ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-12158/14 от 22.12.2014 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2014

Полный текст решения изготовлен 22.12.2014

город Воронеж                                                        Дело № А14-12158/2014

«22» декабря 2014 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Поповой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Манаевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Эфир-М», (ОГРН 1023601534417, ИНН 3662019418), г. Воронеж

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568), г. Воронеж

третьи лица: - Казенное учреждение Воронежской области «Региональный центр безопасности», (ОГРН 1133668007384, ИНН 3663096253), г. Воронеж

- Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (ОГРН 1093668028299, ИНН 3666159455), г. Воронеж

о признании незаконным решения от 08.09.2014 № 02-16/3821,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Эфир-М»: Сатилари А.Ю. – представителя по доверенности от 01.09.2014, б/н, паспорт; Середа М.Ю. – адвоката по доверенности от 01.09.2014, б/н, удостоверение адвоката от 02.07.2009 № 2023;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: не явилось, надлежаще извещено,

от Казенного учреждения Воронежской области «Региональный центр безопасности»: Трушкина С. В. – начальника технического отдела по доверенности от 24.10.2014, б/н, паспорт; Рогачева А.С. – начальника юридического отдела по доверенности от 24.10.2014, б/н, паспорт,

от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Бокаревой И.И. – представителя по доверенности от 25.02.2014 № 7, паспорт;

установил:

общество с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма «Эфир-М» (ООО НПО «Эфир-М», заявитель) обратилось Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежский УФАС России, антимонопольный орган) от 08.09.2014 № 02-16/3821.

Рассмотрение дела откладывалось.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) заявление рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании 15.12.2014 объявлялся перерыв в порядке ст.163 АПК РФ до 22.12.2014 (20-21.12.2014 выходные дни).

Заявитель поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях.

УФАС по Воронежской области возражало против заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов.

Казенное учреждение Воронежской области «Региональный центр безопасности» считает оспариваемое решение Воронежского УФАС России от 08.09.2014 № 02-16/382 законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области также полагает, что заявление ООО НПО «Эфир-М» удовлетворению не подлежит.

ООО НПО «Эфир-М» было заявлено ходатайство о назначении по делу компьютерно-технической экспертизы для получения ответов специалистов на следующие вопросы:

- являются ли средства криптографической защиты информации (в частности, линейка VipNetCuston) технически  независимыми от программно-аппаратных комплексов фиксации административных правонарушений, специфицированных в рамках государственного контракта № 0131200001014006267?;

- возможно ли функционирование комплексов видеофиксации Вокорд Трафик совместно с СКЗИ VipNet?

Казенное учреждение Воронежской области «Региональный центр безопасности» возражало против удовлетворения заявленного ходатайства, указывая на то, что данная экспертиза не сможет подтвердить либо опровергнуть доводы оспариваемого решения антимонопольного органа; что комплексы видеофиксации Вокорд Трафик не были предметом рассмотрения в спорном антимонопольном деле.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (ч.1 ст.82 АПК РФ).

          Принимая во внимание изложенное, обстоятельства, указанные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в качестве оснований для принятия оспариваемого решения от 08.09.2014 № 02-16/3821, предлагаемые заявителем вопросы экспертам, суд находит ходатайство заявителя не подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует:

Казенное учреждение Воронежской области «Региональный центр безопасности» 15.08.2014 (20.08.2014) разместило на электронной торговой площадке, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakupki.gov.ru извещение № 0131200001014006267 о проведении аукциона в электронной форме.

Заказчик данных торгов - Казенное учреждение Воронежской области «Региональный центр безопасности».

Организатором данных торгов выступило  Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона РФ 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Закон № 44-ФЗ).

29.08.2014 ООО НПО «Эфир-М» обратилось в УФАС по Воронежской области с жалобой на неправомерные действия организатора торгов, в которой просило приостановить проведение торгов (аукциона в электронной форме) по заявке 5337 – электронный аукцион на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами до вынесения предписания антимонопольного органа; вынести предписание организатору торгов с требованием исключить из приложения 1 к проекту государственного контракта по извещению № 0131200001014006267 пункты 8.4, 8.5, 14.2, абзацы 3,4 пункта 12.2.

