ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-9671/12 от 11.01.2013 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

11 января 2013 года город Вологда Дело № А13-9671/2012

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбуновой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Вологды к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области о признании недействительными подпункта 7 пункта 9 распоряжения (приказа) от 25.07.2012 № 1123, пунктов 1, 2 предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2, протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального казенного учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды»,

при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 16.08.2012, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области – ФИО2 по доверенности от 04.10.2012, от муниципального казенного учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды» – ФИО3 по доверенности от 03.10.2012,

у с т а н о в и л:

администрация города Вологды (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области о признании недействительными подпункта 7 пункта 9 распоряжения (приказа) от 25.07.2012 № 1123, пунктов 1, 2 предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2, протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79.

В обоснование требований заявитель сослался на то, что на территории муниципального образования «Город Вологда» исполнение полномочий органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования «Город Вологда», в том числе по отношению к администрации города Вологды, возложено на муниципальное казенное учреждение «Центр гражданской защиты города Вологды». Ссылаясь на положения пунктов 2.2.1, 2.2.2 устава муниципального казенного учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды», утвержденного постановлением администрации г. Вологды от 06.09.2011 № 5085, заявитель указал, что данное учреждение осуществляет организационно-методическое руководство в создании Вологодского городского запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны; контроль за созданием и содержанием запасов материально-технических и иных средств в целях выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципальными организациями.

По мнению заявителя, обязанность по созданию системы оповещения не возложена на органы местного самоуправления. Заявитель считает, что проверка создания и поддержания в готовности системы оповещения о чрезвычайных ситуациях не могла проводиться, поскольку Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области не были в полном объеме выполнены на территории муниципального образования «Город Вологда» мероприятия по реконструкции находящейся на балансе данного органа системы оповещения. Заявитель также считает, что запас мобильных средств оповещения населения, указанный в пункте 1 оспариваемого предписания, не может быть создан до момента передачи муниципальному образованию «Город Вологда» автоматизированной системы централизованного оповещения населения и определения необходимого оборудования, соответствующего данной системе.

Применительно к пункту 2 оспариваемого предписания заявитель указал, что варианты текстов обращения к населению в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций разработаны муниципальным казенным учреждением «Центр гражданской защиты города Вологды» и являются приложением № 15 к Плану обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы гражданской обороны оповещения и связи города Вологды. При этом администрация указала об отсутствии технической возможности для записи указанных текстов на магнитные и иные носители обращения ввиду отсутствия системы оповещения и данных о возможной чрезвычайной ситуации (виде, времени, месте, возможной зоне угрозы). Администрация также указала, что порядок составления текста сообщения установлен Порядком информирования населения о прогнозируемых и происшедших чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования «Город Вологда» через средства массовой информации, утвержденным заместителями Главы города Вологды.

Кроме того, мотивируя требования, заявитель сослался на следующие обстоятельства: на факт наличия на балансе муниципального казенного учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды» мобильных средств оповещения населения – аварийно-спасательных машин, оснащенных сигнальной громкоговорящей установкой в количестве 4 единиц, мегафонов в количестве 2 единиц, сирен в количестве 7 штук, функционирование на базе данного учреждения системы автоматического оповещения «Ольха» с записью текстов речевых сообщения на носитель; на факт проведения проверок электрических систем и территориальной системы центрального оповещения «Маяк» на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Вологды от 31.08.2010 с составлением актов; на наличие Спасательной службы гражданской обороны города Вологды, созданной на основании постановления Главы города Вологды от 07.02.2007 № 390, с функциями по передаче сигналов оповещения органам управления гражданской обороны города и населению при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени по мобильным каналам связи, радиовещания и телевидения.

Администрация также представила письменные объяснения от 25.12.2012, в которых указала, что Долгосрочная целевая программа развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Вологодской области на 2009 - 2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 № 1720, включает работы по реконструкции территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны «Маяк» Вологодской области и не предусматривает выполнение мероприятий, указанных в оспариваемом предписании.

