ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-9597/08 от 14.05.2009 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

19 мая 2009 года город Вологда Дело № А13 - 9597/2008

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 мая 2009 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Ралько О.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахориной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Возрождение» к Администрации города Вологды о признании недействительным постановления Главы города Вологды от 22.07.2008 № 3945, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «СтройПолимерСервис»

при участии представителей заявителя – Протопопова А.В. по доверенности от 06.10.2008; Администрации города Вологды – Завьяловой А.А. по доверенности от 13.03.2009, Малафеевской М.Г. по доверенности от 13.03.2009; общества с ограниченной ответственностью «СтройПолимерСервис» - Журавлевой О.Г. по доверенности от 01.02.2009;

у с т а н о в и л:

товарищество собственников жилья «Возрождение» (далее – ТСЖ «Возрождение», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Администрации города Вологды (далее – Администрация) с заявлением о признании недействительным постановления Главы города Вологды от 22.07.2008 № 3945 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков по ул. Возрождения 26, 28, 30, пер. Прямой 21, 23, 25, пер. Раздельный 25, 26, 27, 28, 29, 30» (с учетом уточненного требования).

Определением суда от 20.10.2008 заявление ТСЖ «Возрождение» принято и возбуждено производство по делу судьей Арбитражного суда Вологодской области Кудиным А.Г. В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и на основании распоряжения заместителя председателя Арбитражного суда Вологодской области от 28.11.2008 указанное дело передано для рассмотрения судье Ралько О.Б. в связи с увольнением судьи Кудина А.Г.

В обоснование заявленных требований товарищество в своем заявлении сослалась на проведение публичных слушаний с нарушением норм действующего законодательства,

Администрация с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Указало на то, что обжалуемое постановление не нарушает права заявителя.

Определением по настоящему делу от 29.01.2009 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «СтройПолимерСервис».

В отзыве на заявление ООО «СтройПолимерСервис» указало, что для удовлетворения требований отсутствуют материально-правовые основания, обжалуемым постановлением права заявителя не нарушены.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, ООО «СтройПолимерСервис» является собственником следующих земельных участков:

земельный участок площадью 625 кв.м., расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 26, кадастровый номер 35:24:0402005:0151, свидетельство о государственной регистрации права от 07.05.2008 серии 35-СК № 331561;

земельный участок площадью 172 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 28, кадастровый номер 35:24:0402005:0023, свидетельство о государственной регистрации права от 21.04.2008 серии 35-СК № 331795;

земельный участок площадью 297 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 28, кадастровый номер 35:24:0402005:0010, свидетельство о государственной регистрации права от 21.06.2007 серии 35-СК № 263806;

земельный участок площадью 344 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 28, кадастровый номер 35:24:0402005:0035, свидетельство о государственной регистрации права от 21.04.2008 серии 35-СК № 331796;

земельный участок площадью 704 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, 30, кадастровый номер 35:24:0402005:0064, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2007 серии 35-СК № 241624;

земельный участок площадью 577 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Прямой, 21, кадастровый номер 35:24:0402005:0066, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2007 серии 35-СК № 2416224;

земельный участок площадью 251 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Прямой, 23, кадастровый номер 35:24:0402005:0101, свидетельство о государственной регистрации права от 08.02.2008 серии 35-СК № 354150;

земельный участок площадью 251 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Прямой, 23, кадастровый номер 35:24:0402005:0108, свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2007 серии 35-СК № 241303;

земельный участок площадью 607 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Прямой, 25, кадастровый номер 35:24:0402005:0081, свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2007 серии 35-СК № 254147;

земельный участок площадью 659 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 25, кадастровый номер 35:24:0402005:0117, свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2007 серии 35-СК № 241679;

земельный участок площадью 576 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 26, кадастровый номер 35:24:0402005:0067, свидетельство о государственной регистрации права от 04.06.2007 серии 35-СК № 217463;

земельный участок площадью 581 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 27, кадастровый номер 35:24:0402005:0131, свидетельство о государственной регистрации права от 19.06.2007 серии 35-СК № 263821;

земельный участок площадью 543 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 28, кадастровый номер 35:24:0402005:0102, свидетельство о государственной регистрации права от 24.05.2007 серии 35-СК № 241460;

земельный участок площадью 613 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 29, кадастровый номер 35:24:0402005:0113, свидетельство о государственной регистрации права от 13.08.2007 серии 35-СК № 240606;

земельный участок площадью 583 кв.м. расположен по адресу: Вологодская область, город Вологда, переулок Раздельный, 30, кадастровый номер 35:24:0402005:0112, свидетельство о государственной регистрации права от 27.08.2007 серии 35-СК № 264003.