Воронежское УФАС России во исполнение государственной функции рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о закупках), Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольн6ой службе», Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 № 324 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», рассмотрело поданную в соответствии со статьей 105 Закона о закупках жалобу ООО НПФ «Эфир-М» на действия заказчика – КУ ВО «Региональный центр безопасности» и уполномоченного органа – Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о закупках при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами (извещение № 0131200001014006267).

По результатам рассмотрения жалобы ООО НПО «Эфир-М» на действия  организатора торгов (Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области) УФАС по Воронежской области было принято решение по делу № 415-з (резолютивная часть объявлена 05.09.2014, полный текст изготовлен 08.09.2014).

В соответствии с принятым комиссией 08.09.2014 по делу № 415-з решением жалоба ООО НПО «Эфир-М» признана необоснованной.

ООО НПО «Эфир-М» не согласилось с указанным решением, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При этом заявитель указывает на то, что ряд требований технического задания при проведении спорного аукциона являются дискриминационными и были направлены на необоснованное ограничение доступа участников к проведению торгов: в предмет торгов включены  технологически и  функционально не связанные товары (услуги, работы); эти требования противоречат действующему законодательству. 

Заявитель указывает на неправомерность включения заказчиком в документацию об аукционе требования о наличии в составе комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Кроме того, заявитель считает неправомерным установление требования о наличии у участника аукциона действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг – в области шифрования информации, техническому обслуживай ига шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств; о наличии у участника аукциона действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информации).

По мнению заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют об ограничении потенциальных участников электронного аукциона.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного выше Закона.

Закон о контрактной системе предусматривает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают соблюдения норм законодательства о защите информации. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика и поэтому не влечет нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, государственный заказчик, уполномоченный орган вправе включить в документацию об аукционе такие требования к объекту закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.

Согласно п.8.4  раздела 8 «Описание объекта закупки» установлено требование к комплексам по обеспечению безопасности информации, а именно, для обеспечения защиты конфиденциальной информации (в том числе персональных данных) находящейся в загружаемых в Комплекс базах розыска, в составе комплексов требуется наличие сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты Каналов передачи данных с использованием криптографических методов. Входящие в состав Комплексов СКЗИ должны быть полностью совместимы с применяющимися у заказчика в системе «КРИС-Воронеж» СКЗИ из продуктовой линейки VipNetCustom (VipNet сеть № 3080).

В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки предъявляется требование о их соответствии требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 17 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим видам работ и услуг: - контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации; - наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и т. д.; по следующим видам работ и услуг: - монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; - монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем; - передача шифровальных (криптографических) средств.

Согласно статье 12 Закона о контрактной системе, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.

Довод заявителя об отсутствии у заказчика обязанности по защите конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, ввиду того, что последний не является оператором персональных данных, суд считает несостоятельной в силу нижеследующего.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, снижения уровня аварийности и травматизма среди населения в 2010 году в области была создана и начала функционировать автоматизированная система фиксации нарушений Правил дорожного движения «КРИС-Воронеж», состоящая из центрального сервера, стационарных и передвижных комплексов фото-видеофиксации.

В 2012 году между главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и правительством Воронежской области заключено соглашение от 18.06.2012 «О взаимодействии и сотрудничестве по вопросам содержания, развития, совершенствования и финансового обеспечения системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».

В соответствии с пунктом 4.2. названного Соглашения правительство Воронежской области в лице уполномоченного органа – КУ ВО «Региональный центр безопасности», с учетом предложений ГУ МВД России по Воронежской области и потребностей Воронежской области в товарах, работах, услугах, необходимых для содержания, развития и совершенствования системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», осуществляет функции государственного заказчика при размещении заказов, в том числе: на поставку специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения; на оказание услуг связи по передаче данных от рубежей измерения скорости на центральный сервер системы фото-видеофиксации правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж».

Пунктами 4.З.1., 4.3.18.,4.3.21. Соглашения предусмотрено, что в целях его реализации ГУ МВД России по Воронежской области получает, обрабатывает и хранит информацию, в том числе содержащую персональные данные, полученную с помощью специальных технических средств, используемых для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения и входящих в систему фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж»; осуществляет обработку персональных данных и обеспечивает её безопасность при обработке.