В судебном заседании представитель администрации поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что нарушения выявлены за пределами задач проверки; до завершения реконструкции территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны «Маяк» не имелось оснований для проверки администрации; постановлением администрации города Вологды от 26.12.2012 № 7821 были внесены изменения в Номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для организации первоочередного жизнеобеспечения населения города Вологды при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера, утвержденную постановлением Главы города Вологды от 27.02.2008 № 815.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – ГУ МЧС России по Вологодской области, Управление) в отзыве на заявление отклонило предъявленные требования, считает законными оспариваемые распоряжение (приказ) от 25.07.2012 № 1123 о проведении внеплановой выездной проверки и предписание от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 по устранению нарушений обязательных требований. Управление указало, что постановлением Главы города Вологды от 27.02.2008 № 815 утверждены Положение о Вологодском городском резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Номенклатура и объем резерва для организации первоочередного жизнеобеспечения населения города Вологды для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера. Тем не менее, вышеуказанным правовым актом не предусмотрены запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения города Вологды. Управление также указало, что на момент проверки не были представлены варианты текстов речевых сообщений для оповещения населения и информирования населения и их запись на магнитные и иные носители информации. Кроме того, Управление сослалось на то, что по результатам рассмотрения мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 63 оспариваемого заявителем протокола об административном правонарушении, администрация была признана виновной в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Управление также представило письменные объяснения от 29.12.2012, в которых пояснило, что при принятии мер по результатам проверки им не учитывались положения Долгосрочной целевой программы развития материально-технической базы пожарных и спасательных сил на территории Вологодской области на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2008 № 1720, поскольку в соответствии с данной программой проводится реконструкция территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны «Маяк» Вологодской области. Данная система оповещения является региональной.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно пояснил, что предметом проверки являлась только местная система оповещения; доводы заявителя о наличии на балансе муниципального казенного учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды» мобильных средств оповещения населения не должны учитываться, поскольку указанному имуществу не придан статус находящегося в запасе либо в резерве.

Определением от 23.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Центр гражданской защиты города Вологды».

Муниципальное казенное учреждение «Центр гражданской защиты города Вологды» (далее – МКУ «ЦГЗ г. Вологды», Учреждение) в отзыве на заявление поддержало доводы заявителя в полном объеме, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 25.07.2012 должностным лицом Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО4 - временно исполняющим обязанности заместителя начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области по надзорной деятельности – начальника Управления надзорной деятельности, вынесено распоряжение (приказ) № 1123 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации города Вологды (далее – распоряжение от 25.07.2012 № 1123).

Пунктом 5 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 установлено, что вышеуказанная проверка наличия средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае». Задачей данной проверки определено осуществление в установленном порядке надзорных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 6 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 в качестве предмета проверки определено: соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 9 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 предписано провести в процессе проверки мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проверки, включая, проверку создания и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях (подпункт 7).

В пункте 11 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 определен перечень документов (копий), представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. В данный перечень включена, в частности: документация по созданию, установлению номенклатуры и объемов, резерва материальных ресурсов, необходимый для решения задач в области ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по контролю за созданием, хранением, использованием и восполнением указанного резерва; документация по созданию местной системы оповещения (разработка текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организации их записи на магнитные и иные носители информации).

На основании распоряжения от 25.07.2012 № 1123 лицом, уполномоченным на проведение проверки, назначен главный специалист – эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области ФИО2; срок проведения проверки установлен 10 рабочих дней; предписано приступить к ее проведению с 30.07.2012 и окончить проверку не позднее 10.08.2012.

В период с 06.08.2012 по 07.08.2012 на основании распоряжения от 25.07.2012 № 1123 вышеназванным специалистом – экспертом Главного управления МЧС России по Вологодской области с участием представителя администрации ФИО1 по доверенности от 03.08.2012, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией города Вологды обязательных требований и требований муниципальных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:

- не созданы запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения (пункт 11 подпункт «д» пункта 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункты 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункт 23 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения» (далее - Приказ № 422/90/376));

- не разработаны тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, не организована их запись на магнитные и иные носители (пункты 10, 25 Приказа № 422/90/376).

