ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-1101/16 от 14.04.2016 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                        Дело №А14-1101/2016

«15» апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2016 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ловчиковой Н.В.                       

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Е.О.                              

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюиндивидуального предпринимателя ФИО1, г. Воронеж (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий по исключению павильона, расположенного по адресу: <...> (место 211) из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденной Постановлением № 407 от 05.05.2011

при участии в заседании:

от заявителя  – ФИО1, предприниматель, паспорт, ФИО2 представитель по доверенности от 25.022016 г.

от ответчика  – ФИО3 ,представитель ,доверенность от 04.02.2016 №67/2016-с, паспорт,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее ответчик) о признании незаконными действий по исключению павильона, расположенного по адресу: <...> (место 211) из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденной Постановлением № 407 от 05.05.2011.

Представитель администрации городского округа город Воронеж требования не признал, указал на отсутствие у заявителя действующей разрешительной документации на установку спорного павильона, в связи с чем,  права заявителя отсутствием спорного павильона в схеме НТО не нарушены.

Как следует из материалов дела, в собственности ИП ФИО1 находится торговый павильон, размещенный по адресу: <...>. В данном павильоне предприниматель осуществляет деятельность по реализации непродовольственных товаров.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденным приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 № 174, п. 28.1 ч. 1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 № 407 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее по тексту -схема НТО).

Место для размещения временного сооружения, принадлежащего ИП ФИО1, было включено в данную схему согласно ордеру от 25.08.2008 № 134п (сроком действия до 25.08.2013) под № 211 Коминтерновского района для павильона «непродовольственные товары», площадью 132 кв.м. по адресному ориентиру: ул. Антонова-ФИО4, д. 15а.

По обращению управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж принято решение об исключении из схемы НТО объекта по адресному ориентиру: ул. Антонова-ФИО4, 15а (в схеме № 211 Коминтерновского района), в связи с расторжением договора № 1599 от 26.08.2013 (неисполнение подпункта 2.4.4 договора на размещение нестационарного торгового объекта - обеспечить сохранения внешнего вида, типа, местоположения и размеров объекта в течении установленного периода размещения), самовольного увеличения площади объекта на 20 кв.м.

Не согласившись с действиями администрации городского округа город Воронеж по исключению спорного павильона из схемы НТО, предприниматель ФИО1 обратился в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.

Во исполнение указанных положений действующего законодательства, в соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденным приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 № 174, п. 28.1 ч. 1 ст. 48 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.05.2011 № 407 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж.

Как усматривается из материалов дела, место для размещения спорного павильона предпринимателя включено в данную схему согласно ордеру от 25.08.2008 № 134п (сроком действия до 25.08.2013) под № 211 для размещения  павильона «непродовольственные товары», площадью 132 кв.м. по адресному ориентиру: ул. Антонова-ФИО4, д. 15а.

Утверждение схемы и порядок ее разработки установлен Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Воронежской области, утвержденных Приказ ДПТ Воронежской обл. от 22.06.2015 N 41.

В соответствии с данным Порядком схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований (п.5 Порядка).

Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории городских округов, поселений Воронежской области. (п.6 Порядка)

В соответствии с п.8 Порядка, при разработке Схемы следует руководствоваться принципами:

- места размещения нестационарных торговых объектов и их внешний вид не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки.

Схема утверждается сроком не менее чем на 5 лет.

Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

Решением Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж (далее -Положение), согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж осуществляется в местах, определенных схемой НТО.

На основании решения Воронежской городской Думы от 29.08.2013 № 1159-III в решение Воронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-III «Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж» внесены изменения в части, касающейся временных сооружений, площади которых превышают максимально допустимые размеры площади, установленные пунктами 3.11, 3.12 Положения, согласно которым договоры на размещение указанных выше нестационарных торговых объектов, несоответствующих комплексному решению существующей архитектурной среды, заключаются с их владельцами с условием реконструкции объекта в соответствии с эскизным проектом, согласованным с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства, в четырехмесячный срок с момента заключения договора.

На основании п. 8.5 Положения на временное сооружение ИП ФИО1, расположенное по адресному ориентиру: <...>. 15а (в схеме № 211 Коминтерновского района), составлен акт от 17.07.2013 № 37 о несоответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта и архитектурному решению.

Данным актом приемочной комиссии предпринимателю рекомендовано:

 - разработать и согласовать с управлением главного архитектора эскизный проект,

- облицовку наружных стен объекта и козырька выполнить из алюминиевого композитного материала (ТУ 5772-001-79089084-2006), цвет в соответствии с эскизным проектом,

- заполнение оконных проемов выполнить из ПВХ профиля (ГОСТ 30674-99),

- около нестационарного торгового объекта необходимо установить урну, окрашенную в цвет нестационарного торгового объекта,

- в случае расположения в охранной зоне инженерных коммуникаций согласовать размещение объекта с балансодержателями.

