ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-12792/18 от 17.10.2018 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                          Дело №А14-12792/2018

«17» октября 2018 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соколовой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смотровой А.В. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества  «ТНС энерго Воронеж» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж

к Государственной жилищной инспекции Воронежской области                 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

о признании незаконным предписания №04-31/103 от 26.04.2018 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, представитель по доверенности №11-07/664 от 25.10.2017;

от ГЖИ ВО: ФИО2, паспорт, представитель по доверенности б/н от 31.01.2018,

установил:

Публичное акционерное общество  «ТНС энерго Воронеж» (далее – заявитель, ПАО «ТНС энерго Воронеж») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением от 13.06.2018 №11-13/660 к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ ВО, инспекция, заинтересованное лицо)  о признании незаконным предписания №04-31/103 от 26.04.2018 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.

Заявление определением суда от 22.06.2018 принято, возбуждено производство по делу, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство. В судебное разбирательство 10.10.2018 явились представители всех лиц, участвующих в деле, оставшись на прежней позиции.

Представитель административного органа ходатайствовал об отложении судебного разбирательства по делу либо об объявлении перерыва с целью формирования позиции по делу.

Представитель заявителя оставил указанный вопрос на усмотрение суда.

С учетом изложенного, в судебном заседании 10.10.2018 объявлялся перерыв до 17.10.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением ФИО3, проживающей по адресу: <...>, от 02.03.2018 №2168н, Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в рамках осуществления лицензионного контроля 26.04.2018 на основании приказа №1421 от 30.03.2018 была проведена внеплановая документарная проверка ПАО «ТНС энерго Воронеж» на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, по платежным документам за период с января 2015 по декабрь 2016 собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <...>.

По результатам проверки в отсутствие, как указано в акте, представителя Общества составлен акт проверки от №04-29/229 от 26.04.2018.

При осуществлении проверки ГЖИ ВО было установлено, что по МКД по адресу: <...> ПАО «ТНС энерго Воронеж» в нарушение требований п. 44 Правил №354 при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений в указанном МКД по платежным документам за сентябрь 2015 по декабрь 2016 была применена общая площадь жилых и нежилых помещений дома, не соответствующая сведениям, указанным в технической документации.

По результатам проверки ПАО «ТНС энерго Воронеж»  было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 26.04.2018 рег. № 04-31/103 (л.д. 14-15).

Указанным предписанием Государственная жилищная инспекция Воронежской обязала ПАО «ТНС энерго Воронеж»в срок до 26.06.2018 произвести перерасчет размера за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственников помещений МКД 7 по ул. Московский пр-кт, г. Воронеж по платежным документам за период с сентября 2015 по декабрь 2016 применив общую площадь жилых и нежилых помещений дома, соответствующую сведениям, указанным в технической документации, в порядке, установленном п. 44 Правил №354.

Акт проверки от 26.04.2018 №04-29/279 и предписание от 26.04.2018 №04-31/103 направлены в адрес управляющей компании 03.05.2018.  

Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель 21.06.2018 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, тем самым Обществом соблюден срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ.

При этом заявитель указывает как на незаконность предписанных им к исполнению требований, так и на неисполнимость выданного предписания.  

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Указанные полномочия предусмотрены также пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период; далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).

На основании пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении лицензионного контроля.

Согласно положениям части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 названной статьи.

В соответствии с ч.3 ст.196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки (часть 3).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 4 статьи 11 названного Федерального закона предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

Согласно части 5 статьи 11 указанного Федерального закона в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Как следует из представленных ГЖИ ВО материалов, 30.03.2018 в адрес ПАО «ТНС энерго Воронеж»был направлен запрос о предоставлении в десятидневный срок от дня его получения сведений и документов, указанных в нем (также в отношении порядка начисления платы по кв. 11 спорного МКД), в том числе сведения об общей площади указанного многоквартирного дома (общей площади жилых и нежилых помещений, мест общего пользования, уборочной площади с приложением подтверждающих документов – технического паспорта БТИ дома или справки БТИ), как основание предъявления платежных документов на оплату коммунальной услуги по электроснабжению.