По результатам проверки составлены акт проверки от 07.08.2012 № 1123 (далее – акт проверки от 07.08.2012), протокол от 07.08.2012 № 79 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и Управлением заявителю выдано предписание от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 (далее - предписание от 07.08.2012), в котором со ссылкой на необходимость устранения выявленных при проверке нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, администрации предложено:

- создать в органе местного самоуправления запасы мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения в целях устранения нарушений Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Приказа № 422/90/376 (пункт 1 предписания от 07.08.2012);

- разработать тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, организовать их запись на магнитные и иные носители в целях устранения нарушений Приказа № 422/90/376 (пункт 2 предписания от 07.08.2012).

Предписанием от 07.08.2012 установлены сроки устранения вышеуказанных нарушений – не позднее 25.12.2012.

В судебном порядке администрацией оспорены предписание от 07.08.2012 в части пунктов 1, 2 и распоряжение от 25.07.2012 № 1123 в части подпункта 7 пункта 9.

Согласно части 1 статьи 198Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) предусмотрено, что государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение от 01.12.2005 № 712).

Пунктом 2 Положения от 01.12.2005 № 712 предусмотрено, что государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций).

В силу пункта 4 названного Положения от 01.12.2005 № 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт «а»); организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти (подпункт «д»).

Должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку деятельности органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения (подпункт «а» пункта 6 Положения от 01.12.2005 № 712); выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункт «в» пункта 6 Положения от 01.12.2005 № 712).

Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382 (далее - Административный регламент).

Из положений вышеназванного Административного регламента следует, что государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Органами государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы ГНЗЧС) являются МЧС России и его территориальные органы (пункт 3 Административного регламента). Должностные лица структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вправе выдавать предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 12 Административного регламента). Плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжения начальника структурного подразделения (подразделения) территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входит осуществление государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или его заместителя (пункт 67 Административного регламента).

Полномочия должностного лица Главного управления МЧС России по Вологодской области - ФИО4, на подписание оспариваемого распоряжения от 25.07.2012 № 1123 в качестве временно исполняющего обязанности заместителя начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области по надзорной деятельности – начальника Управления надзорной деятельности, подтверждены представленной в материалы дела выпиской из приказа Управления от 19.07.2012 № 116-км.

Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5 Положения от 01.12.2005 № 712).

Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден приказом МЧС России от 25.01.2011 № 14.

В соответствии с вышеназванным Перечнем в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации главный специалист - эксперт относится к должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, предписание от 07.08.2012 вынесено уполномоченным должностным лицом Главного управления МЧС России по Вологодской области.

Абзацем вторым пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015) предписано Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и при необходимости произвести доукомплектование.

В рассматриваемом случае именно вышеназванные положения Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 послужили основанием для вынесения распоряжения от 25.07.2012 № 1123 о проведении внеплановой выездной проверки администрации, что подтверждается пунктом 5 указанного распоряжения.

Наличие на территории города Вологды зон возможного затопления (подтопления) подтверждается материалами дела (том 1, лист 117) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Следовательно, основанием для проведения внеплановой проверки администрации в данном случае послужило распоряжение от 25.07.2012 № 1123, изданное во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Данное основание проведения внеплановой проверки соответствует положениями пункта 52 Административного регламента.

Поводом для возникновения спора в части подпункта 7 пункта 9 распоряжения Управления от 25.07.2012 № 1123, в данном случае послужило несогласие заявителя с объемом мероприятий по контролю, установленным данным распоряжением, а именно, с тем, что для достижения целей и задач проверки Управление признало необходимым выполнить проверку создания и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, о чем и указало в подпункте 7 пункта 9 распоряжения от 25.07.2012 № 1123.

Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение о МЧС России) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Из пункта 3 Положения о МЧС России следует, что МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (приложение № 1; далее - Положение о территориальном органе) и Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (приложение № 2) утверждены приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372.

В вышеназванный Перечень включено Главное управление МЧС России по Вологодской области (пункт 38).

Следовательно, Управление является уполномоченным органом государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 68 Административного регламента при проведении проверки должностное лицо ГНЗЧС не вправе проверять выполнение установленных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа ГНЗЧС, от имени которых действуют эти должностные лица.

