ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-10747/2021 от 13.12.2021 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                          Дело № А14-10747/2021

«13» декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ливенцевой Д.В.,                                                      

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илларионовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания», г. Тула (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.04.2021 № 223-1589, об отказе в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «КВАДРА» - «ЛИПЕЦКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ», IV этап строительства – многоквартирные жилые дома строительный номер 23, по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке», обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1 представитель по доверенности от 23.12.2020 № ИА-680/2020-ЛГ, диплом,  паспорт,                                                                                                                                                                          

от заинтересованного лица - ФИО2 специалист – эксперт по доверенности от 23.12.2020 № Д-220-60, диплом, паспорт; ФИО3 старший государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Липецкой области по доверенности от 09.09.2021 № Д-223-26, паспорт,

установил:

публичное акционерное общество «Квадра – Генерирующая компания» (далее – заявитель, ПАО «Квадра») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  (далее – заинтересованное лицо, Верхне-Донское управление Ростехнадзора) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.04.2021 № 223-1589, об отказе в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «КВАДРА» - «ЛИПЕЦКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ», IV этап строительства – многоквартирные жилые дома строительный номер 23, по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке», обязании устранить нарушения прав и законных интересов ПАО «КВАДРА».

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 06.12.2021 представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве. 

В судебном заседании 06.12.2021 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 13.12.2021. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайонов в г. Липецке осуществляется филиалом ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» в рамках исполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2019 - 2023 годы, утвержденной Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.10.2018            № 41/2.

Пунктом 1.1.6 вышеуказанной инвестиционной программы предусмотрено строительство тепловых сетей от магистрали до инженерно-технических сетей каждого дома для теплоснабжения 30 - 31 микрорайонов г. Липецка. Необходимость проведения работ обусловлена обращением в филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» компании ОАО Трест «Липецкстрой» о подключении к системе теплоснабжения.

В рамках заключенного между ПАО «Квадра» (исполнитель) и ОАО трест «Липецкстрой» (заявитель) договора о подключении к системам теплоснабжения от 04.08.2015 №59 исполнитель принял на себя обязанность осуществить действия по подготовке и созданию тепловых сетей системы теплоснабжения Юго-Западной котельной и создать необходимый резерв тепловой мощности на источнике для обеспечения заявленной тепловой мощности объекта «Застройка 30-31 микрорайонов в г. Липецке», а также осуществить действия по обеспечению технической готовности тепловых сетей исполнителя к подаче заявителю ресурсов в пределах заявленной мощности (п.п. 3.1.1, 3.1.3 Договора).

В соответствии с условиями договора от 04.08.2015 №59, а также положениями Правил №787 ПАО «Квадра» были выполнены строительно-монтажные работы на объекте «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 20-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация». IV этап строительства -многоквартирные жилые дома строительный номер 23 по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке».

ПАО «Квадра» обратилось в Верхне-Донское управление Ростехнадзора с заявлением от 18.03.2021 о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения: тепловые сети ввода для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация», IV этап строительства - многоквартирные жилые дома строительный номер 23 по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке (далее - допускаемый Объект теплоснабжения).

08.04.2021 в адрес филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» от Верхне-Донского управления Ростехнадзора поступило уведомление об отказе в выдаче разрешения от 06.04.2021 №223-1589, которым заявителю было сообщено об оставлении заявления о выдаче разрешения на допуск без рассмотрения в связи с тем, что на указанные тепловые сети не требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию согласно Правил выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию.

ПАО «Квадра» полагая, что принятое Верхне-Донским: управлением Ростехнадзора решение об оставлении заявления о выдаче разрешения на допуск без рассмотрения, выраженное в письме от 06.04.2021 №223-1589 является незаконным, необоснованным, нарушающим права организации в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заявитель указывает, что категории объектов, для которых в соответствии с Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 № 85 требуется получение разрешение на допуск в эксплуатацию, приведены в пункте 3 данных Правил, при этом указанная норма не содержит оговорку «за исключением опасных производственных объектов». По мнению заявителя, иные положения действующего законодательства также не указывают на отсутствие необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию объектов, если их характеристики позволяют идентифицировать их в качестве опасных. Кроме того, согласно Схеме теплоснабжения городского округа города Липецк Липецкой области на период до 2035 года (актуализация на 2022 год), утвержденной Приказом Минэнерго России от 29.09.2021 № 999, температурный график отпуска тепловой энергии от Липецкой ТЭЦ-2, котельных «Привокзальная», Северо-Западная, Юго-Западная, работающих на общую тепловую сеть, температура сетевой воды в подающих магистралях не превышает 110 градусов Цельсия. При этом, проектом Схемы теплоснабжения не предусматривается корректировка утвержденных температурных графиков.

