ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-11891/20 от 21.12.2021 АС Воронежской области

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                       Дело №А14- 11891/2020

«17» октября 2022  г.     

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 17 октября 2022 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Малыгиной М.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафоновой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Вега» (ОГРН 1173668042646, ИНН 3664230247), г. Воронеж,

к Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600511516, ИНН 3621001933), Воронежская обл., Панинский р-н., р.п. Панино,

о взыскании 285 402 руб. 00 коп. неосновательного обогащения, 4 127 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты

при участии в судебном заседании:

от истца: Демченко О.И., представитель, доверенность № 01-Ч от 11.01.2021, диплом;

от ответчика: Колесникова О.М., представитель, доверенность от 25.01.2021, диплом; Ляшенко А.Н., глава администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области, решение № 27 от 30.12.2020;          

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – истец, ООО «Вега») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 285 402 руб. 00 коп. неосновательного обогащения в виде понесенных расходов истца на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, 4 127 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.04.2020 по 10.08.2020 (включительно) с последующим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты.

В судебном заседании судом вынесено определение в порядке ст. 163 АПК РФ об объявлении перерыва с 30.11.2021 по 07.12.2021.

Истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях по делу.

Из материалов дела следует, что по результатам конкурсного отбора ООО «Вега» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Панинского и Бутурлиновского межмуниципальных кластеров.

ООО «Вега» были обнаружены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несанкционированных свалок) на территории Панинского муниципального района  Воронежской области:

1. Несанкционированная свалка на территории 480 кв.м, общим объемом 144 куб.м., расположенная по адресу (координатам): п. Панино, ул. Комарова (координаты системы ГЛОНАСС: 51.655388,40.121295);

2. Несанкционированная свалка на территории 360 кв. м. общим объемом 108 куб,м., расположенная по адресу (координатам): п. Панино, пер. Заводской (координаты системы ГЛОНАСС: 51.661754,40.124236).

Работниками ООО «Вега» были составлены акты № 1, № 2 от 18.03.2020, а также проведена фотофиксация.

Письмами № 942/1 от 23.03.2020, № 957/1 от 25.03.2020, направленными в адрес ответчика, Администрация была извещена об обнаружении несанкционированных свалок, а также ей было предложено самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Договор не заключен, и оплата услуг по ликвидации несанкционированных свалок ответчиком не произведена.

В установленный законодательством срок несанкционированные свалки силами Администрации устранены не были. ООО «Вега» ликвидировало места несанкционированного размещения ТКО своими силами, что подтверждается материалами фотофиксации, актами № 3, № 4 от 27.04.2020, путевым листом № 514 от 27.04.2020.

Порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов законодательством Российской Федерации не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат. Калькуляция понесенных затрат представлена в локальном сметном расчете на ликвидацию несанкционированных свалок (Приложение № 1 к договорам на ликвидацию несанкционированных свалок), включающую в себя сбор и транспортирование ТКО с места несанкционированного размещения на специализированный полигон региональным оператором. Общая сумма расходов регионального оператора составила 285 402 руб. 00 коп.

31.08.2020 ООО «Вега» направило в адрес ответчика была направлена претензия    № 3084 с предложением погасить образовавшуюся задолженность в семидневный срок. Указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ), вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 2.1 Правил благоустройства и санитарного содержания территорий Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (Приложение 1 к решению Совета народных депутатов Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области от «01» декабря 2017 № 150), физические (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территориях муниципального образования «Панинское городское поселение», земельных участков, зданий, встроенных и пристроенных помещений, строений и сооружений, а также обладающие указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны систематически производить на данных земельных участках и прилегающих к ним территориях санитарную уборку, сбор и вывоз мусора, уличный смет, отходов производства и потребления, образующихся в результате жизнедеятельности населения, а также деятельности организаций, учреждений, предприятий, индивидуальных предпринимателей, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, гаражно-строительных кооперативов.

Организация уборки и содержания земельных участков не определенных за собственниками, осуществляется Администрацией Панинского городского поселения, по договорам со специализированными организациями (п. 2.3. Правил благоустройства и санитарного содержания территорий Панинского городского поселения)

Исходя из п. 18 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правил), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что прямая обязанность по организации сбора и вывозу ТКО на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Данную обязанность ответчик по существу не оспаривает.

