ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Воронеж Дело № А14-10453/2015
«06» октября 2015г.
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 октября 2015 года
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Невской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
к управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконным решения от 13.03.2015 №046 031 15 РК 0001399 в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 27.07.2015 б/н (сроком на 1 год),
от ответчика: ФИО3 – главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 12.01.2015 №01-36/15,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее по тексту – УПФР в г.Воронеже Воронежской области, ответчик по делу) о признании незаконным решения от 13.03.2015 №046 031 15 РК 0001399 в части привлечения к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 2 023 руб.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель УПФР в г. Воронеже Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения.
В судебном заседании 29.09.2015 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.09.2015.
Из материалов дела следует:
индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован в качестве страхователя в органах пенсионного фонда за номером 046031016076.
УПФР в г.Воронеже Воронежской области была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов, результаты которой отражены в акте №04603130000803 от 09.02.2015.
По результатам рассмотрения акта УПФР в г.Воронеже Воронежской области 13.03.2015 было принято решение №046 031 15 РК 0001399 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания 2 023 руб. 90 коп. штрафа, которым ответчику было предложено уплатить штраф, а также пени в сумме 24 руб. 40 коп.
В адрес страхователя было направлено указанное решение и требование №0460314006190 от 14.04.2013 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 06.05.2015.
Не согласившись с решением УПФР в г.Воронеже Воронежской области в части размера штрафа, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с настоящими требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и оценив представленные по делу доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий бездействий) незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 117, часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Оспариваемое индивидуальным предпринимателем ФИО1 решение УПФР в г.Воронеже Воронежской области принято 13.03.2015, в то время как обращение заявителя в суд последовало 27.07.2015.
Однако при этом судом установлено, что о существовании данного решения заявителю стало известно только 29.06.2015 в ходе судебного заседания по делу №А14-6928/2015 о признании недействительным требования УПФР в г.Воронеже Воронежской области от 14.04.2015 №04603140061090, выставленного на основании решенияот 13.03.2015 №046 031 15 РК 0001399.
При этом следует отметить, что оспариваемое решение было принято в отсутствие предпринимателя и направлено последнему по почте. Согласно данным официального сайта ФГУП «Почта России» сведения о доставке отправления управления Пенсионного фонда с почтовым идентификатором 39400981840466-3940098184633 (по списку) не найдены. Доказательства обратного суду не представлены.
Таким образом, обращение заявителя в арбитражный суд последовало в установленный статьей 198 АПК РФ срок.
Для признания недействительным актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременно осуществление указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.09.1999г. №165-ФЗ (с изменениями, /далее – Федеральный закон №165/), обязательное пенсионное страхование является обязательной составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
Во исполнение статьи 1 Закона №165-ФЗ был принят Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (с изменениями, /далее Федеральный закон №167/), в соответствии с частью 3 статьи 2 которого правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом.
Такой федеральный закон №212-ФЗ был принят 24.07.2009 и введен в действие на территории Российской Федерации с 01.01.2010.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Индивидуальный предприниматель ФИО1является страхователем в соответствии с Федеральным законом №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Как установлено подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (часть 2 статьи 10 Закона №212-ФЗ). Следовательно, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 год страхователю необходимо было подать в Пенсионный фонд РФ до 16 февраля 2013 года.
Согласно части 10 статьи 15 Закона №212-ФЗ при представлении расчётов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет подтверждение приёма указанных расчётов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Прием и регистрация расчетов осуществляется специалистами территориальных органов Пенсионного фонда в порядке, определенном административным регламентом по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - административный регламент по приему), утвержденному приказом Министерства труда и социального развития №329н от 22.10.2012 года.
Административный регламент по приему определяет сроки, стандарты и последовательность действий (административных процедур) Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по предоставлению государственной услуги .по приему от плательщиков страховых взносов расчетов.
Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, является расчет.
Расчет может быть представлен: на бумажных носителях информации (лично или по почте); в электронном виде (на магнитных носителях) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи; по электронным каналам связи с применением усиленно квалифицированной электронной подписи; с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных муниципальных услуг (функций), при наличии гарантий его достоверности и зашиты от несанкционированнаго доступа.
В приеме документов может быть отказано в следующих случаях: отсутствие печати в расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи), несоответствие расчета, представленного заявителем, форме расчета,, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовом) регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа подтверждающего полномочия представителя заявителя; отсутствие файла расчета на магнитном носителе информации (пункт 24 административного регламента по приему).
Срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период 9 месяцев 2014г. - до 18 ноября 2014г.
Как установлено судом, индивидуальный предприниматель ФИО1 представил отчет по форме РСВ-1 за период 9 месяцев 2014г. по почте, отправленный 17.11.2014. Однако, данный отчет не был принят, по причине того, что содержал ошибки: в 6-ом разделе отсутствовали сведения на одного человека.
В связи с этим, страхователю было направлено извещение об отказе в приеме документов, необходимых для представления государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам № 11 от 24.11.2014, что подтверждается списком почтовых отправлений от 24.11.2014.
Страхователем был прислан отчет по форме РСВ-1 за период 9 месяцев 2014 посредством телекоммуникационной связи с электронной цифровой подписью, который был принят и записан в программный комплекс ПТК АСВ только 29.12.2014, то есть с нарушением срока на 42 дня.
В соответствии с частью 1 статьи 46 названного Закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 11 Федерального закона №165-ФЗ и пункту 2 статьи 40 Федерального закона №212 – ФЗ привлечение к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании изложенного, орган пенсионного фонда правомерно привлек индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания 2 023 руб. 90 коп.
Расчет суммы штрафных санкций соответствует требованиям законодательства, заявителем не оспаривается.
Довод индивидуального предпринимателя ФИО1 о нарушении процедуры, предусмотренной статьей 39 Закона №212-ФЗ выразившимся в ненадлежащем извещении заявителя о дате рассмотрения акта камеральной проверки, а также в вынесении решения днем позже рассмотрения акта камеральной проверки отклоняются за несостоятельностью исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 38 Закона №212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, вотношении которого приводилась проверка (его уполномоченному представителю)лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Акт проверки с указанием даты его рассмотрения - 12.03.2015 и уведомление о вызове страхователя были направлены по почте заказным письмом 11.02.2015.
То обстоятельство, что решение о привлечении к ответственности датировано 13.03.2015, тогда как индивидуальный предприниматель ФИО1 уведомлен о рассмотрении материалов проверки на 12.03.2015, не означает, что нарушена процедура рассмотрения материалов проверки, поскольку из статьи 39 Закона №212-ФЗ, предусматривающей порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, не следует, что данное решение должно быть датировано именно днем рассмотрения материалов проверки.
Однако суд считает возможным снизить размер взыскиваемого УПФР в г.Воронеже Воронежской области штрафа, руководствуясь следующим.
В силу пункта 1 статьи 39 ФЗ от 27.07.2009г. №212-ФЗ, акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом частью четвертой пункта 6 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью четвертой пункта 1 статьи 44 Закона №212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Таким образом, право оценивать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, которые учитываются при применении финансовых санкций, а также оценивать размер снижения штрафа принадлежит как органу контроля за уплатой страховых взносов, выносящему решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, так и суду в рамках рассмотрения соответствующего спора.
В данном случае из решения Фонда не усматривается установление УПФР в г.Воронеже Воронежской области ни обстоятельств, смягчающих ответственность, ни обстоятельств, отягчающих ответственность индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершенное правонарушение.
Однако, учитывая, что по характеру правонарушение не является умышленным, совершено заявителем впервые, отсутствие отрицательных последствий правонарушения, а также незначительность пропуска срока представления расчета, исходя из принципов справедливости и соразмерности наказания и необходимости дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, суд считает возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 220 руб.
С учетом изложенного требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительным решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах подлежат удовлетворению в части взыскания штрафа в сумме 1 803 руб. 90 коп.
В остальной части требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами,
участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны - с УПФР в г.Воронеже Воронежской области.
При этом суд исходит из следующего.
После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
С учетом изложенного и правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 13.11.2008 №7959/08 (в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере).
Заявителем при обращении в суд согласно чека-ордера от 08.04.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.
С учетом положений статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения дела, расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.
На основании материалов дела и руководствуясь статьями 4,7-11,13,16,65,110,167-170,180,216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 13.03.2015 №04603115РК0001399 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания штрафа по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в размере 1 803 руб. 90 коп., как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Обязать управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже устранить допущенные решением от 13.03.2015 №04603115РК0001399 в признанной недействительной части нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (г.Воронеж, запись в ЕГРЮЛ внесена МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 02.04.2007 за ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Воронеж, запись в ЕГРИП внесена МИФНС России № 12 по Воронежской области 23.07.2012 за ОГРН <***>, ИНН <***>), судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через арбитражный суд Воронежской области.
Судья М.С. Есакова