Управляющей компанией в административный орган 18.04.2018 (исх. 11-13/412/4707) были направлены пояснения по заданным вопросам с приложением следующих документов:

- акта снятия приборов учета;

- копия акта ввода в эксплуатацию ОДПУ;

- копия ведомости объема потребления электроэнергии;

- копии платежных документов за период с января 2015 по декабрь 2016;

- копии договоров по нежилым помещения.

Из материалов дела следует, что согласно приказу от 30.03.2018 №1421 Инспекция осуществило внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения Обществом обязательных требований к определению размера платы за коммунальные ресурсы, предоставленные на содержание общего имущества по МКД Московский проспект д. 7.

Как следует из представленных пояснений и материалов, в ходе проверки Инспекцией было установлено, что в отношении многоквартирного дома №7 по ул. Московский проспект, д. 7 при начислении платы за коммунальную услугу электроснабжение, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с сентября 2015 по декабрь 2016 года ПАО «ТНС энерго Воронеж» учитывались следующие факторы.

 ПАО «ТНС энерго Воронеж» является гарантирующим поставщиком электри­ческой энергии на территории г. Воронежа с 01.01.2010 г, согласно приказу Управ­ления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.12.2009 № 48/12 и информации УРТ Воронежской области от 29.12.2009.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО УК «РЭП-101» обязательств по оплате электроэнергии по договору энергоснабжения №02845, ПАО «ТНС энерго Воронеж», в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования рознич­ных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее - Основные положения) отказалось в одностороннем порядке от исполнения договоров энергоснабжения полностью, предварительно уведомив ООО УК «РЭП-101».

Руководствуясь уведомлением управления по государственному регулиро­ванию тарифов Воронежской области (исх. № 56-01-07/2727 от 22.09,2014г.), направленным в его адрес и разделом II Основных положений, ПАО «ТНС энерго Воронеж» с 01.09.2014 приняло на себя обязательства по обслуживанию потре­бителей ООО УК «РЭП-101», включая д.7, по Московскому пр-ту.

Также о данном обстоятельстве были уведомлены Управление по государ­ственному регулированию тарифов Воронежской области, Глава Администрации городского округа город Воронеж, МУП «Воронежская горэлектросеть» и филиал ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

Информация о переходе потребителей ООО УК «РЭП-101», на обслужива­ние к гарантирующему поставщику, ПАО «ТНС энерго Воронеж» была опубликова­на управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской обла­сти в порядке п. 16, 17 Основных положений в газете «Воронежский курьер».

Подпунктом (б) пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011, далее - Правила предоставле­ния коммунальных услуг) определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснаб­жении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заклю­чение договора с потребителем является обязательным, приступает к предостав­лению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользова­телям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управле­ния либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунк­тах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на по­мещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Пра­вил.

Исходя из ч. 3 ст. 450 ГК РФ, п. 4 ст. 539 ГК РФ, п.4 ст. 3 ГК РФ, ч. 4 cт. 37 Фе­дерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», отказ от ис­полнения договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг полно­стью, в соответствии с пунктом 53 Основных положений, влечет за собой растор­жение договора.

В соответствии с п. п. 14, 15, 53 Основных положений в случае отказе гаран­тирующего поставщика от исполнения договора, гарантирующий поставщик обязан совершить действия по принятию на обслуживание потребителей на прямые рас­четы.

Исходя из указанных правовых норм при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, договорные отноше­ния возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и граж­данами, проживающими в многоквартирных домах.