Заинтересованное лицо, в ходе рассмотрения дела ссылаясь на то, что объект теплоснабжения относится к категории опасных производственных объектов, в связи, с чем выдача разрешения на допуск в эксплуатацию в соответствии с Правилами, утвержденными Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 № 85, не может быть произведена.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования  подлежат удовлетворению, при этом суд  руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий по отказу в предоставлении лицензии на осуществление указанной деятельности, возлагается на административный орган.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Верхне-Донское управление Ростехнадзора осуществляет контроль (надзор) за магистральными электрическими сетями Верхне-Донского ПМЭС на территории Воронежской, Тамбовской Липецкой областей, Черноземного ПМЭС на территории Орловской, Курской, Белгородской областей (пункт 4 Приказа Ростехнадзора от 28.11.2011 № 660 «Об утверждении распределения полномочий между территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управлением государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению контроля (надзора) за объектами электросетевого хозяйства ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.01.2021 № 85 (далее – Правила № 85) разрешение на допуск требуется для объектов теплоснабжения (источников тепловой энергии, тепловых сетей) и (или) теплопотребляющих установок - в случаях, предусмотренных Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 787).

Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайонов в                   г. Липецке осуществляется филиалом ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» в рамках исполнения мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой на 2019 - 2023 годы, утвержденной Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 26.10.2018 №41/2.

Пунктом 1.1.6 вышеуказанной инвестиционной программы предусмотрено строительство тепловых сетей от магистрали до инженерно-технических сетей каждого дома для теплоснабжения 30 - 31 микрорайонов г. Липецка. Необходимость проведения работ обусловлена обращением в филиал ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» компании ОАО Трест «Липецкстрой» о подключении к системе теплоснабжения.

Согласно пункта 15 Правил № 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;

б)  заключение договора о подключении;

в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями
подключения и договором о подключении;

г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и
оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;

д) получение временного разрешения органа федерального государственного
энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного
опробования в отношении объектов теплоснабжения и тчплопотребляющих установок, указанных в пункте 49 настоящих Правил;

е) подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя на время
проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;

ж) составление акта о подключении;

з) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее – Правила               № 115) тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта «з» пункта 15 Правил №787 требование о необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию распространяются на все энергоустановки, созданные или реконструированные в рамках выполнения действий по технологическому присоединению объектов заявителя к системе теплоснабжения не зависимо от того, созданы ли они заявителем в целях потребления тепловой энергии или исполнителем в целях производства, передачи или распределения тепловой энергии.

Кроме того, обстоятельства необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых сетей, созданных исполнителем для технологического присоединения объекта заявителя к системе теплоснабжения, подтверждаются иными положениями Правил №787.

В частности, в соответствии с пунктом 33 Правил №787 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняются исполнителем в случае подключения многоквартирного дома - до границы сетей инженерно-технического обеспечения дома.

Согласно пункту 34 Правил №787 заявитель вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению в случае подключения многоквартирного дома - за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем.

В таком случае исполнитель заключает с заявителем договор в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В указанный договор должны быть включены в том числе положения, предусматривающие:

- обязанность заявителя получить временное разрешение органа федерального государственного энергетического надзора для проведения пусконаладочных работ и комплексного опробования;

- обязанность заявителя предоставить исполнителю до составления акта о подключении разрешение органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию соответствующих объектов теплоснабжения;

- обязанность заявителя передать исполнителю в собственность созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения;

- обязанность исполнителя принять созданный в результате проведения работ, определенных договором, объект теплоснабжения и офсрмить на такой объект право собственности в установленном порядке.

Следовательно, согласно подпункту «з» пункта 15, пункту 34 Правил № 787 разрешение на допуск в эксплуатацию должно быть получено в отношении вновьсозданных тепловых сетей (объектов теплоснабжения), к которым присоединяется система инженерно-технического обеспечения подключаемого к системе теплоснабжения многоквартирного жилого дома.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что предусмотренный подпунктом «з» пункта 15 Правил №787 этап получения разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергоустановки относится ко все объектам теплоснабжения, созданным в рамках выполнения договора подключения к системе теплоснабжения, т.е. и к энергопотребляющим установкам заявителя (сети инженерно-технического обеспечения дома), и к объектам теплоснабжения (тепловые сети) теплоснабжающей организации (исполнителя), созданные такой организацией в рамках исполнения обязательств по технологическому присоединению.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил № 85 разрешение на допуск требуется для вновь вводимых в эксплуатацию или реконструированных объектов по производству электрической энергии (в том числе по производству в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, технологическое присоединение которых не осуществляется, - в случае если их параметры (характеристики) идентичны параметрам объектов и установок, для которых получение разрешений на допуск предусмотрено Правилами технологического присоединения к электрическим сетям и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 808), соответственно.