Указанные земельные участки приобретены ООО «СтройПолимерСервис» с целью дальнейшего строительства жилых домов на вышеперечисленных земельных участках.

16.05.2008 ООО «СтройПолимерСервис» обратилось к Главе города Вологды с заявлением от 15.05.2008 (т. 1 л.д. 24) с просьбой организовать публичные слушания и принять решение об изменении вида разрешенного использования в отношении указанных земельных участков «для индивидуального жилищного строительства» на вид разрешенного использования «для жилищного строительства».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ) вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Согласно части 1 статья 18 Устава муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской думы от 25.08.2005 № 301 по наиболее важным вопросам местного значения могут, а по вопросам принятия Устава, внесения в него изменений и дополнений (кроме случаев внесения изменений в Устав исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами), утверждения бюджета города и отчета о его исполнении, разработки и принятия планов и программ развития муниципального образования, проекту генерального плана, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, изменения границы, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки, преобразования муниципального образования - в обязательном порядке проводятся публичные слушания.

Определяет порядок организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования "Город Вологда" Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Вологде, утвержденное решением Вологодской городской Думы от 27.12.2005 № 404 (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3.2 Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно пункту 4.1 Положения инициаторами публичных слушаний могут являться: граждане, Вологодская городская Дума или Глава города Вологды.

Пунктами 5.1, 5.2 и 5.7 Положения предусмотрено, что публичные слушания по вопросам, указанным в подпунктах 2, 3, 4, 5, 7 пункта 3.2 настоящего Положения, инициируются и назначаются Главой города Вологды на основании постановления Главы города Вологды, которое должно приниматься не позже чем за двадцать дней до даты рассмотрения вопроса, за исключением случаев, предусмотренных разделами X - XIII настоящего Положения.

Согласно пунктам 5.3 и 5.4 Положения в постановлении о назначении публичных слушаний указываются: сведения об инициаторах публичных слушаний; вопрос публичных слушаний; организатор проведения публичных слушаний; сроки подачи предложений и рекомендаций участниками публичных слушаний по обсуждаемому вопросу; дата, время, место проведения публичных слушаний. Указанное постановление подлежит обнародованию в средствах массовой информации не позже чем за пятнадцать дней до проведения публичных слушаний. Обнародованию также подлежит информация о порядке ознакомления с документами, предлагаемыми к рассмотрению на публичных слушаниях.

Во исполнение вышеуказанных норм Положения о публичных слушаниях Главой города Вологды принято постановление от 11.06.2008 № 3112 «О проведении публичных слушаний по вопросу изменения видов разрешенного использования земельных участков по ул. Возрождения, 26, 28, 30, пер. Прямой, 21, 23, 25, пер. Раздельный 25, 26, 27, 28, 29, 30.» (т. 1 л.д. 31-35), которым публичные слушания назначены на 11.07.2008.

Указанное постановление от 11.06.2008 № 3112 опубликовано в газете «Вологодские новости» № 24 от 18-24 июня 2008 года на десятой странице (т. 1 л.д. 60-61) и размещено на официальном сайте Администрации города Вологды www.vologda-city.ru.

В постановлении от 11.06.2008 № 3112 указаны: информация об инициаторе – Глава города Вологды; вопрос публичных слушаний – изменение вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, имеющих виды разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома», «для индивидуального жилищного строительства», «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома» на вид разрешенного использования «для жилищного строительства»; организатор публичных слушаний – от имени Администрации города Вологды Управление архитектуры и градостроительства Департамента градостроительства, землепользования и экологии Администрации города Вологды; сроки подачи предложений и рекомендаций участниками публичных слушаний по обсуждаемому вопросу – до 04.07.2008; дата, время, место проведения публичных слушаний – 11.07.2008, начало в 17.00, по адресу: город Вологда, улица Новгородская, 2-а (2 этаж здания торгового центра).