Согласно п. 6, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг договор энергоснабжения между потребителем и ПАО «ТНС энерго Воронеж» является за­ключенным посредством конклюдентных действий на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг, управля­ющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты рас­торжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управ­ляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставле­ния коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо то­вариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14, 15 Правил предоставле­ния коммунальных услуг, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 указан­ных Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жи­лом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Из приведенных положений Правил предоставления коммунальных услуг следует, что в случае расторжения договора ресурсоснабжения с ИКУ, до заключе­ния нового договора ресурсоснабжения, ИКУ в отношении соответствующего мно­гоквартирного дома выступает РСО.

В данном случае между управляющей компанией ООО УК «РЭП-101» и ПАО «ТНС энерго Воронеж», договор энергоснабжения отсутствовал и соответственно ПАО «ТНС энерго Воронеж», приступило к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению согласно требованием законодательства.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ, Собственники помещений в многоквартир­ном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквар­тирном доме.

Исходя из указанных правовых норм при отсутствии договора между ресур­соснабжающей организацией и управляющей компанией, договорные отношения возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и граждана­ми, проживающими в многоквартирных домах, т.е. исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать поставляемый коммунальный ресурс РСО который выступает в каче­стве исполнителя коммунальных услуг.

Учет объема коммунальной услуги электроснабжение в многоквартирном доме № 7 по Московскому пр-ту осуществляется с использованием общедомового прибора учета (далее - ОДПУ): заводской № 016637 марки ЭЛТА-3-163-П15 (5-10А).

При расчетах за потребленную электроэнергию с гражданами-потребителями в указанный период применяйся тариф для населения, проживающего в много­квартирных жилых домах, оборудованных в установленном порядке газовыми пли­тами, утвержденный приказом УРТ ВО от 18.12.2014 № 55/1.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 13 Приложения № 2 к указанным Правилам предоставле­ния коммунальных услуг объем электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, определяется как разница между объемом электроэнергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме определенный по общедомовым приборам учета и объемом электроэнергии, потребленной за расчетный период в нежилых помещениях (если таковые имеются в многоквартирном доме), объемом электроэнергии потребленной за расчетный период в жилых помещениях.

Объем электроэнергии потребленной за расчетный период в жилых помеще­ниях определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ), либо нормативов потребления электроэнергии (при отсутствии приборов учета), либо исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунально­го ресурса потребителем при отсутствии показаний за расчетный период согласно п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Рассчитанный таким образом объем электроэнергии, потребленной на об­щедомовые нужды в многоквартирном доме, подлежит распределению между соб­ственниками исходя из соотношения площади их помещений к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Начисление объема электроэнергии по кв. 11 за декабрь 2016г. было произведено следующим образом:

Vодн. =(39120-18178,366)*43,1/5417,56=166,603 кВт*ч, где 39120 кВт*ч

- суммарный объем электроэнергии, потребленной жилым домом в расчетном периоде;

- 18178,366 кВт*ч - суммарный объем электроэнергии, начисленный гражда­нам-потребителям в расчетном периоде;

- 43,1 кв.м - общая площадь квартиры 11;

- 5417,56кв.м - суммарная общая площадь жилых и нежилых помещений.

Согласно постановлению Правительства № 603 от 29.06.2016 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудован­ном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предостав­ленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления комму­нальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случа­ев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предо­ставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллек­тивного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Норматив потребления кв.11 рассчитан следующим образом:

Vодн норм. =2288,2*1,15*43,1/5417,56=21 кВт*ч., где 2288,2 кв.м. - общая площадь МОП; 1,15 - коэффициент, применяемый при расчете норматива ОДН при отсутствии лифта в МКД;

- 43,1 - общая площадь квартиры № 11;

- 5417,56 кв. м. - суммарная общая площадь жилых и нежилых помещений. Таким образом, начисление на ОДН в платежном документе составило 21 кВт*ч.

Площадь всех жилых помещений многоквартирного дома № 7 по Мос-
ковскому пр-тусоставляет 4438,9 кв.м и нежилые помещения подключенные до ОДПУ общей площадью 978,66 кв.м.

