АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
27 октября 2005 года г. Вологда | Дело № | А13-9123/2005-10 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2005 года | ||||
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2005 года | ||||
Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Хвостова Е.А., судей Богатыревой В.А., Потеевой А.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шестаковой Н.А., |
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Вологодской области |
об оспаривании решения Тотемского районного муниципального собрания от 20.07.2004 № 103 «О правилах торговли на территории Тотемского района», |
при участии: от прокурора – Белоусовой З.С. по удостоверению № 75023, |
у с т а н о в и л:
Прокурор Вологодской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального собрания от 20.07.2004 № 103, не соответствующим Федеральному закону № 171-ФЗ от 25.11.95 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в части запрещения продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи и не действующим, а также недействующими и не соответствующими Федеральному закону № 11-ФЗ от 07.03.2005 «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Федеральный закон № 11-ФЗ) положений раздела 3 Правил торговли, устанавливающего запрет на продажу пива в предприятиях мелкой розницы (киоски).
В обоснование своих требований ссылается на то, что ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральным законом. Действующее законодательство не относит к компетенции органов местного самоуправления регулирование правоотношений, возникших в сфере оборота алкогольной продукции. В нарушение требований закона Тотемское районное муниципальное собрание ввело дополнительные ограничения по розничной реализации алкогольной продукции.
Тотемское районное муниципальное собрание отзыва на заявление не представило, представителей в судебное заседание не направило. В связи с надлежащим извещением о времени и месте судебного разбирательства и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя Тотемского районного муниципального собрания.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителя прокурора, суд считает требования прокурора области подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, решением Тотемского районного муниципального собрания от 20.07.2004 № 103 введены в действие Правила торговли на территории Тотемского муниципального района. В разделе 3 указанных правил содержится норма о запрещении продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи, а также запрещена продажа пива в предприятиях мелкой розницы (киоски).
Указанное решение является нормативным правовым актом, которое содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Решение в действующей редакции опубликовано в газете «Тотемские вести» 10 и 17 августа 2004 года.
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В пункте 2 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
В области розничной торговли алкогольной продукцией ограничения установлены в пунктах 2, 3 статьи 16 указанного закона, где говорится о том, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; лицам, не достигшим возраста 18 лет; без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.
Таким образом, Тотемское районное муниципальное собрание, устанавливая запрет продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи, превысило установленные законом полномочия и ввело дополнительное ограничение продажи алкогольной продукции, не предусмотренное действующим федеральным законодательством.
Введение Тотемским собранием запрета продажи пива в предприятиях мелкой розницы (киоски) также произведено с превышением установленных законом полномочий.
Ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлены Федеральным законом от 07.03.2005 № 11-ФЗ, в статье 2 которого говорится, что не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:
1) в детских, образовательных и медицинских организациях;
2) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
4) несовершеннолетним.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного закона органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Следовательно, федеральное законодательство не устанавливает запрета на продажу пива в предприятиях мелкой розницы (киоски), а органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по установлению мест торговли, в которых не разрешается розничная продажа пива.
Согласно пункту 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167,170,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
признать положение раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального собрания от 20.07.2004 № 103, устанавливающее запрет продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13% в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи, не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 25.11.2005 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его статьям 7, 16, 26 и недействующим.
Признать положение раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального собрания от 20.07.2004 № 103, устанавливающее запрет продажи пива в предприятиях мелкой розницы (киоски), не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 07.03.2005 № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.А. Хвостов
Судьи В.А. Богатырева
А.В. Потеева