В пункте 4 постановления от 11.06.2008 № 3112 председательствующим в публичных слушаниях определен Блохин Ю.А. – заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства, завотделом перспективного проектирования архитектуры и дизайна Департамента градостроительства, землепользования и экологии Администрации г. Вологды; секретарем определена – Кузнецова О.А. – ведущий специалист Отдела массовых коммуникаций Управления делами Администрации города Вологды.

Согласно пункту 8.2 Положения о публичных слушаниях за два часа перед открытием публичных слушаний организаторами проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы или адреса участника слушаний.

Так, согласно представленного регламента проведения публичных слушаний (т. 1 л.д. 64) регистрация участников публичных слушаний проводилась с 15.00 до 17.00.

В журнале регистрации выступающих публичных слушаний в городе Вологде, назначенных на 11.07.2008 (т. 1 л.д. 65), зарегистрировано двое выступающих, Замшев Максим Борисович (заместитель директора по строительству ООО «СтройПолимерИнвест», приказ от 26.05.2008 №2) и Зингер Марк Борисович, проживающий по адресу город Вологда, улица Возрождения, 32-36. В журнале регистрации участников публичных слушаний в городе Вологде, назначенных на 11.07.2008 (т. 1 л.д. 66-67), зарегистрировано 14 участников публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 8.3 Положения о публичных слушаниях председательствующий публичных слушаний открывает слушания и оглашает перечень вопросов публичных слушаний, предложения организатора по порядку проведения слушаний, представляет себя и секретаря, указывает инициаторов его проведения. Секретарь ведет протокол публичных слушаний.

В материалы дела представлен протокол публичных слушаний от 11.07.2008, в котором зафиксировано, что публичные слушания проводились по вопросу изменения видов разрешенного использования земельных участков по улице Возрождения, 26,28,30, переулку Прямому 21, 23, 25, переулку Раздельному 25, 26, 27, 28, 29, 30.

Докладчик Замшев М.Б. указал, что на указанных земельных участках планируется строительство многоэтажных жилых домов, к вниманию присутствующих были представлены демонстрационные материалы в виде стенда, на котором изображены жилые дома переменной этажности с пристроенными помещениями общественного назначения по улице Возрождения города Вологда (т. 1 л.д. 141).

В ходе публичных слушаний предоставлено право присутствующим участникам публичных слушаний для выступления.

Зангер М.Б., допрошенный в качестве свидетеля по настоящему делу, указал, что ему не было предоставлено слово, несмотря на его регистрацию в качестве выступающего. Однако, в протоколе отсутствуют доказательства того, что Зингеру М.Б., зарегистрированному в качестве выступающего, было отказано в выступлении.

Согласно пункту 8.11 Положения по итогам проведения публичных слушаний принимаются рекомендации и предложения к Вологодской городской Думе или Главе города Вологды, оформленные в виде заключения о результатах публичных слушаний. Решения на публичных слушаниях принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников слушаний.

В материалы дела представлен протокол голосования по вопросам публичных слушаний от 11.07.2008 согласно которому, количество граждан, прошедших регистрацию – 15 человек; проголосовало за изменение видов разрешенного использования – 10 человек; против – 5 человек. В протоколе публичных слушаний от 11.07.2008 содержатся аналогичные данные.

Согласно пункту 9.1 Положения о публичных слушаниях после окончания публичных слушаний организатор публичных слушаний в течение 14 рабочих дней оформляет заключение о результатах публичных слушаний и обнародует его в средствах массовой информации.

Так, заключение о результатах публичных слушаний 11.07.2008 оформлено 11.07.2008 и опубликовано на странице 43 газеты «Вологодские новости» № 28 от 16-22 июля 2008 года.

На основании указанного заключения Главой города Вологды в соответствии со статьями 38,44 Устава муниципального образования «Город Вологда» принято постановление от 22.07.2008 № 3945 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков по ул. Возрождения, 26, 28, 30, пер. Прямой, 21, 23, 25, пер. Раздельный, 25, 26, 27, 28, 29, 30.», которым изменены ранее установленные виды разрешенного использования земельных участков по указанным адресам на вид разрешенного использования «для жилищного строительства».