Согласно пункту 12 Положения о территориальном органе Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий (подпункт 15).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления, в числе прочих мероприятий обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положение о системах оповещения населения утверждено Приказом № 422/90/3769.

В соответствии с пунктом 23 Приказа № 422/90/376 запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях соответственно. МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 МЧС России издало приказ от 18.07.2012 № 427 в соответствии с которым предписало начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в частности: осуществить меры по проверке готовности системы оповещения населения, проверить в установленном порядке готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по оповещению и эвакуации населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (пункт 6).

Северо-Западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в приказе от 27.07.2012 № 385 предписал начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Северо-Западного федерального округа организовать выполнение пунктов 5 и 6 приказа МЧС России от 18.07.2012 № 427.

Следовательно, в рассматриваемом случае проверка выполнения установленных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и контроля за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения в отношении органа местного самоуправления проведена в рамках полномочий Управления.

Как следует из положений пункта 53 Административного регламента при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение органами местного самоуправления в процессе осуществления деятельности установленных требований, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки.

Как отмечено выше, Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 МЧС России поставлена задача во всех зонах возможного затопления (подтопления) на территории Российской Федерации в срок до 16 августа 2012 г. проверить наличие средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из положений пункта 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, следует, что ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Вологда», принятым решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 № 301 (далее - Устав города Вологды), администрация является органом местного самоуправления - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Вологда».

В силу статьи 44 Устава города Вологды администрация участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах города Вологды.

В связи с чем, включение Управлением в подпункт 7 пункта 9 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 спорных мероприятий при организации проверки в отношении администрации, является правомерным.

Из положений статьи 4 Закона № 68-ФЗ следует, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.

На основании подпункта «д» пункта 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 25 Закона № 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой, установлен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (далее – Положение о единой системе).

В соответствии с вышеназванным Положением единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3). Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе, резервы органов местного самоуправления. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом (пункт 20).

Предметом проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является, в том числе создание резервов финансовых и материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 5 Административного регламента).

Проведение спорных мероприятий по проверке создания и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях предписано, по существу, для проверки создания резервов материальных ресурсов, систем связи, оповещения и информационного обеспечения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что соответствует задаче проверки наличия средств, предназначенных и выделяемых для эвакуационных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поставленной Указом Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015.

Следовательно, спорные мероприятия по проверке создания и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях включены Управлением в число необходимых для достижения целей и задач проверки правомерно, в пределах полномочий, предоставленных Положением о территориальном органе и в соответствии с требованиями пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2012 № 1015 «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае».

При вышеизложенных обстоятельствах, распоряжение от 25.07.2012 № 1123 в части положений подпункта 7 пункта 9 не противоречит положениям Административного регламента и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Администрацией также заявлено требование о признании недействительным предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 по устранению нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 2.

В силу подпункта «д» пункта 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» также следует, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Согласно части 2 статьи 25 Закона № 68-ФЗ порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок № 1340), который определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации).

Из положений Порядка № 1340 следует, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Местные резервы материальных ресурсов создаются решением органов местного самоуправления, финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств местных бюджетов. Объектовые резервы материальных ресурсов создаются решением администраций предприятий, учреждений и организаций, финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению объектовых резервов осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. МЧС России осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 6 Закона № 68-ФЗ на органы местного самоуправления возложены обязанности оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Статьей 6 Закона № 68-ФЗ определено, что специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Из положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» также следует, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 25.10.2003 № 1544-р, которым в целях обеспечения своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время предписано МЧС России в 2004 - 2006 годах провести реконструкцию федеральной и региональных (в границах федеральных округов) автоматизированных систем централизованного оповещения населения (пункт 1) и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ; предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия; при создании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны предусматривать создание запасов мобильных средств оповещения населения (пункт 3).

Письмом МЧС России от 24.10.2006 № 1-4-101-2-5 даны организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2007 - 2008 годы. Названным письмом МЧС России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, председателям КЧС и ПБ регионального и местного уровней предписано направить основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем и звеньев РСЧС на принятие мер по выполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р в части, создания запасов мобильных средств оповещения населения.