Общая площадь помещений (квартир и нежилых помещений), входящих в состав многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу, опре­деляется как сумма площадей (общих) всех помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу на дату проведения расчета.

Суммарная площадь жилых и нежилых помещений подтверждается докумен­тами, содержащими сведения о размере площади каждого жилого и нежилого поме­щения в многоквартирном доме в том числе технической документацией.

Согласно ч. ч. 1 - 2 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичные положения закреплены в п. п. 2 - 5 Правил N 491.

На основании пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

Согласно положениям статьи 19 ЖК РФ и Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37) сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.

Общая площадь здания в соответствии с п. 3.38 Инструкции и п. 5 приложения N 2 СНиПа 2.08.01-89 "Жилые здания" определяется как сумма площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов и лоджий; площадь лестничных клеток, лифтовых и других шахт включается в площадь этажа с учетом их площадей в уровне данного этажа.

ГЖИ ВО в своих доводах исходит из следующих обстоятельств.

          Исходя из пояснений, представленных ПАО «ТНС энерго Воронеж», в МКД № 7 по Московскому пр-ту г. Воронежа, площадь всех жилых помещений – 4 438,9 кв.м., всех нежилых помещений - 978, 66 кв.м. Кроме того, в подтверждение размера нежилых площадей, ПАО «ТНС энерго Воронеж» представлены договоры энергоснабжения. При проведении анализа представленных документов, инспектором было выявлено несоответствие площади нежилых помещений, используемых ПАО «ТНС энерго Воронеж» при расчете, представленным документам. Так, исходя из договоров энергоснабжения, сумма площадей нежилых помещений составляет 459, 96 кв.м., согласно представленным ведомостям по объемам энергопотребления сумма площадей нежилых помещений – 958, 66 кв.м., в то время как в своих пояснениях в адрес инспекции, а также в заявлении в Арбитражный суд Воронежской области, ПАО «ТНС энерго Воронеж» указывает, что производит расчет исходя из площадей нежилых помещений равной 978,66 кв.м.

К договорам энергоснабжения приложены свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, однако, некоторые из них содержат сведения о жилых помещениях (исходя из общедоступных сведений Росреестра объект ликвидирован, например договоры с ФИО4, ФИО5, Скиба), к договору с ФИО6 приложено свидетельство о праве по другому адресу, а к договорам с ФИО7, Воронежскими лотереями и Воронежсбыт свидетельства о праве не приложены вообще.

На проверку также были представлены документы от ООО УК «РЭП-101», в том числе, содержащие сведения по нежилым площадям -технический паспорт, реестр нежилых помещений и договоры на предоставление услуг по содержанию и ремонту. Согласно представленным документам площадь нежилых помещений в вышеуказанном МКД составляет: по реестру УК - 1084,3 кв.м., по договорам - 786,5 кв.м.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что указанные сведения не являются перманентными, а носят постоянно изменяющийся характер, в связи с чем возможны подобного рода расхождения, тогда как ГЖИ ВО как проверяющий орган не установила конкретных цифр определения жилых и нежилых площадей рассматриваемого дома применительно к исчислению коммунального ресурса по энергоснабжению.

Также административный орган в своих доводах ссылается справку БТИ Коминтерновского района от 19.07.2018 №244/07-18 в отношении МКД 7 по Московскому пр-ту, полученную им, однако, уже после обращения заявителя в суд с требованиями об оспаривании предписания, на дату проведения проверочных мероприятий такие сведения у  ГЖИ ВО отсутствовали.

Согласно указанным в ней сведениям:

- общая площадь квартир составляет 4885, 3 кв.м. (жилая 3 185 кв. м., подсобная 1 699 кв. м);

- общая площадь лестниц и тамбуров (без учета повышающего коэффициента) – 465, 3 кв. м;

- общая площадь подвала – 1153, кв.м;

- общая площадь нежилых помещений – 988, 2 кв. м.