Заявитель в судебном заседании сослался на допущенные при проведении публичных слушаний нарушения главы XIII Положения.

Главой XIII Положения регламентируются особенности проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Так, пунктом 13.1 Положения предусмотрено, что публичные слушания по вопросам, рассматриваемым в данном разделе, проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства.

Статьей 34 ГрК РФ предусмотрен порядок установки территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.

На сегодняшний день правила землепользования и застройки города Вологды не утверждены, следовательно, определить границы территориальной зоны не представляется возможным.

Судом также не принимается довод заявителя о том, что в публичных слушаниях должны были участвовать граждане, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки, применительно к которым запрашивалось разрешение, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 Положения участниками публичных слушаний является население города Вологды, должностные лица Администрации города Вологды, специалисты, привлеченные организатором публичных слушаний.

Пунктом 2.2 Положения определены основные принципы организации и проведения публичных слушаний, которыми являются: гарантированность, добровольность, гласность, информированность.

Населению города Вологды гарантируется беспрепятственное участие в публичных слушаниях в порядке, установленном федеральным законодательством, Уставом муниципального образования "Город Вологда", настоящим Положением. Участие в публичных слушаниях осуществляется добровольно. Никто не вправе принуждать граждан к участию либо к отказу от участия в публичных слушаниях. Проведение публичных слушаний осуществляется гласно. Каждый житель города Вологды вправе знать о дне, времени, месте проведения публичных слушаний, о вопросах, выносимых на публичные слушания.

Тот факт, что публичные слушания были проведены с участием граждан, проживающих в разных районах города Вологды, во–первых, является правом любого жителя города Вологды, а во-вторых, не исключает возможности на участие в публичных слушаниях граждан, проживающих в районе улиц Ленинградская, Возрождения и других близ лежащих улиц. Кроме того, в публичных слушаниях принимали участие председатели ТСЖ «Возрождения-32» и ТСЖ «Возрождения-24» (т. 1 л.д. 67), соответственно члены указанных ТСЖ могли быть дополнительно проинформированы о проведении публичных слушаний помимо средств массовой информации, и соответственно принять участие в публичных слушаниях. Таким образом, в данном случае право на участие в публичных слушаниях граждан, проживающих в указанном районе города, не было ограничено.

Также не принимается довод заявителя о необходимости учитывать голоса председателей ТСЖ «Возрождения – 32» и ТСЖ «Возрождения-24» с учетом количества членов указанных товариществ.

Как было указано ранее, за два часа перед открытием публичных слушаний организаторами проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы или адреса участника слушаний.

Согласно журналу регистрации участников публичных слушаний (т. 1 л.д. 67) под номерами 12 и 13 указаны Кузнецов В.А. и Павловский А.В., также указаны их адреса и место работы в качестве председателей ТСЖ «Возрождения-32» и ТСЖ «Возрождения-24». Указанные лица не регистрировались в качестве председателей товариществ собственников жилья, документов, подтверждающих их полномочия, представлено не было.

Заявитель также полагает, что при проведении публичных слушаний в нарушение части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не были направлены сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участками, применительно к которым запрашивалось разрешение.

В соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Частью 4 статьи 39 ГрК Рф предусмотрено, что комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

В данном случае в материалы дела доказательств того, что измененный разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в материалы дела не представлено. Следовательно, в данном случае часть 4 статьи 39 ГрК РФ применяться не может.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли населенных пунктов, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Согласно пункту 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно пункту 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Пунктом 2 настоящей статьи ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ понятие градостроительного регламента включает в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

Часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что данные правила должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статьей 34 ГрК РФ предусмотрен порядок установки территориальных зон. Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки.

При этом согласно пункта 2 статьи 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.

Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Частями 5 и 6 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса

До настоящего момента правила землепользования и застройки в городе Вологда в установленном порядке не утверждены, соответственно градостроительные регламенты не установлены.