Положение о системах оповещения населения утверждено Приказом № 422/90/376. В соответствии с пунктом 23 Приказа № 422/90/376 запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях соответственно. МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль за  накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

Как предусмотрено пунктом 25 Приказа № 422/90/376 в целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправленияразрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации.

Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт.

В данном случае Управление документально подтвердило правомерность вынесенного им предписания и обоснованность выводов о наличии со стороны общества нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, в подтверждение факта нарушения, выразившегося в невыполнении предусмотренных пунктом 23 Приказа № 422/90/376 требований о создании запасов мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения, Управление в акте проверки обоснованно ссылается на отсутствие соответствующих технических средств в постановлении Главы города Вологды от 27.02.2008 № 815 «О Вологодском городском резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На момент рассмотрения дела судом, администрацией в целях создания таких запасов внесены изменения в Номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов для организации первоочередного жизнеобеспечения населения города Вологды при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера, утвержденную постановлением Главы города Вологды от 27.02.2008 № 815 (постановление администрации города Вологды от 26.12.2012 № 7821).

Администрация в заявлении и ее представитель в судебном заседании не оспаривали отсутствие записи текстов спорных речевых сообщений на магнитные и иные носители информации.

Доводам заявителя о том, что Учреждением разработаны варианты текстов обращения к населению в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, которые являются приложением № 15 к Плану обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы гражданской обороны оповещения и связи города Вологды, дана оценка в решении Вологодского городского суда от 25 октября 2012 года по делу № 12-1314/2012. Данные доводы администрации не приняты во внимание Вологодским городским судом. По настоящему делу у суда не имеется основания для иной оценки указанных доводов заявителя, с учетом следующего.

Из положений пунктов 70, 71 Административного регламента следует, что должностное лицо ГНЗЧС требует для ознакомления предусмотренную законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций документацию, необходимую для оценки соответствия объекта установленным требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При необходимости указанная документация или ее часть, в копиях, может быть приобщена к материалам проверки. В этом случае в акте проверки делается соответствующая отметка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, предоставить документацию, необходимую для оценки технического состояния объекта, также делается отметка в акте проверки.

Как указано выше, в пункте 11 распоряжения от 25.07.2012 № 1123 определен перечень документов (копий), представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в частности, документация по созданию местной системы оповещения (разработка текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организации их записи на магнитные и иные носители информации).

По результатам проверки в акте проверки от 07.08.2012 зафиксировано, что администрацией не разработаны тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения, не организована их запись на магнитные и иные носители.

Представитель Управления в судебном заседании не признал, что администрацией предоставлялись тексты речевых сообщений, запрошенные распоряжением от 25.07.2012 № 1123.

Заявитель представил в материалы дела извлечения из Плана обеспечения мероприятий гражданской обороны спасательной службы гражданской обороны оповещения и связи города Вологды, утвержденного в 2012 году начальником службы гражданской обороны, оповещения и связи города Вологды (далее – План; том 1, листы 45-49). Указанный документ не содержит сведений о дате и месяце его утверждения, в заявлении об оспаривании предписания соответствующие сведения также не приведены.

В судебном заседании представитель заявителя не опроверг факт непредставления Управлению данных документов при проведении проверки.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что включенные в План тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения были разработаны до вынесения оспариваемого предписания от 07.08.2012.

С учетом вышеизложенного, заявитель не доказал наличие на момент вынесения оспариваемого предписания разработанных текстов обращения к населению в случае возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в материалы дела представлена копия постановления администрации города Вологды от 08.11.2012 № 6595, которым утвержден Порядок оповещения и информирования населения муниципального образования «Город Вологда» об угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций в мирного и военного времени (далее - Порядок оповещения). В пункте 3.3 названного Порядка оповещения указано, что тексты сообщений с указанием порядка действий населения по сигналам оповещения гражданской обороны, предварительно записанные и заложенные на рабочие места дикторов радио- и телевизионных студий, передаются по команде оперативных дежурных ЕДДС города Вологды, с перерывом программ вещания.