В процессе работы стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения происходит обмен данными по каналам связи, построенным по технологии VPN (виртуальной частной сети) между стационарными комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенными на территории г. Воронежа, центральным сервером системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воранеж» и взаимодействующими внешними государственными информационными системами, содержащими персональные данные и иную конфиденциальную информацию.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» (Закон № 152-ФЗ) персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: государственный регистрационный номер транспортного средства, тип транспортного средства (марка, модель), сведения о зафиксированных нарушений Правил дорожного движения допущенных субъектом персональных данных, фотографическое изображение субъекта персональных данных и др. Понятие обработки персональных данных помимо прочего включает в себя и действия по передаче персональных данных.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. В соответствии с указанным перечнем, сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), относятся к сведениям конфиденциального характера.

Согласно статье 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 19 Закона № 152-Ф3 установлено, что оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. Частью 2 указанной статьи установлено, что обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности: применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных; применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств зашиты информации.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон № 149-ФЗ) установлено, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В силу пункта 7 статьи 2 Закона № 149-ФЗ конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Согласно статье 16 Закона № 149-ФЗ защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

В соответствии с Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.11.20121119 на основании определенного типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для информационной системы для обеспечения необходимого уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационной системе, необходимо обеспечить безопасность персональных данных с помощью средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических), а также средств предотвращения несанкционированного доступа.

Состав и содержание необходимых для выполнения установленных Правительством РФ Требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются ФСБ и ФСТЭК в пределах их полномочий.

Отношения, возникающие при разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (далее - информация конфиденциального характера), регулируются Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ РФ от 09.02.2005 №66. В соответствии с пунктом 12 Положения ПКЗ-2005, для криптографической защиты информации конфиденциального характера должны использоваться средства криптографической защиты информации, удовлетворяющие требованиям по безопасности информации, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 12 вышеназванного закона, разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к лицензируемым видам деятельности. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг – в области шифрования информации, техническому обслуживай ига шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313. Лицензирование деятельности, определенной Положением, осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Кроме того, подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 вышеназванного закона определено, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации также отнесена к лицензируемым видам деятельности.

Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79 под технической зашитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

При осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат, в том числе работы (услуги) по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации. Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (пункты 3, 4 Положения).

Таким образом, в строгом соответствии с требованиями изложенных выше норм и в целях обеспечения защиты информации, полученной при использовании, комплексов автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, являющихся объектом закупки, и передаваемой на центральный сервер системы фото-видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения «КРИС-Воронеж», которая содержит персональные данные и является конфиденциальной, в качестве требований к участникам размещения заказа на право заключить государственный контракт на поставку комплексов фиксации нарушений правил проезда регулируемого пешеходного перехода с монтажом и пусконаладочными работами установлено наличие лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на следующие виды работ (услуг): монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств; монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем; передача шифровальных (криптографических) средств, а также лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на следующие виды работ (услуг): контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и её модификации в средствах и системах информатизации.

Таким образом, в целях выполнения возложенных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, указанные органы консолидируют свои действия в рамках межведомственного соглашения, в результате чего у КУ ВО «Региональный центр безопасности» при организации эксплуатации оборудования из состава системы фото-видеофиксации «КРИС-Воронеж» возникает обязанность по обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации на центральный сервер системы, для её последующей обработки сотрудниками ГУ МВД России по Воронежской области и формирования постановлений по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Следовательно, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию об аукционе условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционах и не является нарушением статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика. При этом допускается возможность включения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.

Ссылку заявителя на то, что средства криптографической защиты информации являются отдельным продуктом и могут поставляться отдельно, суд считает несостоятельной, поскольку возможность проведения отдельных аукционов является правом заказчика, а не обязанностью. Доказательств обратного со стороны заявителя представлено не было.

Доказательств того, что спорные требования к участнику аукциона, направленные на обеспечение возможности соблюдения обязательных требований действующего законодательства по  обеспечению безопасности конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, поступающей от комплексов фото-видеофиксации, технологически и функционально не связаны с предметом аукциона, заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Оценив представленные суду доказательства, объяснения представителей участников суд пришёл к выводу, что в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Воронежского УФАС России от 08.09.2014 по делу № 415-з следует отказать.

Иные доводы участников процесса судом исследованы, оценены и не могут повлиять на выводы суда, с учетом предмета заявленных требований и обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении настоящего заявления.

В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 2 000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 9, 65, 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                 Л.В. Попова