В соответствии с пунктом 36 Правил № 808 разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки требуется для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию.

Как указано в пункте 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Согласно пункту 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» для строительства, реконструкции тепловых сетей, транспортирующих горячую воду с температурой до 150 °С включительно не требуется получение разрешения на строительство.

Как усматривается из материалов дела, направленный к заявлению от 18.03.2021 в Верхне-Донское управление Ростехнадзора расчетный температурный график для допускаемого объекта теплоснабжения 114/70 °С, следовательно, разрешение на строительство данного объекта и разрешение на ввод в эксплуатацию не требуются.

Кроме того, допускаемый объект теплоснабжения является вновь вводимым в эксплуатацию, в отношении которого мероприятия по технологическому присоединению не осуществляются.

Суммарная тепловая нагрузка допускаемого объекта теплоснабжения (тепловые сети ввода), в отношении которого запрашивалось разрешение на ввод в эксплуатацию, согласно заявлению от 18.03.2021 составляет 2,34 Гкал/ч.

Принимая во внимание совокупность вышеуказанных характеристик, следует, что допускаемый Объект теплоснабжения в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил №85 относится к категории объектов, в отношении которых Верхне-Донским управлением Ростехнадзора должно быть выдано разрешение на допуск в эксплуатацию.

Судом также отмечается, что положения подпункта «в» пункта 3 Правил №85 применительно к допускаемому объекту теплоснабжения согласуются с положениями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок №115, согласно которым допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию (пункты 2.4.2, 2.4.11 Правил).

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закона № 116-ФЗ).

В абзаце 1 преамбулы Закона № 116-ФЗ указано, что данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону.

В соответствии с Приложением 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Заинтересованное лицо указывает, что спорные тепловые сети идентифицируются как составляющие опасного производственного объекта «Участок трубопроводов теплосети Привокзального эксплуатационного района г. Липецка» рег. № А11-00861-0400, III класса опасности и подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Между тем, законодатель не связывает необходимость получения разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения с наличием или отсутствием у данного объекта статуса опасного производственного объекта.

Категории объектов, для которых в соответствии с Правилами №85 требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, приведены в пункте 3 данных Правил.

При этом пункт 3 Правил №85 не содержит оговорку «за исключением опасных производственных объектов».

В соответствии с пунктом 24 Правил №85 рассмотрение документов и осмотр допускаемого объекта проводятся органом федерального государственного энергетического надзора на предмет соответствия требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, установленным в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 28 Федерального закона «Об электроэнергетике», и требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О теплоснабжении».

Согласно пункту 1 статьи 23.2Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Согласно абзацу 10 пункта 25 Правил №85 указание в акте осмотра на нарушения, связанные с невыполнением требований промышленной безопасности и иных обязательных требований, не относящихся к требованиям, установленным нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 24 настоящих Правил, по результатам проведения осмотра и рассмотрения документов не допускается.

Из приведенных норм права следует, что допускаемый в эксплуатацию объект теплоснабжения должен быть проверен Ростехнадзором на соответствие общим требованиям безопасности, предъявляемым ко всем объектам теплоснабжения, вне зависимости от того относятся ли они к категории опасных или нет.

Одновременно, в соответствии с пунктом 16 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (далее Приказ №471) при осуществлении регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре регистрирующий орган в срок, не превышающий двадцать рабочих дней:

1)проверяет представленные в соответствии с пунктом 14 Требований документы на полноту и достоверность их заполнения, а также ведомственную принадлежность объекта регистрирующему органу;

2)проверяет правильность идентификации, присвоения наименования, наличие признаков опасности опасного производственного объекта, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов опасных производственных объектов» на основании представленных эксплуатирующей организацией документов, указанных в пункте 14 Требований;

3)    вносит сведения об объекте и эксплуатирующей его организации в
государственный реестр, присваивает ему регистрационный номер, а также выдает
свидетельство о регистрации и первый экземпляр сведений, характеризующих опасный
производственный объект.

