Арбитражный суд Воронежской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-12826/2011 «23» января 2012 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Шишкиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калашниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Панинского района Воронежской области
к Обществу с ограниченной ответственностью «Автобытгаз»
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от Прокурора Панинского района Воронежской области: Руденко И.И. – старшего прокурора отдела прокуратуры Воронежской области, служебное удостоверение (данные в протоколе);
от Общества с ограниченной ответственностью «Автобытгаз»: ФИО1 – представителя по доверенности №3 от 31.08.2010г. (на три года, копия в деле);
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Панинского района Воронежской области (далее - Прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Автобытгаз» (ОГРН: <***>, далее – ООО «Автобытгаз», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
ООО «Автобытгаз» отзыв не представило. Представитель в судебном заседании заявленные требования и фактические обстоятельства, изложенные заявителем, по существу не оспорил.
В судебном заседании суд, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлял перерыв с 16.01.2012г. по 23.01.2012г. (с учетом выходных дней 21.01.2012г., 22.01.2012г.).
Из материалов дела следует, что ООО «Автобытгаз» зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Предметом деятельности Общества является: розничная торговля моторным топливом, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров, оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом (л.д. 63).
06.12.2011г. помощником прокурора Панинского района проведена проверка законодательства о лицензировании при осуществлении торговой деятельности автогазозаправочной станции ООО «Автобытгаз», расположенной по адресу: <...>, в ходе которой установлено, что на автогазозаправочной станции ООО «Автобытгаз», расположенной по адресу: р.<...>, осуществляется деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без лицензии. Составлен акт проверки, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 13-15).
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11. КоАП РФ).
Согласно статье 28.4. КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
О возбуждении дела об административном правонарушении Прокурором в сроки, предусмотренные статьей 28.5. КоАП РФ, выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2. настоящего Кодекса.
Прокурором Панинского района Воронежской области на основании статьи 28.4. КоАП РФ и статей 24, 25 Федерального закона «О прокуратуре» с участием генерального директора Общества, 06.12.2011г. вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Автобытгаз» дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1. КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ), в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденных постановлением Госгортехнадзора № 6 от 04.03.2003г., автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) относятся к опасным производственным объектам, и деятельность по их проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации, а также изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту применяемых АГЗС технических устройств регулируется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ и Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002г. №61-А, зарегистрированными Минюстом России 28.11.2002г., регистрационный №3968.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599 «Об утверждении положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» (далее – Положение) определен порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации.
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению, в том числе, хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Согласно подпункту «а» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются ряд опасных веществ, в том числе: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
На основании изложенного суд считает, что автомобильные газозаправочные станции сжиженных углеводородных газов (АГЗС) являются взрывопожароопасными производственными объектами.
Пунктом 3 Положения установлено, что лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).
Лицензирующие органы осуществляют полномочия по предоставлению лицензий, ведению реестров лицензий (статьи 14, 21 Закона №99-ФЗ). В статьях 15, 21 Закона №99-ФЗ содержится перечень сведений, которые должны быть указаны в приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензии, а также в реестре лицензий, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности
Пунктом 1 статьи 18 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, лицензия выдаётся на вид деятельности, а не объект (место), на котором осуществляется эта деятельность.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, в имеющейся у Общества лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов №ВП-12-000731 (ЖКС) от 22.04.2009г. сроком действия до 22.04.2014г. место осуществления лицензируемого вида деятельности, расположенного по адресу: <...>, не указано.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что по указанному адресу ООО «Автобытгаз» осуществлялась деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта (АГЗС), что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, актом проверки, протоколом, кассовыми чеками, объяснениями ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, журналом кассира - операциониста, трудовыми договорами, договорами поставки сжиженного газа через автозаправочные станции, договором субаренды, паспортом сосуда, работающего под давлением, удостоверением о качестве изготовления сосуда, карточкой регистрации контрольно-кассовой техники, фототаблицами, лицензией, представителем Общества не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ. Прокурор заявляет требования о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Выявленные в ходе проверки нарушения подтверждены материалами дела и не оспариваются лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах в действиях ООО «Автобытгаз» имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ. В данном случае переквалификация не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 3 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Судом учитывается позиция заявителя, пояснения представителя ООО «Автобытгаз», указывающего на намерение прекратить эксплуатацию АГЗС, отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения. В связи, с чем суд находит возможным назначить Обществу наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ суд не усматривает. Законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, установив повышенные требования к лицам, осуществляющим такую деятельность. Следовательно, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), характеризуется высокой степенью общественной опасности правонарушения, поэтому не может являться малозначительным.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1., частями 2, 3 статьи 14.1., статьями 23.1., 29.10. КоАП РФ, статьями 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Автобытгаз» (ОГРН: <***>, <...>) к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Автобытгаз» административный штраф в сумме 30 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу:
получатель УФК по Воронежской области (прокуратура Воронежской области, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 366401001, банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области БИК 042007001, расчетный счет <***>, ОКАТО 20235000000, КБК 415 1 16 900 50 05 0000 140.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.М. Шишкина