ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-9626/2011 от 08.12.2011 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

08 декабря 2011 года город Вологда Дело № А13-9626/2011

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Логиновой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ординой В.В., рассмотрев материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Топливная Компания» к Вологодской таможне о признании недействительным требования от 15.06.2011 о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации № 10204040/090611/0011208,

при участии от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.09.2011, от Вологодской таможни – ФИО2 по доверенности от 12.01.2011,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Топливная Компания» (далее – ООО «СЗТК», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Вологодской таможне о признании недействительным требования от 15.06.2011 о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации № 10204040/090611/0011208.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на несоответствие требования Вологодской таможни положениям статьи 232 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» (далее – Закон № 311-ФЗ), Таможенному кодексу Таможенного союза (далее – ТК ТС). По мнению представителя общества, у таможенного органа отсутствовали основания для проверки товаров и проведения таможенного досмотра, в ходе проверке не было выявлено несоответствие сведений, заявленных в декларации. Оспариваемое требование привело к нарушению законных прав заявителя, длительному простою транспортного средства и возникновению убытков.

Вологодская таможня в отзыве и ее представитель в судебном заседании требования общества отклонили. Представитель таможни пояснил, что требование от 15.06.2011 Вологодской таможни соответствует положениям таможенного законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО «СЗТК». Таможенный досмотр был назначен в связи с выявлением профиля риска и имеющейся в распоряжении таможенного органа предварительной информации о нарушении таможенного законодательства.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «СЗТК» 09 июня 2011 года была подана в Вологодскую таможню временная таможенная декларация (далее – ВТД) № 10204040/090611/0011208. По данной декларации к таможенному оформлению заявлен товар «опилки древесные агломерированные в виде топливных гранул».

Решение о выпуске товара по ВТД № 10204040/090611/0011208 принято таможенным органом 09.06.2011, о чем имеется отметка на декларации (л.д. 13).

10 июня 2011 года начальнику Вологодской таможни от оперативно-розыскного отдела таможни поступила ориентировка (л.д. 91), в которой указано о полученной в ходе оперативно-следственных действий информации по предполагаемой контрабандной схеме экспорта товара «топливные гранулы». В ориентировке отражено, что экспорт товара будет осуществляться по ДТ № 10204040/090611/0011208 морским транспортом на условиях FOB Череповец. Отдел ОРО в ориентировке изложил просьбу о стопроцентном досмотре товара до его выпуска путем полного взвешивания, измерения и определения характеристик товара с частичной разборкой с взятием проб и образцов.

В судебном заседании представитель таможни пояснил, что данная ориентировки была составлена на основании: оперативной информации, полученной из Управления Федеральной службы безопасности по Вологодской области в письме от 24.12.2010 № 20/800-нс (л.д. 103-104); постановления о возбуждении уголовного дела № 31770 по факту контрабанды топливных гранул в крупном размере; уведомления о подозрении в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении гражданина ФИО3, являющегося представителем ООО «СЗТК» при декларировании товаров; другой информации конфиденциального характера.

На основании перечисленной информации 15.06.2011 Вологодской таможней было выставлено в адрес общества требование о предъявлении товаров для проверки (л.д. 12), в котором отражено, что для проверки соответствия сведений, изложенных в ДТ № 10204040/090611/0011208 принято решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств с взвешиванием. В требовании определено, что таможенный досмотр товаров и транспортных средств состоится 16.06.2011 в 10 часов 00 минут в отношении теплохода «Пяльма». При досмотре требуется присутствие представителя общества.

Одновременно с данным требованием было выставлено требование о проведении операций с товарами и транспортными средствами от 15.06.2011, в котором указано, что в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем требуется проведение процедуры взвешивания.

Требования получены обществом 15.06.2011.

ООО «СЗТК» не согласилось с требованием о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации от 15.06.2011 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно пункту 31 статьи 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств-членов Таможенного союза.

Частью 4 статьи 96 ТК ТС предусмотрено, что товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Следовательно, таможенный контроль товаров, в том числе досмотр товаров, на которые подана таможенная декларация, может осуществляться до пересечения этими товарами таможенной границы. Опилки древесные агломерированные в виде топливных гранул, заявленные по ВТД № 10204040/090611/0011208 с момента регистрации данной декларации и на день выставления требования о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, находились под таможенным контролем.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к декларируемому обществом товару не применяются вывозные таможенные пошлины.

Порядок декларирования товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами при их экспорте, установлен статьей 232 Закона № 311-ФЗ.

Положениями данной статьи предусмотрено, что при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, их декларирование и выпуск осуществляются в упрощенном порядке с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требования таможенных органов при таможенном декларировании таких товаров ограничиваются теми, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки и обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

При декларировании указанных товаров таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 232 Закона № 311-ФЗ таможенный орган вправе осуществить проверку таких товаров и запросить дополнительные документы и сведения в случае наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов.

Материалами дела и объяснениями представителя таможни в судебном заседании подтверждается, что у таможенного органа имелась предварительная информация о совершении при экспорте топливных гранул нарушений таможенного законодательства. Наличие информации подтверждается ориентировкой от 10.06.2011; письмом Управления Федеральной службы безопасности по Вологодской области от 24.12.2010 № 20/800-нс (л.д. 103-104); постановлением о возбуждении уголовного дела № 31770 по факту контрабанды топливных гранул в крупном размере; уведомлением о подозрении в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля таможенными органами используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с положениями главы 18 ТК ТС профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статьи 127); таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128); к объектам анализа риска относятся деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (пункт 5 статьи 129); порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 3, 4 статьи 130).