Таким образом, государственная услуга по регистрации объекта в реестре опасных производственных объектов не предполагает проверку соответствия данного объекта требованиями безопасности в сфере теплоснабжения (пункты 1, 2 статьи 23.2 Закона № 190-ФЗ), а предполагает проверку правильности проведенной владельцем идентификации рассматриваемого объекта в качестве опасного.

Следовательно, допуск объекта в эксплуатацию и регистрация опасного производственного объекта в реестре два различных не взаимозаменяемых действия, осуществляемые одним государственным органом в рамках возложенных на него полномочий.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что положения действующего законодательства не указывают на отсутствие необходимости получения разрешения на допуск в эксплуатацию каких-либо объектов, характеристики которых позволяют идентифицировать их в качестве опасных.

Следовательно, процедура получения допуска в эксплуатацию объектов, перечисленных в пункте 3 Правил №85, должна быть осуществлена не зависимо от отнесения объекта к категории опасных.

Допускаемый в соответствии с Правилами №85 эксплуатацию объект теплоснабжения должен быть проверен Ростехнадзором на соответствие общим требованиям безопасности, предъявляемым ко всем объектам теплоснабжения (в данном случае тепловым сетям), внезависимости от того относятся ли они к категории опасных или нет.

Тот факт с 01.03.2022 Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № 1813 будут внесены изменения в действующие Правила № 85, в соответствии с которыми получение разрешения на допуск для оборудования, работающего под избыточным давлением, ввод в эксплуатацию которого осуществляется в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности, не требуется, не может служить основанием для отказа ПАО «Квадра» в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения по заявлению от 18.03.2021. 

Объектом ПАО «Квадра», отказ в допуске в эксплуатацию которого оспаривается в рамках настоящего дела, являются тепловые сети ввода для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация». IV этап строительства - многоквартирные жилые дома строительный номер 23 по адресу: 30­31 мкр. в г. Липецке.

В соответствии с проектом ООО «Липецкстрой» №29565-23-ТС «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайонов (ЛТС)», данная тепловая сеть спроектирована и построена для работы с теплоносителем температурой 114/70 °С (Приложение 1).

Согласно паспорту рабочая температура для данного участка тепловой сети составляет 90/70 °С.

Как следует из проекта №29565-23-ТС и паспорта тепловой сети, тепловая сеть ввода для теплоснабжения многоквартирного жилого дома строительный номер 23 по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке технологически присоединена к источнику теплоснабжения Юго-Западная котельная филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация».

В соответствии с п. 6.2.58 Правил № 115 разработанным филиалом ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация» температурным графикам централизованного качественного регулирования отпуска тепла от Юго-Западной котельной и иных источников ПАО «Квадра» на 2017 - 2021 годы максимальная температура сетевой воды в подающих магистралях на источниках - 110 °С.

Факт отпуска теплоносителя в диапазоне утвержденного температурного графика подтверждается показаниями приборов учета, установленных на источниках.

Кроме того, согласно актуализированной схеме теплоснабжения городского образования г. Липецк на период до 2035 года, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 27.08.2019 №907, утверждена актуализированная схема теплоснабжения городского образования г. Липецк на период до 2035 года температурный график регулирования отпуска тепловой энергии от Юго-Западной котельной и иных источников ПАО «Квадра» имеет эксплуатационную срезку на уровне 110 °С. При этом, проектом Схемы теплоснабжения не предусматривается корректировка утвержденных температурных графиков.

Помимо этого, как указано в пункте 20 Правил, порядок рассмотрения документов, их учета при принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на допуск устанавливается административным регламентом по предоставлению органом федерального государственного энергетического надзора государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Приказом Ростехнадзора от 28.05.2021 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее – Административный регламент).

Как указано в пункте 21 Правил № 85 при подаче заявления о выдаче разрешения на допуск на бумажном носителе орган федерального государственного энергетического надзора не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления направляет заявителю уведомление посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении: об оставлении заявления о выдаче разрешения на допуск без рассмотрения до представления недостающих документов и (или) полных перечней документов с их реквизитами, указанных в абзаце третьем пункта 20 настоящих Правил, или несоблюдении формы заявления о выдаче разрешения на допуск с мотивированным обоснованием причин отказа и наименованиями недостающих документов (или реквизитов), не указанных в представленных перечнях, обязательных для представления в соответствии с настоящими Правилами, и предложением заявителю устранить несоответствие заявления о выдаче разрешения на допуск установленной форме и (или) представить недостающие документы (сведения).

