ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-11359/15 от 19.01.2016 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело № А14-11359-2015

Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2016 года

В полном объеме решение изготовлено 25 января 2016 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Симоновой И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Смотровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ФИО1, г. Воронеж,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 12 по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными решение № 1933А от 18.02.2015 и № 11-29/0973 об отказе в государственной регистрации и об обязании осуществить регистрацию ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ; ФИО2, представитель по доверенности от 27.08.2015 б/н, паспорт,

от МИФНС № 12 по В.О.: ФИО3, представитель по доверенности от 15.06.2015 № 05/08366, паспорт,

от УФНС по ВО: ФИО4, представитель по доверенности от 26.08.2015 № 07-11/16486, паспорт,

у с т а н о в и л :

ФИО1 (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными:

- решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области № 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- решение УФНС России по Воронежской области № 11-29/0973.

Ответчики возражали против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзывах.

В судебном заседании 12.01.2016 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 19.01.2016.

Из материалов дела следует.

12.02.2015 заявитель обратился в МИФНС России № 12 по Воронежской области с пакетом документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а именно:

- заявление о государственной регистрации по форме № Р21001,

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (копия паспорта),

- копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ,

- документ, подтверждающий право пребывания на территории РФ;

- квитанция об оплате государственной пошлины.

Межрайонная инспекция ФНС России № 12 по Воронежской области решением от 18.02.2015 отказала в государственной регистрации юридического лица на том основании, что заявителем не представлены определенные статьёй 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации документы, а именно: заявление о государственной регистрации по форме № Р21001, ввиду невозможности установить достоверность адреса, указанного в заявлении, поскольку в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ отсутствует отметка о месте жительства заявителя на территории РФ.

06.05.2015 заявитель обратился в УФНС по ВО с жалобой на решение МИФНС № 12 от 18.02.2015.

Решением № 11-29/0973/@ от 22.05.2015 в удовлетворении жалобы ФИО1 было отказано.

Заявитель, считая, что решение Инспекции № 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя и решение УФНС России по Воронежской области № 11-29/0973 не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, исходя из следующего.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон о государственной регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Перечень документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, установлен ч. 1 ст. 22 Закона № 129-ФЗ, согласно пункта «е» которого, в регистрирующий орган необходимо представить, в числе прочего, копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства).

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При этом согласно пп. «д» п. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Как установлено судом, в регистрирующий орган заявителем в качестве документа, подтверждающего право ФИО1 временно проживать в Российской Федерации была представлена копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ ВУ № 0225840 от 22.12.2014 сроком действия до 22.12.2015 (решением УФМС России по ВО от 17.09.2015 срок пребывая продлен на один год), а также отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по адресу: <...>.

Таким образом, представленные заявителем документы содержат всю необходимую для внесения в ЕГРИП информацию, соответственно ФИО1 в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Довод ответчиков о том, что документом, дающим разрешение на временное проживание на территории РФ и возможность регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является удостоверение беженца, и не является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, отклоняется судом по следующим основаниям.

Правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются нормами: Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ); Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон № 109-ФЗ); Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах).

В соответствии с требованиями ст. 2 Закона № 115-ФЗ в зависимости от оснований нахождения на территории РФ иностранные граждане подразделяются на следующие категории:

- временно пребывающие в РФ - лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающие в РФ, то есть получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в РФ, то есть получившее вид на жительство.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о беженцах, беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При предоставлении статуса беженца иностранному гражданину выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение является основанием для регистрации в установленном порядке лица, признанного беженцем, и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 7 ст. 7 Закона о беженцах).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

- своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом (п. 2 ч. 2 ст. 8);

- сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации (п. 5 ч. 2 ст. 8).

В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о беженцах временным убежищем является возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При предоставлении иностранному гражданину временного убежища ему выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (п. 3 ст. 12 Закона о беженцах).

Из буквального толкования вышеприведенных норм законодательства следует, что иностранные граждане, получившие статус беженца или временное убежище в РФ, являются временно пребывающими в России на основании документов, подтверждающих статус беженца или лица, получившего временное убежище в РФ.

Указанные документы (удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища) подтверждают предоставление иностранному гражданину соответствующего правового статуса, а также подтверждают право временного пребывания в РФ иностранного гражданина, так как не являются документами, на основании которых предоставляется право временного проживания в РФ.

Кроме того, на лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные Федеральным законом «О беженцах», кроме права на получение единовременного денежного пособия.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 8 Закона о беженцах установлено, что лицо, признанное беженцем имеет право работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Исключений для иностранных граждан, получивших статус беженца или временное убежище, в трудоустройстве и занятия ими предпринимательской деятельности действующим законодательством не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение МИФНС № 12 по ВО от 18.02.2015 не соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает права и законные интересы заявителя.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относится на Инспекцию.

Требования заявителей о признании незаконным решения УФНС по ВО об отказе в удовлетворении жалобы на действия регистрирующего органа № 11-29/0973/@ от 22.05.2015 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума ВАС РФ №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса РФ», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия, либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

Как следует из материалов дела, оспариваемым решением Управления оставлено без изменения оспариваемое решение Инспекции, жалоба ФИО1 – без удовлетворения. Таким образом, Управлением не принималось новое решение, которым бы нарушались права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагались на неё какие-либо обязанности, создавались иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основания, по которым заявитель просит признать отменить оспариваемое решение Управления, и доводы, приводимые им, сводились к несогласию с решением МИФНС № 12.

Факты нарушения процедуры принятия оспариваемого решения Управления, либо выхода последнего за пределы своих полномочий, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания недействительным решения УФНС по ВО об отказе в удовлетворении жалобы на действия регистрирующего органа № 11-29/0973/@ от 22.05.2015 (аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2013 № Ф09-12124/13, от 25.12.2013 № Ф09-13315/13, от 16.01.2014 № Ф09-13277/13, постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.03.2014 №Ф03-723/2014, постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2014 по делу №А43-8747/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.04.2014 по делу № А81-2635/2013 и др.).

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение № 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем осуществления государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления с вх. № 1933А от 12.02.2015.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>) в пользу ФИО1 300 рублей расходов по уплате госпошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья: Симонова И.В.