловно препятствовать смежному с ним субъекту в получении доступа на оптовый рынок электроэнергии.
Предприятием не были представлены в Департамент доказательства нарушения его права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
Таким образом, на момент издания приказа от 24.05.2010 № 16 о лишении ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» статуса гарантирующего поставщика оснований для применения пункта 41 Правил у Департамента не имелось.
Суд считает несостоятельной ссылку заявителя на нарушение процедуры принятия приказа, права на представление возражений при лишении статуса гарантирующего поставщика.
Законом № 35-ФЗ, Правилами, равно как и Административным регламентом исполнения Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения потребителей, утвержденным приказом начальника Департамента от 30.04.2010 № 12, не регламентирован порядок издания приказа, принимаемого на основании пункта 40 Правил.
Кроме того, Департаментом принимались меры к установлению причин и условий несоблюдения предприятием требований пункта 40 Правил, о чем свидетельствуют протоколы совещаний Департамента с участием представителей предприятия от 30.03.2010, от 18.05.2010, запрос от 13.01.2010 № 11/4-2, ответ ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» от 15.01.10 №1-1/168.
Лишение организации статуса гарантирующего поставщика при соблюдении условий, указанных в абзаце первом пункта 40 Правил, является обязанностью Департамента.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным приказа Департамента от 24.05.2010 № 16 не имеется, требования ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» платежным поручением от 23.08.2010 № 5156, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 164, 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области «Вологдаоблкоммунэнерго» к Департаменту топливно-энергетического комплекса Вологодской области о признании недействительным приказа от 24.05.2010 № 16 отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья А.Е.Мамонова