Владельцы нестационарных торговых объектов, получившие акты о несоответствии объектов комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику городского округа город Воронеж, обеспечивают подготовку эскизного проекта нестационарного торгового объекта в целях реконструкции объекта с учетом архитектурных решений, соответствующих комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику городского округа город Воронеж. Указанные эскизные проекты в десятидневный срок подлежат согласованию с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства. Договор на размещение нестационарных торговых объектов с указанными владельцами заключается с условием реконструкции объекта в соответствии с эскизным проектом, согласованным с уполномоченным органом в области архитектуры и градостроительства, в четырехмесячный срок с момента заключения договора. В случае невыполнения указанного условия договор на размещение нестационарного торгового объекта подлежит расторжению в одностороннем порядке. Владельцам нестационарных торговых объектов в 7-дневный срок направляется письменное уведомление о расторжении Договора. С момента направления указанного уведомления договор на размещение нестационарных торговых объектов считается расторгнутым.

Как усматривается из материалов дела и пояснений представителя ответчика, 26.08.2013, после истечения срока действия ордера от 25.08.2008 № 134 Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики с ИП ФИО1 заключен договор № 1599 от 26.08.2013 на размещение нестационарного торгового объекта по ул. Антонова-ФИО4, 15а. Пунктом 2.4.4. данного договора определена необходимость обеспечения сохранения внешнего вида, типа, местоположения и размеров объекта в течение установленного периода размещения.

Однако в июне 2015 года в ходе проведения выездного комиссионного обследования указанного павильона установлено, что фактическая площадь торгового объекта составляет 152 м.кв. и не соответствует площади, предусмотренной схемой НТО 132 кв.м.. Также владельцем павильона на фасаде и козырьке размещены баннеры, не предусмотренные архитектурным решением и не выполнено благоустройство прилегающей территории в соответствии с согласованным архитектурным решением.

По результатам осмотра приемочной комиссией 15.06.2015 составлен акт о несоответствии размещенного нестационарного торгового объекта требованиям, указанным в договоре на размещение нестационарного торгового объекта и архитектурному решению.

По обращению Воронежской областной общественной организации «Объединение предпринимателей» на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов от 10.09.2015 рассмотрен вопрос об увеличении площади НТО, принадлежащего ИП ФИО1, расположенного по адресному ориентиру: <...>-ФИО4, 15а, (в схеме НТО № 211 Коминтерновского района) с 132 кв.м. до 151,5 кв.м.

По результатам обсуждения предложение о внесении изменения в Схему РНТО в части увеличения площади НТО признано необоснованным.

По обращению управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики на заседании рабочей группы по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж принято решение об исключении из схемы НТО объекта по адресному ориентиру: ул. Антонова-ФИО4, 15а (в схеме № 211 Коминтерновского района), в связи с принятием решения о расторжении договора № 1599 от 26.08.2013 по основаниям неисполнения подпункта 2.4.4 договора на размещение нестационарного торгового объекта - обеспечить сохранения внешнего вида, типа, местоположения и размеров объекта в течении установленного периода размещения), и самовольного увеличения площади объекта на 20 кв.м.

В связи с чем, 09.12.2015 управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж с ИП ФИО1 расторгнут договор № 1599 от 26.08.2013 на размещение нестационарного торгового объекта (в Схеме № 211 Коминтерновского района) в связи с неисполнением подпункта 2.4.4 договора на размещение нестационарного торгового объекта – не обеспечено сохранение внешнего вида, типа, местоположения и размеров объекта в течении установленного периода размещения,  самовольного увеличения площади объекта на 20 кв.м.

С учетом данных обстоятельств, исключение из схемы спорного павильона предпринимателя ФИО1 и последующее расторжение договора № 1599 от 26.08.2013 послужил факт неисполнения последним п.8.5 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решениемВоронежской городской Думы от 25.04.2012 № 790-IIIи подпункта 2.4.4 договора на размещение нестационарного торгового объекта в части не приведения в четырехмесячный срок с момента заключения договора спорного объекта комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику городского округа город Воронеж.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что условие о приведении в соответствие спорного павильона архитектурному решению было условием для заключения договора на установку НТО, которое предпринимателем в установленный срок не исполнено.

9.12.2015 года договор № 1599 от 26.08.2013 года на установку нестационарного торгового объекта (павильона по адресу: <...>-овсеенко д..15 а) ответчиком с предпринимателем ФИО1 расторгнут в одностороннем порядке.

В Схему размещения нестационарных торговых объектов при ее разработке и утверждении могут быть включены только сооружения, имеющие действующую разрешительную документацию.

Поскольку договор на размещение торгового объекта по указанному адресу уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж расторгнут,  отсутствуют основания нахождения спорного места в Схеме НТО.

В виду  отсутствия у предпринимателя действующей разрешительной документации на установку спорного павильона как на момент обращения в суд, так и на момент принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что права ИП ФИО1 администрацией городского округа город Воронеж исключением павильона из схемы НТО не нарушены.

Оспаривание заявителем в рамках дела № А14-1775/2016 правомерность одностороннего расторжения договора № 1599 от 26.08.2013 на размещение спорного НТО не влияет на рассмотрение настоящего спора, поскольку в случае восстановления прав в рамках дела № А14-1775/2016 предприниматель не лишен возможности восстановить спорный павильон в схеме НТО.

Учитывая изложенное заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине  в соответствии со ст.110 АПК РФ  относятся на  заявителя.

Руководствуясь статьями 7-11,65,110,167,168,170,198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                    Н.В. Ловчикова