Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-10133/2013
«06» ноября 2013 г.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Домарева В.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Воронеж
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о взыскании 25821,71 руб. финансовых санкций,
без вызова сторон
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (далее – ответчик) о взыскании 25821,71 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением от 18.09.2013 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Копии определения суда от 18.09.2013 о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства направлены в адрес лиц, участвующих в деле, и вручены им, что подтверждается поступившими уведомлениями (от заявителя и от ответчика).
Через канцелярию суда в пределах сроков, установленных определением суда от 18.09.2013, ответчиком в материалы дела представлены возражения на заявление.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области (сокращенное наименование – ГУ МЧС России по Воронежской области) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 17.11.2004 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
В период с 14.11.2012 по 04.12.2012 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже проведена выездная проверка ГУ МЧС России по Воронежской области по вопросам соблюдения законодательства по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 04.12.2012 №04603412АВ0000911.
Рассмотрев указанный акт и материалы проверки органом контроля за уплатой страховых взносов принято решение от 16.01.2013 №04603413РВ0000024, которым плательщик страховых взносов привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1789,20 руб., а также статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) в виде штрафа в размере 25821,71 руб. Кроме того, плательщику страховых взносов начислены пени по состоянию на 16.01.2013 на общую сумму 798,79 руб., в т.ч.: 621,47 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС в ПФ на страховую часть; 48,21 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС в ПФ на накопительную часть; 77,68 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС в ФФОМС; 51,43 руб. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС в ТФОМС. Также плательщику страховых взносов предложено уплатить недоимку на общую сумму 8496 руб., в т.ч.: 6960 руб. недоимка по страховым взносам на ОПС в ПФ на страховую часть; 540 руб. недоимка по страховым взносам на ОПС в ПФ на накопительную часть; 870 руб. недоимка по страховым взносам на ОМС в ФФОМС; 576 руб. недоимка по страховым взносам на ОМС в ТФОМС.
На основании вступившего в силу решения органа контроля за уплатой страховых взносов в порядке п.14 ст. 39, ст.22 Закона №212-ФЗ в адрес ГУ МЧС России по Воронежской области направлено требование от 08.02.2013 №04603412АВ0000911 об уплате в срок до 11.03.2013 штрафа в размере 25821,71 руб. по указанному решению.
В установленный срок указанное требование исполнено не было, в связи с чем орган контроля за уплатой страховых взносов обратился с заявлением о взыскании указанной суммы в арбитражный суд.
Согласно ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу ст. 2 Закона №167-ФЗ Закон №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
На основании ст. 16 Закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п. 1, 2 ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона №27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Состав вменяемого правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 №7828/12, ч. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со ст. 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон №27-ФЗ не предусматривает.
Как усматривается из материалов дела, а именно акта от 04.12.2012 №04603412АВ0000911, органом контроля за уплатой страховых взносов выявлено, что в декабре 2011 согласно приказу ГУ МЧС России по Воронежской области от 28.12.2011 №874 ответчиком произведена единовременная выплата по случаю празднования Дня спасателя работающим ветеранам системы МЧС: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 по 3000 руб. каждому. При этом суммы единовременных выплат не отражены в расчете формы РСВ-1 за отчетный период 2011г. Кроме того, орган контроля за уплатой страховых взносов пришел к выводу о том, что в связи с неправильным определением базы для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов в Пенсионный фонд представлены недостоверные сведения о начисленных страховых взносах за 2011г. (сведения индивидуального (персонифицированного) учета).
Указанные обстоятельства послужили основанием для начисления соответствующих сумм страховых взносов и пени, а также привлечения плательщика к ответственности предусмотренной ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ и ст.17 Закона №27-ФЗ, в виде штрафов на общие суммы 1789,20 руб. и 25821,71 руб., соответственно.
Наряду с этим нарушением органом контроля за уплатой страховых взносов установлен факт непредставления индивидуальных сведений за 9 мес. 2011г. в отношении ФИО11, согласно приказам о предоставлении отпуска по беременности и родам от 10.05.2011 №22, 13.09.2011 №71, табелям учета рабочего времени за июль-сентябрь 2011г.
Вместе с тем, данное нарушение не повлекло начисления финансовых санкций (штрафа), исходя из резолютивной части решения органа контроля за уплатой страховых взносов, и касается отчетного периода - 9 мес. 2011г., в котором штрафы не начислены (л.д.53).
Что касается установленных органом контроля за уплатой страховых взносов нарушений за отчетный период 2011г. необходимо отметить следующее.
В упомянутых выше акте и решении отсутствует информация о том, что индивидуальные сведения за отчетный период 2011г. представлены несвоевременно или о том, что страхователь не представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к ответственности предусмотренной ст. 17 Закона №27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период 2011г., вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов, у заявителя не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В силу ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В нарушение указанных норм заявителем не представлено достоверных и достаточных доказательств законности взыскания финансовых санкций.
На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя о взыскании с ответчика финансовых санкций следует отказать.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
Заявитель в соответствии с пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст.110, 167–170, 176, 212-216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Воронежской области 25821,71 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья В.В. Домарева