Таким образом, решение об изменении видов разрешенного использования земельных участков, расположенных по ул. Возрождения 26, 28, 30, пер. Прямой 21, 23, 25, пер. Раздельный 25, 26, 27, 28, 29, 30, принято в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В данном случае, ООО «Строй Полимер Сервис» принадлежат на праве собственности земельные участки из земель населенных пунктов.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено также право указанных лиц возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пункт 2 часть 1 статья 40 ЗК РФ).

Из приведенных норм следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка устанавливается в процессе градостроительного зонирования согласно главе 4 ГрК РФ.

Однако, доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие ООО "СтройПолимерСервис», с установленным разрешенным использованием земельных участков, не имеется, поскольку правила землепользования и застройки в городе Вологда не утверждены.

Между тем разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов использования правообладателем предоставленного ему земельного участка, то есть разрешенное использование земельного участка заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

В данном случае целевое использование земельных участков, принадлежащих ООО «СтройПолимерСервис», осталось неизменным, тогда как ранее установленные виды разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома», «для индивидуального жилищного строительства», «для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома» были изменены на вид разрешенного использования «для жилищного строительства», поскольку ООО «СтройПолимерСервис», осуществляя строительную деятельность, приобрело земельные участки, принадлежащие к категории земли населенных пунктов и предназначенные в соответствии с частью 1 статьи 83 ЗК РФ для застройки и развития населенных пунктов, для осуществления строительства жилых домов.

При этом, как уже отмечалось ранее, если правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого достаточно изменить его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований. Действующее законодательство прямо предусматривает такую процедуру для земель населенных пунктов: вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (30 декабря 2004 г.) решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимаются главами местных администраций с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, оснований для признания недействительным оспариваемого постановления не имеется.

Кроме того, ТСЖ «Возрождение», обратившись в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Главы города Вологды полагает, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В обоснование указанного довода товарищество в своем заявлении об оспаривании постановления, в уточнении к заявлению, а также его представитель в судебном заседании соответствующей аргументации не привели, подтверждающих доказательств в материалы дела не представили.

Положениями статьи 1 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 27 АПК РФ к компетенции арбитражного суда отнесено рассмотрение дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьями 27, 29 и 198 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при одновременном нарушении законных прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствии его закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. ТСЖ, как некоммерческая организация, обладает специальной (уставной, целевой) правоспособностью, которая предполагает, что товарищество вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его учредительных документах и соответствуют установленным в этих документах предмету и целям деятельности данного юридического лица.

Для осуществления указанных функций статьей 137 ЖК РФ товариществу собственников жилья предоставлены права, в частности, заключать договор управления многоквартирным домом, договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу; предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме; в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме; получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации; осуществлять от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков; заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

Системный анализ приведенных положений ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что деятельность ТСЖ по управлению многоквартирным домом носит экономический характер, только если она связана с осуществлением имущественных прав владения, пользования, распоряжения общим имуществом в доме, заключением хозяйственных договоров, совершением иных действий в сфере гражданского оборота. При этом, осуществляя указанные полномочия, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Таким образом, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с дольщиками - членами ТСЖ.

В силу статей 145 - 149 ЖК РФ функции управления ТСЖ осуществляет через уполномоченные органы. В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Вместе с тем согласно части 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом собственников жилья на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом собственников жилья уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.

При таких обстоятельствах довод заявителя о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов ТСЖ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не находит своего подтверждения в материалах дела.

Следовательно, в силу положения статьи 4 АПК РФ заявитель не имел оснований для обращения в арбитражный суд.

Отсутствие одного из необходимых условий для признания недействительным ненормативного правового акта (нарушение оспариваемым распоряжением прав и законных интересов заявителя) в силу части 1 статьи 198 АПК РФ является достаточным основанием для отказа ТСЖ в удовлетворении предъявленного требования.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Товариществом, в связи с обращением в арбитражный суд, уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 06.10.2008 № 100.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, судебные расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

отказать товариществу собственников жилья «Возрождение» в удовлетворении требования о признании недействительным Постановления Главы города Вологды от 22.07.2008 № 3945 «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков по ул. Возрождения 26, 28, 30, пер. Прямой 21, 23, 25, пер. Раздельный 25, 26, 27, 28, 29, 30».

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья О.Б. Ралько