Таким образом, заявление о выдаче разрешения на допуск может быть оставлено без рассмотрения лишь для устранения несоответствия заявления требованиям, установленным законодательством.

Правила № 85, а также Административный регламент предусматривают два варианта - предоставление гослуги о принятии решения о выдаче разрешения на допуск, либо оформления уведомления об отказе в выдаче разрешения на допуск.

Оспариваемое же уведомление от 06.04.2021 № 223-1589 хоть и имеет заголовок «уведомление об отказе в выдаче разрешения», при этом фактически содержит в себе ссылку на то, что «Управление уведомляет об оставлении заявления о выдаче разрешения на допуск без рассмотрения в связи с тем, что на указанные тепловые сети не требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию согласно Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию».

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заинтересованное лицо не рассмотрело заявление ПАО «Квадра» от 18.03.2021 по существу.

Также судом учитывается следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 43 Правил №787 при исполнении договора о подключении исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а также по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии не позднее установленной договором о подключении даты подключения.

Согласно Приложению №1 к договору от 04.08.2015 №59 ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого здания строительный №23 с нежилыми помещениями было запланировано на 2020 год.

Согласно п. 3.1.3 договора ПАО «Квадра» обязано в срок в соответствии с графиком ввода объектов жилой многоэтажной застройки, при условии выполнения Заявителем п. 4.2, осуществить действия по обеспечению технической готовности тепловых сетей Исполнителя к подаче Заявителю ресурсов в пределах заявленной мощности, до точки подключения (границы балансовой принадлежности) и осуществить действия по подключению объектов Заявителя к сетям Исполнителя на границе балансовой принадлежности, оформив правоотношения по подключению двусторонним Актом о фактическом выполнении технологического подключения сатей исполнителя к внутренним инженерно-техническим сетям подключаемого объекта.

По условиям Договора в случае нарушения ПАО «Квадра» принятых на себя обязательств, Исполнитель должен оплатить Заявителю пени за каждый день просрочки (п. 5.2 Договора).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Принимая во внимание данные обстоятельства, отказ Верхне-Донского управления Ростехнадзора в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта ПАО «Квадра» препятствует исполнению ПАО «Квадра» обязательств по договору о подключении к системе теплоснабжения от 04.08.2021 №59, что создает угрозу возможного привлечения ПАО «Квадра» к гражданско-правовой и административной ответственности в связи с несвоевременным исполнением обязательств по подключению, а также возникновения убытков на стороне заявителя в размере начисленных пени и наложенных штрафов.

Учитывая изложенные обстоятельства, оспариваемый отказ несомненно нарушает права и законные интересы ПАО «Квадра» на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, с учетом вышеприведенных выводов, решение, выраженное в письме Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2021 № 223-1589, об отказе в выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «КВАДРА» - «ЛИПЕЦКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ», IV этап строительства – многоквартирные жилые дома строительный номер 23, по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке», подлежит признанию незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлению Правительства РФ от 30.01.2021 N 85 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Приказу Ростехнадзора от 28.05.2021          № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».

В силу части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку помимо прочего Верхне-Донским управлением Ростехнадзора нарушен порядок рассмотрения заявления ПАО «Квадра» суд полагает обоснованным и соответствующим характеру допущенного нарушения обязать заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление от 18.03.2021 в полном соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.01.2021 N 85 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и Приказа Ростехнадзора от 28.05.2021 № 194 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», в указанные в них сроки с учетом выводов, изложенных в решении по настоящему делу.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по платежному поручению № 4564 от 20.05.2021 в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Верхне-Донского управления Ростехнадзора в пользу ПАО «Квадра».

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180-181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение, выраженное в письме Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 06.04.2021 № 223-1589, об отказе в выдаче публичному акционерному обществу «Квадра – Генерирующая компания», г. Тула (ОГРН <***>, ИНН <***>) разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения «Строительство тепловых сетей для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «КВАДРА» - «ЛИПЕЦКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ», IV этап строительства – многоквартирные жилые дома строительный номер 23, по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке».

Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) повторно рассмотреть заявление публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания», г. Тула (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 18.03.2021 о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения: тепловые сети ввода для теплоснабжения 30-31 микрорайона (ЛТС) ПП Липецкие ТС филиала ПАО «Квадра» - «Липецкая генерация», IV этап строительства - многоквартирные жилые дома строительный номер 23 по адресу: 30-31 мкр. в г. Липецке, с учетом выводов изложенных в настоящем решении суда.

Взыскать с Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Квадра – Генерирующая компания», г. Тула (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                               Д.В. Ливенцева