Вместе с тем, ссылка представителя третьего лица в судебном заседании на вышеприведенные положения пункта 3.3 Порядка оповещения также не свидетельствует о наличии разработанных текстов речевых сообщений для оповещения и информирования населения, предусмотренных пунктом 25 Приказа № 422/90/376, на момент вынесения оспариваемого предписания.

Доводы заявителя о нахождении на балансе Учреждения мобильных средств оповещения населения не принимаются судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления мер для включения конкретных объектов мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения в запас.

Доводы заявителя о недопустимости проведения проверки до завершения Управлением на территории муниципального образования «Город Вологда» мероприятий по реконструкции территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны «Маяк» Вологодской области, по существу, заключаются в том, что, по мнению администрации, выявленные при проведении проверки обстоятельства не свидетельствуют о нарушении администрацией действующего законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суд считает такую позицию заявителя ошибочной с учетом следующего.

Мероприятия, предусмотренные предписанием от 07.08.2012, не относятся к указанному в абзаце 2 пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 № 1544-р комплексу организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения.

Предметом проверки в данном случае являлась проверка создания и поддержания в постоянной готовности местных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Наличие утвержденных в установленном порядке целевых программ, предусматривающих иные сроки выполнения мероприятий, предусмотренных оспариваемым предписанием от 07.08.2012, судом в данном случае не установлено.

Доводы в части процедуры проведения проверки администрацией не заявлены.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что нормы, закрепленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не распространяются на спорные правоотношения по проверке заявителя.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу № 3495/2012, от 11.09.2012 по делу № А13-4910/2011, от 31.10.2011 № А13-3965/2011, от 18.12.2012 по делу № А13-3493/2012, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.02.2012 по делу № А13-3965/2011 и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.05.2012 № ВАС-5392/12.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в пределах доводов сторон, и принимая во внимание, что заявитель не доказал нарушение оспариваемыми ненормативными актами прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания незаконным распоряжения (приказа) от 25.07.2012 № 1123 в части подпункта 7 пункта 9, признания недействительным предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 в части пунктов 1, 2.

При вышеизложенных обстоятельствах заявленные администрацией города Вологды к Главному управлению МЧС России по Вологодской области требования о признании незаконным распоряжения (приказа) от 25.07.2012 № 1123 о проведении внеплановой выездной проверки в части подпункта 7 пункта 9, о признании недействительным предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 по устранению нарушений обязательных требований в части пунктов 1, 2, не подлежат удовлетворению.

По настоящему делу заявителем также оспорен составленный главным специалистом – экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области в отношении администрации города Вологды протокол об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79 (том 1, лист 19).

Требование заявителя о признании недействительным указанного протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79, суд считает не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 27, 29 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием иных органов, должностных лиц, граждан.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии со статьей 207 АПК РФ к компетенции арбитражного суда относится рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В части 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу статьи 23.1 КоАП РФ обжалованию подлежат постановления о привлечении к административной ответственности, законность принятия которых проверяется судом. Протокол об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79 является одним из доказательств, оценка которому дана в решении Вологодского городского суда от 25 октября 2012 года по делу № 12-1314/2012 (том 1, листы 97-100) при проверке законности принятого мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 63 постановления от 28 августа 2012 года по делу № 5-1778/12г., которым администрация города Вологды привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ.

Таким образом, в арбитражном суде не подлежит рассмотрению дело по требованию заявителя о признании недействительным протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах производство по делу в части требования заявителя о признании недействительным протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79, подлежит прекращению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

прекратить производство по делу № А13-9671/2012 в части требований администрации города Вологды о признании недействительным протокола об административном правонарушении от 07.08.2012 № 79.

В удовлетворении требований администрации города Вологды к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области о признании незаконным распоряжения (приказа) от 25.07.2012 № 1123 в части подпункта 7 пункта 9, о признании недействительным предписания от 07.08.2012 № 1123/4/1123-2 в части пунктов 1, 2, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.В. Парфенюк