В рассматриваемом случае факты обнаружения мест несанкционированного размещения ТКО в п. Панино, ул. Комарова (координаты системы ГЛОНАСС: 51.655388,40.121295) и в п. Панино, пер. Заводской (координаты системы ГЛОНАСС: 51.661754,40.124236) подтверждаются материалами дела, в том числе, фотофиксацией, соответствующими актами.

Пунктом 16 Правил установлено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а)   уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение
доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган
местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный
экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного
размещения твердых коммунальных отходов;

б)   уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение
доставки такого уведомления, собственника земельного участка о
необходимости ликвидации места несанкционированного размещения
твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения
уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по
ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых
коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил).

Материалы дела свидетельствуют о том, что после обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО в п. Панино на ул. Комарова и пер. Заводской, последний письмами № 942/1 от 23.03.2020 и № 957/1 от 23.03.2020 известил Администрацию о данных фактах и предложил самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договоры на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.

Администрацией с привлечением подрядной организации МКП «Панинское коммунальное хозяйство» 25.03.2020, 26.03.2020 и 02.04.2020 были убраны несанкционированные свалки, то есть в 30-дневный срок в соответствии с требованиями нормативных актов, что подтверждается путевыми листами, представленными суду и приобщенными к материалам дела. Информация о ликвидации спорных несанкционированных свалок направлена письмом от 03.04.2020 №03-12/331.

ООО «Вега»,            возражая против доводов Администрации, ссылается на тот факт, что в установленный законодательством срок несанкционированные свалки силами ответчика устранены не были. Истец ликвидировал места несанкционированных размещений ТКО своими силами, представляя путевой лист от 27.04.2020 № 514, фотоматериалы, акты № 3, № 4 от 27.04.2020.

При этом истец в своем пояснении не приводит сведений, опровергающих ликвидацию спорных несанкционированных свалок силами Администрации.

Судом установлено, что после 02.04.2020 Администрация не извещалась в установленном порядке об обнаружении свалки.

Кроме этого, перечисленные истцом в актах осмотра площадки отражены в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Панинского городского поселения, утвержденном распоряжением администрации от 27.03.2020 № 21-ОД «Об утверждении Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Панинского городского поселения», а именно;

1)р.п.Папино, ул.Комарова, д. 30 (географические координаты: широта 51,655540,1214) - п/п 37;

2) р.п.Панино, пер.Заводской, д. 7 (географические координаты: широта 51,661540,1242) - п/п 44;

То есть, в местах выявленных стихийных свалок, устроены площадки для накопления мусора.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом
в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее – нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями,  сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что складирование твердых коммунальных отходов осуществлялось потребителями в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Представленные региональным оператором акты об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО подтверждают нарушение потребителями положений, установленных абзацем 2 пункта 15 Правил № 1156, а именно: потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, а не свидетельствуют о фиксации региональным оператором мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей в порядке пункта 16 Правил № 1156.

Также на представленных истцом фото видна площадка для ТКО, таким образом можно сделать вывод о том, что свалки отходов образованы в результате отсутствия организации контейнеров для складирования отходов для жителей Панинского городского поселения.

При этом доказательств того, что региональный оператор выполнил сортировку отходов по видам (ТКО, КГО, иные отходы), осуществил замеры объемов отходов, не относящихся к ТКО (в т.ч. отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и пр.) и вывез данные отходы в отдельном порядке, не представлены.

С учетом того, что региональным оператором заключены договоры с собственниками домовладений и потребителями услуг производится оплата за оказанные услуги, истец, заявляя настоящее требование, пытается взыскать плату за оказание услуг по обращению с ТКО как с муниципального образования, так и с иных потребителей оказываемых истцом по соответствующим адресам услуг.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на внутреннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом судом оценивается относимость, допустимость и взаимная связи доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства (ст. 71 АПК РФ), суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика по оплате задолженности не установлен, материалами дела не подтвержден, требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит.

В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате госпошлины в размере 8 791 руб. 00 коп. относятся на истца, которые им оплачены при обращении в суд с иском по платежному поручению № 473 от 11.08.2020.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                  М.А. Малыгина