Сведения об инвентаризации технического этажа и чердака отсутствуют.

Тем самым, согласно сведениям БТИ по Коминтерновскому району Воронежской области общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 5 873, 5 кв.м.

Вместе с тем, БТИ Коминтерновского района сообщило, что указанные в справке сведения по состоянию на 2018 не являются актуальными.

Учитывая изложенное суд считает, что  справка БТИ Коминтерновского района от 19.07.2018 №244/07-18, прежде всего, не является технической документацией, а также не может быть признана безусловным доказательством, определяющим значение площади в целях начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе с учетом срока ее получения и актуальности указанных в ней сведений, тогда информации их филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области относительно рассматриваемых обстоятельств в суд от административного органа так и не поступило.

Согласно пункту 3 Правил N 354 разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, усматривается, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Каких-либо иных доказательств (в том числе принятия мер к их получению),  обосновывающих размер общей площади, подлежащего применению в расчете платы за электроэнергию на ОДН, ГЖИ ВО не представлено (ч.5 ст.200 АПК РФ).  

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что получив соответствующие разъяснения ГЖИ ВО при­шла к необоснованным выводам о том, что при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению предоставленную на общедо­мовые нужды собственникам помещений МКД №7 по Московскому пр-ту г. Воронежа за период сентябрь 2015г. - декабрь 2016г., применена общая пло­щадь жилых и нежилых помещений дома несоответствующая сведениям ука­занным в технической документации, поскольку ГЖИ ВО в документах, составленных по результатам проведенной документарной проверки, не обосновывает свою позицию со ссылками на конкретную техническую документацию, а именно не указывает какую площадь жилых и нежи­лых помещений надлежало применять в соответствующих расчетах и какими доку­ментами инспекция руководствуется в рассматриваемой ситуации.

Указанное обстоятельство создает неопределенность как в выводах инспекции о необходимости перерасчета платы, так и делает неисполнимым предписание.

Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному  закону № 294-ФЗ.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административный орган не доказал, что данные об общей площади жилых и нежилых помещений, использованные Обществом при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, являются неверными и не подлежат применению, соответственно Инспекция не доказала законность и обоснованность предписания, выданного Обществу.

Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Обязательным основанием для выдачи предписания как акта, содержащего властное волеизъявление выдавшего его должностного лица, является установление в ходе проверки и отражение в составленном по ее результатам акте и в самом предписании конкретного нарушения, а также обоснование необходимости применения определенных норм и правил, требования которых были нарушены.

Поскольку предписание может быть выдано только в случае установления объективно доказанных нарушений со стороны проверяемого лица, то обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 26.04.2018 рег. №04-31/103 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При изложенных обстоятельствах заявление ПАО «ТНС энерго Воронеж» подлежит удовлетворению.

Определением от 22.06.2018 судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 26.04.2018 рег. №04-31/103 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленных требований.

На основании п.  4 ст. 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

Учитывая исход дела, указанные обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения настоящего решения.

Принимая во внимание положения статей 101, 106, 110, 112 АПК РФ, статей 333.21, 333.37 Налогового кодекса РФ, Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117, понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000,00руб. относятся на Государственную жилищную инспекцию Воронежской области и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

                                           РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Воронеж) об устранении выявленных нарушений требований законодательства от 26.04.2018 регистрационный №04-31/103.

Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Государственную жилищную инспекцию Воронежской области устранить нарушение прав и законных интересов Публичного акционерного общества  «ТНС энерго Воронеж».

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>, зарегистрирована 02.04.1998 Администрацией Воронежской области, место нахождения: <...>) в пользу публичного акционерного общества  «ТНС энерго Воронеж» (ОГРН <***> ИНН <***> зарегистрировано в качестве юридического лица 31.08.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа, место нахождения: <...>) 3000,00руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                             Ю.А. Соколова