Представитель Вологодской таможни в дополнительном отзыве на заявление и в судебном заседании пояснил, что при декларировании товара «опилки древесные агломерированные в виде топливных гранул» был выявлен общероссийский автоматический профиль риска № 55/10000/11062008/00230, который применяется исключительно на основании информации правоохранительных подразделений таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств. Мерами по минимизации риска № 55/10000/11062008/00230 являются таможенный досмотр товаров и таможенный досмотр транспортных средств. Данные меры являются необходимыми и достаточными в каждом конкретном случае выявления указанного риска.

С учетом вышеизложенного, у таможенного органа имелись основания для принятия решения о проведении таможенного досмотра и выставления требования о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в ВТД №10204040/090611/0011208.

Довод представителя общества о том, что у таможенного органа не было достаточной информации и правовых оснований для выявления и применения профиля риска, противоречит части 4 статьи 130 ТК ТС, согласно которой содержание установленных профилей является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, а также пункту 4 статьи 162 Закона № 311-ФЗ, предусматривающему, что информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, кроме случаев, установленных законодательством.

Также несостоятельна ссылка общества на отсутствие разрешения начальника таможенного органа на проведение проверки товара.

В соответствии с пунктом 11 статьи 232 Закона № 311-ФЗ проверка товаров допускается с письменного разрешения начальника таможенного органа.

В резолюции на ориентировке от 10.06.2011 (л.д.88), впоследствии дооформленной оперативно-розыскным отделом, и.о. начальника Череповецкого таможенного поста ФИО4 указал на необходимость оформления требования о предъявлении товара к досмотру при получении информации о прибытии судна к погрузке. В резолюции на ориентировке (л.д. 91) начальник Вологодской таможни предписал применить систему управления рисками, и.о. начальника Череповецкого таможенного поста ФИО4 - оформить поручение на досмотр в рамках профиля № 230.

Таким образом, решение о проведении проверки, в том числе таможенного досмотра с взвешиванием товара, согласовано с руководителями Вологодской таможни и Череповецкого таможенного поста.

Общество не согласилось с выбором формы таможенного контроля – таможенный досмотр, а также с методом проведения таможенного досмотра – взвешивание.

Статьей 188 ТК ТС установлена обязанность декларанта при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, предъявлять декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения форм таможенного контроля, применяемых к товарам и транспортным средствам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128).

Пунктом 60 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356 (в редакции, действовавшей в период таможенного оформления) предусмотрено, что при проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.

Таможенный досмотр товаров и таможенный досмотр транспортных средств являются мерами по минимизации риска № 55/10000/11062008/00230.

Согласно статье 110 ТК ТС таможенный досмотр – это одна из форм таможенного контроля, порядок его проведения регламентирован положениями статьи 116 ТК ТС.

Основными целями таможенного досмотра являются получение фактических сведений о товарах и транспортных средствах, идентификация товаров и транспортных средств, выявление и пресечение правонарушений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В силу положений статьи 108 ТК ТС по требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары (пункт 1).

Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов (пункт 3).

Таким образом, в целях таможенного контроля экспортируемого товара при выявлении профиля риска может быть проведен таможенный досмотр товара любым из способов. Осуществление операций по погрузке-выгрузке товара, его взвешиванию для проведения таможенного досмотра является обязанностью лиц, указанных в статье 108 ТК ТС, производятся их силами и средствами и не влечет для таможенного органа каких-либо расходов.

В рассматриваемой ситуации выяснение точного фактического объема задекларированного и перемещаемого через таможенную границу товара – «опилки древесные агломерированные в виде топливных гранул» на соответствующем этапе таможенного оформления и контроля является разумным и оправданным, соответствующим целям таможенного контроля данного товара и целесообразности выбора его определенной формы, а равно балансу интересов участников таможенных правоотношений.

Следовательно, в данном случае решение таможенного органа о проведении таможенного досмотра и совершении обществом операций по выгрузке топливных гранул с целью их взвешивания соответствует положениям таможенного законодательства.

Доводы общества о том, что для определения веса товара не требовалось проведение процедуры взвешивания в связи с измерением веса товара независимым сюрвейером, не могут быть приняты судом во внимание.

Специалист независимого сюрвейера для участия во взвешивании товара был привлечен по инициативе контрагента общества для определения количества экспортируемых топливных гранул. Следовательно, указанный специалист привлекался в целях соблюдения положений внешнеторгового контракта. Использование такого специалиста для целей таможенного контроля не предусмотрено.

Поскольку оспариваемое требование Вологодской таможни соответствует таможенному законодательству и не возлагает на общество каких-либо обязанностей, не предусмотренных нормативными правовыми актами, оно является законным и обоснованным. Требования общества о признании недействительным требования от 15.06.2011 о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации № 10204040/090611/0011208, удовлетворению не подлежат.

В соответствии статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При отказе в удовлетворении предъявленных требований уплаченная заявителем государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная Топливная Компания» о признании недействительным требования Вологодской таможни от 15.06.2011 о предъявлении товаров для проверки соответствия сведений, указанных в таможенной декларации № 10204040/090611/0011208, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья О.П. Логинова